Pages

Право на бесправие?


Анатолий Гержгорин, Нью-Йорк

Каждый человек, добившийся права думать головой или любым другим местом, имеет право колебаться и волноваться. Как и полное право колебать и волновать других. Либо находиться в вертикальном или горизонтальном положении. При этом каждый второй - просто в положении. 

Всё, что связано с законом и деньгами, дает право. Право пешехода, который всегда прав. Пока жив. Только, пожалуйста, не путайте права с равноправием. Б-г дал нам право выбора, но ничего не сказал о равноправии. Я начальник, ты - дурак. Вот и всё равноправие. А еще Он дал нам право быть Человеком. Права же человека придумали те, кто хотел побыстрей избавиться от этого ярма.Впервые основные понятия о "правах человека" более-менее членораздельно были заявлены во французской "Декларации прав человека и гражданина", принятой в 1789 году. Два года спустя появился американский "Билль о правах". Хотя первопроходцами все-таки следует считать англичан, принявших "Великую хартию вольностей" еще в 1215 году и дополнивших ее в 1689-м в "Билле о правах". Правда, это нисколько не мешало грабить и изгонять евреев, вести бесконечные колониальные войны, превращая "туземцев" в бессловесных рабов. Узаконенное королями и освященное церковью право на грабежи и убийства считалось незыблемей Священного престола.

"Всеобщая декларация прав человека", принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, революции в сознании не произвела. Потому что в основе её - всё тот же "универсальный прицип" равноправия, заложенный еще в "Декларации прав человека и гражданина". Хотя сама идея того, что все люди "рождаются свободными и равными", изначально порочна. Одни рождаются богатыми, другие - бедными, одни - здоровыми, другие - больными, одни - умными, другие - не очень, одни - в стране, текущей нефтью, другие - в бесплодной пустыне. Вечно голодающие северокорейцы никогда не поймут своих южных сородичей, не испытывающих нужды почти ни в чем. А, казалось бы, один народ.

Китай дружит со многими странами. Но связи с Ираном у него гораздо тесней, чем, скажем, с Эфиопией. Причина до банальности проста: Иран богат нефтью и газом, а Эфиопия обделена природными ресурсами. Национальные интересы, сколь бы эгоистичны они ни были, безусловно, важней просто межличностных отношений. И это не особый "китайский путь". В феврале 1945 года, незадолго до своей смерти, Франклин Рузвельт встретился с саудовским королем Ибн Саудом, который поставил его перед выбором: либо арабская нефть, либо "сионистское государство". Рузвельт думал недолго, пообещав "не предпринимать никаких шагов, которые были бы враждебны арабскому народу". Он решил, что реализовать оба варианта невозможно. И выбрал нефть.

Права человека и интересы государства совпадают далеко не всегда. А чаще всего не совпадают вообще. Ведь одно дело декларировать эти самые неотъемлемые права и совсем другое - скрупулезно их соблюдать. Лучше всего качать свои права. В ущерб прав всех остальных. Любой эстонец легко докажет вам, что для него права любого человека - святой долг и святая обязанность. Ради этого эстонский парламент готов принять закон, реабилитирующий нацистов. Недобитым ветеранам "Легиона СС" вот-вот присвоят звания "борцов за свободу". За то, что первыми в Европе, еще в декабре 1941 года, рапортовали фюреру: "Эстония отныне и навеки юденфрай!".

В Литве тоже изо всех сил борятся за права, без устали напоминая о 30 тысячах депортированных в Сибирь местных жителей всех национальностях и вероисповеданий. Но даже не вспоминают о 195 тысячах уничтоженных евреев. В экспозиции вильнюсского Национального музея период с 1941-го по 1944 годы, когда был почти окончательно решен "еврейский вопрос", отсутствует напрочь. В качестве оправдания обычно ссылаются на принятую полтора года назад статью в Уголовном кодексе, запрещающую под угрозой ответственности говорить о "двойном геноциде". Тогда же суд Клайпеды постановил, что свастика относится к "литовскому культурному наследию".

Европа, назначившая сама себя главной радетельницей за права человека, быстро забыла, что отделение прав от обязанностей так же смертельно, как отделение головы от туловища. Во время Второй мировой войны на стороне Германии воевали Венгрия, Италия, Румыния, Словакия, Финляндия и Хорватия. Из них, пожалуй, лишь Финляндия не утратила человеческого лица. Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Норвегия и Франция помогали Гитлеру добровольцами, число которых исчислялось десятками тысяч. Об этом теперь стараются не вспоминать. Опьяненная демократией Венгрия, к примеру, каждый год отмечает 11 февраля так называемый день чести. В память о 52-дневной обороне Будапешта. Правда, скромно умалчивает, что именно в эти дни была уничтожена большая часть оставшихся в городе евреев.

