Поиск по этому блогу

Так кто же построил Стену Плача?


Арье Парнис
Раскопки в Городе Давида продолжают приносить сенсации археологии Земли Израиля. Пару недель назад в центре внимания оказалась Стена Плача, вернее, юго-западный угол Храмовой Горы. Общепринятое мнение среди археологов и историков говорит, что Храмовую Гору, включая Стену Плача, построил царь Ирод в конце 1-го века до новой эры. Это мнение является одним из столпов в археологии Иерусалима. Последние раскопки у подножия Храмовой Горы показывают, что значительная часть стен Храмовой Горы была построена десятки лет спустя смерти Ирода. Ирод начал грандиозное предприятие, но не закончил.
ilterritory.com
Улица времен Второго Храма у подножия Храмовой Горы
Однако, давайте начнем сначала. Во время последних раскопок дренажного канала, пролегавшего под центральной улицей Иерусалима времен Второго Храма, возле арки Робинсона (остатка от громадного перехода который вел на Храмовую Гору) были сделаны удивительные открытия. На глубине 6 метров под уровнем древней улицы были найдены несколько микв и цистерн для сбора воды. Они были частью жилого квартала, располагавшегося здесь до расширения Храмовой Горы согласно планам Ирода.
Перестройка Горы и Второго Храма началась в 22 году до н.э.. Согласно описаниям Йосефа бен Матитьяу (Иосифа Флавия) это было «самым большим строительным предприятием о котором когда либо слышали люди». Существовавшие ранее строения, мешавшие работам, были полностью разобраны, а вырубленные в скале полости заполнены землей. Одна из найденных микв, находилась как раз на месте намеченной Западной Стены. Древние строители Храма заполнили микву землей и камнями, сверху покрыли ее тремя большими каменными плитами, а на них установили первый ряд камней (основание) Западной Стены Храмовой Горы.
Во время последних раскопок была тщательно промыта и просеяна земля, наполнявшая микву. Именно здесь археологов ждал большой сюрприз. В этой микве, под основанием Западной Стены, были найдены 3 глиняные свечки, бывшие в обиходе в 1-ом веке н.э., и 17 бронзовых монет, последние из которых датируются 17/18 годом н.э. (период правления в Иудее Валерия Грата). Следовательно, строительство юго-западного угла Храмовой Горы, арки Робинсона (грандиозного подъема на Храмовую Гору) и центральной улицы Иерусалима у подножия Храмовой Горы было после 18 года новой эры. Иными словами, значительная часть Западной Стены была построена более 20 лет спустя смерти Ирода (в 4-ом году до н.э.), в период правления римских прокураторов.
Эти находки соответствуют описанию Йосефа бен Матитьяу, утверждающему что только во время правления Агрипы 2-го внука Ирода (правившего в начале 40-ых годов н.э.) работы по строительству Храмовой Горы были закончены, и 18 тысяч рабочих в Иерусалиме остались безработными. Ирод отстроил Храм и начал грандиозные работы по расширению Храмовой Горы, которые продолжались более 60 лет, долгие десятилетия после его смерти.
Святость Стены Плача и Храмовой Горы
ilterritory.com
Стена Плача - вид с Маале а-Муграбим (подъем на Храмовую Гору)
Описанные находки и ответ на провокационный вопрос заголовка статьи, позволяют нам заново расставить величины на шкале Святости еврейского народа, а также исправить несколько распространенных ошибок насчет Стены Плача. Надеюсь, что последующие слова приблизят нас к пониманию истины и послужат к строительству, а не к разрушению (хотя новый подъем часто включает и изначальный спуск, разрушение и реконструкцию предыдущего – как в материальном, так и в духовном строительстве).
ilterrtory.com
Площадь Стены Плача с раскопками улицы и домов времен Второго Храма
Само название «Стена Плача» не имеет никакого основания в Еврейской традиции. Стена не плачет. Это название небольшого фрагмента Западной стены Храмовой горы (а-Котель а-Маарави) было дано русскими христианскими паломниками 100лет тому назад. Его породил вид униженных евреев, оплакивающих разрушенный Храм у подножия (снаружи) Храмовой горы. В течение столетий евреи собирались в небольшом проходе у подножия стены Храмовой Горы (30 метров длиной и 3.5 метров шириной), в единственном месте, выделенном Турецкими мусульманскими властями для евреев. Наверх, или к другим стенам Храмовой Горы, вход евреям был запрещен.
ilterritory.com
Переулок Стены Плача - 1925 год

