Дисклеймер: текст и перевод не мой, публикуется «as is», все претензии к автору и переводчику.
В статье французского интернационалиста Ива Кольмана рассматриваются примеры левого антисемитизма под прикрытием «антисионизма». Как известно, такого рода антисемитизм настойчиво пропагандируется различными псевдолевыми.
В статье французского интернационалиста Ива Кольмана рассматриваются примеры левого антисемитизма под прикрытием «антисионизма». Как известно, такого рода антисемитизм настойчиво пропагандируется различными псевдолевыми.
С началом второй интифады и особенно после того, как израильская армия под руководством Шарона вновь оккупировала ряд территорий, переданных под контроль Палестинской администрации, среди крайне левых наблюдается новый расцвет всего ряда идиотских лозунгов или весьма сомнительных сопоставлений между политикой государства Израиль и политикой нацизма. Для этого леваки прибегают к последовательному сведению одного к другому. Сперва израильское правительство национального единства, которое является практически всепартийным, превращается в правительство Шарона. Затем Шарон становится Мясником, потом Падалью (по-французски «шаронь») — чудовищный пример дегуманизации классового врага. И, наконец, некоторые отождествляют Шарона с Гитлером (1)Что и требовалось доказать.
Отметим, что в этой области, как и во многих других сегодня, люди неспособны найти более солидный фундамент для борьбы с каким-нибудь врагом, чем сравнение его с Гитлером. От Буша (который сравнил с Гитлером Милошевича и Саддама Хусейна) до революционеров — все обнаруживают общий язык и Павловские рефлексы, демонстрируя крайнюю убогость мышления. Эта убогость не особенно удивляет в случае американского президента, но очень беспокоит, когда речь идет о революционерах, которые, как предполагается, имеют теоретическую традицию и багаж, содержащий предостаточно солидных аргументов, могущих быть использованы для борьбы с Ле-Пеном, Милошевичем, Хусейном или Шароном.
Предполагаемое «экономическое» происхождение антисемитизма
В номере «Соушелист уоркер» за июль-август Сабби Сагал делает обзор того, что она именует марксистской позицией по «еврейскому вопросу». Она описывает историю антисемитизма в различные периоды истории. До индустриальной революции, по ее мнению, антисемитизм может быть объяснен преимущественно тем фактом, что евреи были ростовщиками, сборщиками податей, банкирами, торговцами, короче, посредниками, необходимыми для функционирования мелкого товарного производства, а затем — нарождающегося капитализма. Этот «анализ» заимствует гипотезу, выдвинутую троцкистом Абрахамом Леоном в 1942 г. в книге «Марксисты и еврейский вопрос» — книге, которая заслуживала внимания в ту эпоху, поскольку писалась в крайне тяжелых условиях, но с тех пор совершенно устарела.
Прогресс исторических исследований
Действительно, историки ушли далеко вперед за прошедшие 60 лет. Чтобы увидеть это, достаточно хотя бы бегло просмотреть, к примеру, 4 тома «Еврейского общества на протяжении истории», сборника статей под редакцией Шмуэля Тригано, опубликованного в 2000 издательством «Файяр».
На землях ислама в Средние века евреи были далеки от того, чтобы специализироваться на торговле деньгами: они выполняли почти 250 различных профессий. Это на многие километры удалено от стереотипа еврея, неспособного возделывать землю. Огромное большинство их были разносчиками, домашними слугами, наемными работниками, крестьянами, подмастерьями или ремесленниками.
На средневековом Западе, в эпоху, когда, в теории, евреи были в принципе прикреплены к определенным профессиям, они фактически исполняли и другие специальности, нежели те, которые были дозволены им церковью. Еврейские крупные торговцы и банкиры не составляли большинства еврейского населения: их было слишком мало, чтобы составить общину (их насчитывалось тогда от нескольких сот до нескольких тысяч, и они были рассеяны по всему европейскому континенту).