Марк Твен был гораздо прозорливей и честней нынешних политиков. «Все народы ненавидят друг друга, и все вместе они ненавидят евреев», - писал он в "Письмах с земли". Эта коллективная ненависть разрушает мир. Но "ум, честь и совесть нашей эпохи" по имени ООН даже не догадывается об этом. Хотя и видит, что земля уходит из-под ног. Пан Ги Мун был почетным гостем прошедшего в Бейруте международного форума "Реформы и переход к демократии". В своем выступлении он отметил, что «сегодня рушится старый мировой порядок, в котором царили монополия на власть, жесткая цензура и нарушение основных прав и свобод человека».

Беда политиков в том, что они всегда предлагают вчерашние ответы на сегодняшние вопросы. А у Пан Ги Муна вообще незавидное положение. Ему постоянно приходится подстраиваться под аудиторию. На Ближнем Востоке он никогда не скажет того, что говорит на Востоке Дальнем. Отсюда и фальшь. Типа: «Ветер перемен не остановить, пламя, зажженное в Тунисе, не потушить». В Дамаске тушат. И в Бахрейне с Саудовской Аравией тоже. Северная Корея и вовсе клинический случай. Смерть Ким Чен Ира вызвала новую волну репрессий. Тех, кто недостаточно скорбел по усопшему "великому учителю", спешно отправляют в лагеря. Остальным приказали еще туже затянуть пояса. Пан Ги Мун держался стойко, не проронив ни единой слезинки и не сказав ни единого осуждающего слова.

Генсек ООН - должность особая. Порядочный человек не польстится на нее даже за очень большие деньги. Выбирают тех, кто готов прислуживать сразу нескольким хозяевам. И Пан Ги Мун - почти идеальный вариант. Услужит кому угодно. В Бейруте от него ожидали жесткого осуждения Израиля. Он полностью оправдал эти ожидания, заявив, что «все поселения - как старые, так и новые - нелегальны». Аплодисментов не последовало. Пришлось добавить: «Израилю следует немедленно прекратить насилие против невинных палестинских граждан». Зал снова разочарованно вздохнул, видимо, ожидая более сурового приговора: существование Израиля в самом сердце мусульманского мира - нелегально.

Похоже, зима - сезон отчаяния, вызывающий у политиков нервный зуд. Французские парламентарии, вернувшись с рождественских каникул, со свежими силами ударились в математику. Они подсчитали, что в Иудее и Самариии проживают два миллиона триста тысяч арабов и всего четыреста пятьдесят тысяч "поселенцев". Но наглые евреи выпивают больше воды, чем порабощенные местные жители. А это уже грубое нарушение международного права, предусматривающего равный доступ к водным источникам для всего населения. В общем, если в кране нет воды... Инициатором подсчета стал бывший премьер и министр сельского хозяйства Лионель Жоспен, прошедший большой жизненный путь от троцкиста к социалисту.

Над загадкой, почему еврейские поселения, где постоянно экономят воду, цветут и благоухают, а арабские деревни, жители которых беззастенчиво воруют общественную воду, похожи на объеденный верблюдами саксаул, не один год бьются лучшие умы человечества. Израильтяне дали этому феномену достаточно точное определение - вандализм. Именно его, это определение, использовал британский вице-премьер Ник Клегг во время совместной пресс-конференции с Махмудом Аббасом. Правда, он имел в виду совсем другое, назвав "вандализмом" строительство жилья и развитие инфраструктуры в еврейских населенных пунктах. Больше всего о Луне рассуждают те, кто ничего о ней не знает.
Махмуд Аббас накануне переговоров с Израилем. Фото: AP

Аббас начал свой европейский вояж, в ходе которого, кроме Лондона, намерен посетить Берлин и Москву, накануне возобновления переговоров с Израилем, намеченных под давлением "ближневосточного квартета" на 26 января. По большому счету, эти навязанные извне переговоры ему нужны меньше всего. Он только и ищет повода, чтобы обвинить Израиль в нарушении договоренностей.

Но волей-неволей приходится соблюдать некий политический этикет. Европейцы ведь и деньги дают, и морально поддерживают, и на Израиль наезжают уже безо всякой подсказки, а по своей собственной воле. Почему бы и сейчас не заручиться их поддержкой? И раз за разом срывать любые контакты с ненавистной израильской стороной.