Переулок Стены Плача
В еврейской традиции Святость часто обуславливается ограничениями и разделениями. Есть разница во времени – между святыми днями (суббота и праздники) и буднями. Разница между людьми – в заповедях и требованиях, возложенных на коэнов (священников – потомков Аарона), на простых евреев (избранный народ) и на другие народы (заповеди Ноаха). Есть разница в святости Места – Земля Израиля, Иерусалим, Храмовая Гора, место Храма … .
На Храмовую Гору, по еврейской традиции, нельзя подниматься тому, кто нечист (или не очистился в микве) от нечистоты выходящей из тела (зав, зава, нида и йоледет). Те, кто нечист нечистотой мертвого (прикасался к мертвому или был с ним под одной крышей…) могут подниматься на Храмовую Гору, но не на место самого Храма и Азарот. Эти законы основаны на разделение лагеря еврейского народа впустыне на 3 части – махане (лагерь) Шхина, Левия и Исраэль. Махане Исраэль это весь Иерусалим. Махане Левия, место расположения Моше и Аарона, это Храмовая Гора. При Моше находились останки Йосефа – соответственно не только тот, кто прикасался к мертвому, но и сам мертвый «разрешен» на Храмовой Горе. Махане Шхина, место Скинии и двора окружавшего ее, это место Храма и Азары – начиная с Эзрат Исраэль (но не включая Эзрат Нашим). (Подробный конспект законов Торы и Мудрецов по поводу подъема на Храмовую Гору можно увидеть у Рамба»ма, Яд а-Хазака, книга Авода, законы Биат а-Микдаш, глава 3).
В отличие от этого к Стене Плача может приближаться каждый (исключая лишь больного проказой, описанной в Торе, не известной на сегодняшний день). Святость Стены Плача, согласно еврейскому закону, это святость Иерусалима. Ведь мы находимся снаружи и у подножия Храмовой Горы, а стены Горы, во всей своей ширине, не были освещены. Сегодня у Стены Плача есть святость синагоги всего народа. Она функционирует как место молитвы евреев в течение последних 600-700 лет. Посещая Стену Плача, надо оказывать уважение, но никаким образом она не может быть заменой Храма и Храмовой Горы.
Один из аргументов приверженцев святости Стены Плача является термин Стена бедняков, появляющийся у Мудрецов. Мидраш говорит, что во время строительства Первого Храма, во время царя Шломо (Соломона), строительство западной стены досталось беднякам. В отличие от богатых, которые смогли нанять рабочих и построить другие части Храма «своим капиталом», бедняки строили своими руками. Благодаря этому В-севышний возлюбил именно эту Западную Стену, которая, по словам Мидраша, никогда не будет разрушена и за ней обитает Шхина (Б-ожественное присутствие).
Однако, Мидраш говорит о Первом Храме, а не о строительстве Ирода 1000 лет спустя. И также речь идет, скорее всего, о стене самого Храма, а не о подпорной стене окружающей гору, на вершине которой находился Храм.
Отсюда, наверно, развилось неверное (ложное) мнение, что только Стена Плача сохранилась со времен Храма. Это мнение можно услышать не только среди простых людей, но и в устах некоторых раввинов и несведущих экскурсоводов в Иерусалиме. Каждый, кто хоть немного знаком с Древним Иерусалимом, видел продолжение Западной Стены до встречи с Южной Стеной. Мог увидеть с Масличной Горы или попросту пройтись вдоль всей Восточной Стены Храмовой Горы. Да и небольшие части Северной Стены можно увидеть в Мусульманском квартале (построенном на Северной Стене Храмовой Горы).
ilterritory.com
Арка Робинсона 100 лет назад