Налоговые регистры 12 века, к примеру, показывают, что лишь меньшинство из 3000 евреев, живших в Англии, платило налоги, причем делало это за всю общину, слишком бедную для того, чтобы платить хоть сколько-нибудь. В Германии в 14 веке из 8 тысяч семей 2 тысячи были нищими и жили на подаяние своих единоверцев. Некоторые евреи были даже настолько неимущими, что присоединялись к группам немецких маргиналов и преступников, что и объясняет, почему немецкий воровской словарь содержит так много еврейских слов! В Моравии в общине, насчитывавшей в 17 веке 50 семей, 5 семей уплачивали 3/5 налога с общины. Во Франкфурте в 1870 году 25% членов общины не имели средств к существованию. В Варшаве в 1872 г. крупная финансовая, промышленная и торговая буржуазия представляла лишь 6% еврейского населения. Эти несколько примеров, взятых в интервале в 7 столетий, прекрасно показывают лживость и извращенность мифа об иудаизме как религии денег, — мифа, поддерживаемого различными религиозными и политическими властями и до тошноты повторяемого Марксом в его «К еврейскому вопросу», а недавно проиллюстрированного Жаком Аттали в его книге «Евреи и деньги» (3).
Как бы этого ни хотелось марксистским упрощенцам… и антисемитам, «экономическое» объяснение просто не выдерживает критики. Также не приходится удивляться тому, что некоторые марксисты занялись нагромождением неправды для того, чтобы их тезисы не лопнули. Так, в уже упоминавшейся статье Сабби Сагалл, автор утверждает, будто в Средние века евреи пользовались «покровительством и привилегиями», который давали им «статус лучший, чем у сервов». Такие заявления заставляют думать, будто тогдашние евреи составляли часть привилегированных классов, что неверно. Экономическое объяснение не позволяет понять причины враждебности крестьянских и городских масс к евреям на протяжении столетий: огромную роль играл религиозный фактор, поскольку все западные общества вплоть до 19 века основывались на христианских ценностях, и эти ценности организовывали все — политическую власть, судопроизводство, образование, законы, общественную жизнь и т.д. Свою роль играли и языковые, этнические, а затем и национальные факторы: помимо древнееврейского, испано-еврейского и идиш, евреи нередко разговаривали на ином языке, чем говорили в стране их обитания (например, английские евреи, высланные из Франции в 1066 году, говорили по-французски, прежде чем быть, в свою очередь, изгнанными из Англии двумя столетиями позже, в 1290 году; в 1895 году 80% сербских евреев еще говорили на испано-еврейском, так же как и 96% болгарских евреев и т.д.). Эта особенность отличала и изолировала их от остальной части населения. Наконец, тот факт, что евреи умели читать и писать (по религиозным причинам), делал их меньшинством, резко выделявшимся в океане глубокой неграмотности, насаждавшейся церковью и господствующими классами. Грамотность была для них весьма ценным преимуществом, позволяя реализовать свои способности, а это не могло вызвать ничего кроме ненависти и ревности.
Но тот факт, что марксисты сводят антисемитизм к преимущественно экономическому вопросу, имеет и еще одну, весьма проблематичную сторону: это означает, что как только капиталистический способ производства исчезнет, все формы расизма рассеются как дым (4). Трудно представить себе более наивную позицию.
Израиль: «поселенческая колония» в ритме национально-освободительных движений
Что касается сионизма, удивительно, что британская Социалистическая рабочая партия (СРП), которая (с обоснованием) поддерживает национально-освободительную борьбу палестинцев после того, как критически поддерживала все национально-освободительные движения на протяжении полувека, не отдает себе отчета в том, что и сионизм был разновидностью национально-освободительного движения. Даже если он был нацелен на создание поселенческой колонии по образцу США, Австралии или Южной Африки (5), что придает ему специфические и весьма неприятные черты. Но разве не то же самое относится к любым национально-освободительным движениям? Хотя большинство из них не пользовались поддержкой американского империализма, они получали весьма эффективную военную помощь от империализма российского. В чем же разница?