Это, кстати, мнение арабского журналиста Халеда Абу Тоаме, которое он высказал на сайте "Stonegate Institute", подкрепив конкретными примерами. Так, боевики Аббаса сорвали совместную встречу ученых в Иерусалиме. Палестинская делегация, получив ряд угроз, вынуждена была отказаться от диалога. Известный израильский певец Майк Шариф, приглашенный выступить на новогодней вечеринке в Рамалле, тоже вынужден был остаться дома. Организаторы мероприятия получили указание заменить друзского "соловья" на другого исполнителя. Отдавшие распоряжение полицейские объяснили, что некоторые песни Шариф исполняет на иврите, что негативно сказывается на арабском пищеварении. «Если у палестинского руководства возникают проблемы с израильскими песнями, то почему бы вообще не отменить Ословские соглашения и не объявить Израиль врагом?», - иронизирует Халед Абу Тоаме.

Его ирония вполне логично вписывается в канву происходящих событий. Аббас, не раздумывая, замёл бы "норвежские следы", но пока ему это невыгодно. Тем не менее, о царящих в автономии настроениях можно с уверенностью судить по выступлению "комиссара по идеологии" муфтия Иерусалима Мухаммада Ахмад Хусейна. На торжественном заседании в честь очередной годовщины основания движения ФАТХ он призвал беспощадно истреблять евреев, пригрозив, что в противном случае не будет воскрешения из мертвых. «Когда еврей спрячется за деревом или камнем, они закричат: "О мусульманин, слуга Аллаха, еврей здесь, подойди и убей его!» - войдя в раж, цитировал он слова пророка Мухаммеда.

Как это вяжется с правами человека, не объяснят ни одноимённый Совет при ООН, где тон задают страны, плюющие на эти самые права, ни многочисленные правозащитные организации, умело перевоплатившие святое дело в личный бизнес. "Китайское право" в европейской интерпретации превратилось чуть ли не в священную корову. Проблема лишь в том, кто имеет это право? Может быть, международная ассоциация парламентариев, пригласившая ХАМАС на конференцию по правам человека в Женеве? Израиль, понятно, возмутился. Не для того он платит членские взносы (причем, немалые) в фонд организации, чтобы ему публично плевали в лицо.

Европейцев, впрочем, тоже можно понять. Они на треть либералы, на четверть антисемиты и еще на четверть мусульмане. Эта гремучая смесь и притупляет рефлекс самосохранения. Отсюда такие колебания и горячее стремление поколебать других. Аббаса можно поздравить. У него теперь масса европейских советников и консультантов. Они слетаются в Рамаллу, как мухи на мед. Евросоюз даже разработал для него специальные рекомендации, как усилить давление на Израиль и взять под контроль Восточный Иерусалим. Принесет ли успех такая тактика? Вряд ли. У европейцев замечательное чутье на дерьмо, куда они регулярно вступают. А у "палестинцев" замечательное качество - при первой же возможности упускать любую возможность.

В Израиле, похоже, тоже начинают понимать, что "правовой" путь с правами для избранных ведет к самоубийству. Защита прав человека - это звучит, конечно, очень завораживающе. Проблема лишь в том, что, защищая права одного, легко нарушить права другого. Примеров тьма. Самый свежий - обмен Гилада Шалита на сотни убийц-головорезов. Солдата спасли, но какой ценой? И каково теперь тем, кто потерял родственников, погибших от рук освобожденных террористов? Кто восстановит их попранные права? В мире, где добро перемешано со злом, правда у каждого своя. Если израильтянин скажет, что угроза для его страны исходит от Ирана, то иранец будет утверждать обратное. Поэтому и не удается договориться ни на одном уровне. Каждый слышит то, что хочет слышать.

Возможен ли выход из этого тупика? Да. Надо просто заменить расплывчатый термин о защите прав человека на универсальный "Ноев завет". Семь законов для народов мира, включающие запреты на идолопоклонство, богохульство, убийство, воровство, прелюбодеяние, употребление в пищу плоти, отрезанной от живого животного и обязанность создать справедливую судебную систему, перекроют все лазейки для вольных и невольных злоупотреблений. Если, конечно, строго следовать их букве и духу. Между прочим, Конгресс США еще в марте 1991 года официально признал Семь законов Ноя, утвердив его законодательно обеими палатами (Public Law 102-14, 102nd Congress).

«Мы боремся не за человеческие права народа, но за божественные права человека», - сказал много-много лет назад Генрих Гейне. В этой борьбе человечество пока так и не преуспело. Поэтому вся борьба еще впереди.

Источник