Подъем на Храмовую Гору в наше время
Итак, если все стены Храмовой Горы сохранились, если после Шестидневной войны 1967 года мы можем подниматься на Храмовую Гору, если главные раввины Израиля, из ведущих авторитетов всего еврейского народа (рав Авраам Шапира и рав Мордехай Элияу за»ль), в 80-ых годах 20-го века высказались за строительство синагоги на Храмовой Горе. Так почему же до сих пор многие раввинские авторитеты заявляют «что по закону Иудаизма подъем на Храмовую гору строго запрещен»? Почему большинство людей продолжает молиться к Стене а не к месту Храма (Камень Основания под позолоченным куполом Кипат а-Села)? Почему новый музей Шаршерет а-Дорот, находящийся под прямым контролем раввина Стены Плача, практически возносит наружную Стену вместо Храма? Является ли это частью традиции Галута оставшейся внутри нас, или кто-то хочет этот Галут оставить в нас насильно, на Земле Израиля в возобновившемся еврейском государстве?
«Храмовая Гора в наших руках»!?
Начало падения обычно находится уже на взлете. Во время Шестидневной войны небольшой и изолированный народ Израиля чудесным образом достиг избавления от уничтожения и грандиозной победы над многочисленными и хорошо оснащенными врагами. Еврейский народ вернулся к самым древним наделам Земли Израиля – к Земле Танаха. Апогея войны была в момент провозглашения Мота Гура, командира десантной бригады освободившей Старый Город: «Храмовая Гора в наших руках». Сердце всего еврейского народа задрожало при этих словах.
Однако в тот же момент началось и падение. Десантники, раввины и генералы с вершины Храмовой Горы искали спуск к Стене Плача. В еврейском законе есть запрещение пройти через святое место, через синагогу, чтоб сократить путь. На арамейском языке, языке Талмуда, это называется капандария. В 1967 году это была общая капандария – шли через Храмовую Гору чтобы добраться до Стены Плача. Вы находитесь внутри дома, в святом месте, зачем искать наружную подпорную стену? Однако, как народ, мы помнили и мечтали о Стене Плача, откуда нас изгнали в 1948 году, а не о Храме. Храм был разрушен 2000 лет назад, да и со святой Горы нас изгнали мусульмане после строительства своих куполов более 1000 лет назад. Возвращение на Храмовую Гору было сверх всех мечтаний и ожиданий еврейского народа.
А через полчаса после первых десантников на Горе появился министр обороны Моше Даян. Он приказал немедленно снять Израильские флаги, повешенные солдатами освободителями, а через неделю передал власть над Храмовой Горой Вакфу (мусульманской религиозной собственности) со словами: «зачем нам этот Ватикан». Кроме главного раввина армии рава Горена практически никто не выразил протеста. С тех пор еврей может подняться на Гору как турист, но не как еврей. Нам даже запрещено молиться на Храмовой Горе – за это преступление израильская полиция выкидывает еврея наружу и открывает судебное дело за «нарушение общественного порядка». Наверно, это единственное место в мире, где еврею запрещено молиться. Однако это и единственное место в мире где, согласно Танаху, есть заповедь молиться.
Храмовая Гора в еврейской традиции
Храмовая Гора в еврейской традиции это сердце всего мира и всего еврейского народа. Отсюда началось творение мира, здесь был сотворен человек. На вершине горы было приношение Ицхака, там же был построен Первый и Второй Храм. Каждый молящийся еврей три раза в день просит отстроить Храм, место явного проявления Б-га в нашем мире, на том же самом месте – на вершине Горы. Храмовая Гора как точный барометр проявляет наше состояние на Святой Земле. На данный момент там правят арабы и израильская полиция, выполняющая в основном их директивы. А с вершины Горы из разу в раз выходит клич уничтожить еврейское государство. И все это положение создали мы сами и наши лидеры, отделенные от культуры и традиции своего народа.
В этой статье я не хочу вмешиваться в спор между раввинами – нужно ли сейчас подниматься на Храмовую Гору или лучше туда не приближаться. Многие раввины запрещают подниматься на Гору и предпочитают оставаться внизу. А другие поднимаются наверх во главе своих йешив, в праздничных одеждах, после окунания в микве и других приготовлений. (При сопровождении представителей мусульманского Вакфа и израильской полиции). На мой взгляд, есть проблематичность у обеих сторон. Наверно, основа различия в этих позициях в осознании стадии избавления, на которой сегодня находится еврейский народ. Одни ощущают, что мы живем в период избавления, когда В-севышний собирает свой народ на Святой Земле, привел к воскрешению еврейской государственности и помог Израилю выстоять и победить на поле военного и политического мирового противостояния. А другие продолжают ощущать себя в Польском штетеле. Мы живем в ситуации, когда свет и тьма служат вместе и не всегда легко распознать, где правда и как нужно жить.

Ads