Непреодолимые теоретические трудности
Наконец, аргумент, что сионизм для своего существования нуждается в антисемитизме, напоминает аргументацию тех, кто утверждают, будто женщины не подвергались бы насилию со стороны мужчин, если бы не носили мини-юбки и глубокие декольте. (Сабби Сагала доходит даже до того, что пишет: «если бы антисемитизма не существовало, сионизм бы его создал». В подкрепление своего «тезиса» она ссылается на то, что Моссад в 50-х годах якобы подложил бомбу в багдадскую синагогу, для того чтобы посеять панику среди иракских евреев. Можно подумать, что одна-единственная бомба могла бы покончить с 2000-летним идиллическим сосуществованием!). Давайте продолжим это «рассуждение»: если бы евреев больше не было, не было бы и антисемитизма, не так ли? Именно так рассуждал когда-то Маркс в статье о «еврейском вопросе», объясняя, что когда все народы (в том числе евреи) освободятся от религиозного отчуждения, евреи исчезнут (в 1844 году Маркс имел в виду, разумеется, не физическое уничтожение евреев, а их тотальную ассимиляцию с исчезновением всяких культурных, религиозных, расовых, социальных и иных барьеров между людьми).Очевидно, что существование евреев ставит «марксистов» перед проблемой, и им не удается определить свою позицию по отношению к этим миллионам мужчин и женщин, которые не вписываются в их строгие теоретические построения. Когда Сабби Сегал объясняет нам, что «большинство народов древности были ассимилированы в окружавших их обществах и исчезли как особые этнические группы», легко ощутить замешательство и непонимание. Ах уж, эти евреи, все у них, не как у всех!
Парадоксальным образом, большинство из этих «марксистов» впадают в экзальтацию по поводу арабского или панарабского национализма — феномена еще более трудного для понимания, чем еврейский национализм, но что с того! Они не задаются вопросом, насколько удивительно отсутствие «ассимиляции»… арабов! Ведь Маркс же не написал работу «К арабскому вопросу» или «К мусульманскому вопросу», так что они приобретают право кидаться в любые катастрофические новшества (6).
Евреи и арабы: 2000 лет мира?
Сабби Сагал утверждает в своей статье также, что арабы и евреи жили в мире и согласии на протяжении 2000 лет и что только существование Израиля и «провокации» со стороны этого государства возбудили враждебность арабских масс против евреев. Здесь автор опять-таки совершенно не знает реалий и не отдает себе отчета в исторических фактах.Любой, кто открывал Коран хотя бы на несколько минут, не может не заметить, что речь идет о произведении, содержащем высказывания в адрес евреев, исполненные насилия и ненависти. Конечно, антиеврейские диатрибы соседствуют с более умеренными анализами, но следует констатировать, что исторически и политически наибольшее влияние оказали не самые утонченные части Корана (7). Кроме того, следует подчеркнуть, что евреи имели особый статус в исламском мире (дхимми), несомненно, лучший, чем при средневековом христианстве, но не гарантировавший им полного юридического равноправия и запрещавшего им выполнять определенные функции.
Наконец, автор забывает упомянуть о том, что положение евреев в арабских странах стало более трудным в 20 веке не из-за создания государства Израиль в 1948 году, а из-за национально-освободительных движений, которые поразили весь географический регион и развернулись с начала 20 столетия. Французам в Алжире пришлось паковать чемоданы, как и евреям в арабских странах, потому что эти общины, отчасти по совершенно разным историческим причинам, не выказали солидарности с борьбой за национальную независимость в регионе, где они жили на протяжении веков, и потому что они занимали несколько более «привилегированное» социальное положение по сравнению с пауперизованными арабскими массами, по крайней мере, в отношениях с колониальными властями. Даже если бы Израиль не был создан в 1948 году, весьма велика вероятность того, что евреи арабских стран в любом случае стали бы козлом отпущения для местных националистов.
Сионизм родился и исторически развился прежде всего потому что миллионы мужчин и женщин, по религиозным и историческим причинам, считали и все еще считают, что у них есть нечто общее, более сильное, чем их принадлежность к тому или иному национальному государству. Это «нечто» (чувство принадлежности к одному и тому же народу) варьирует в зависимости от человека, периода, общественной группы, и после создания государства Израиль оно, со всей очевидностью, используется сионизмом. Но оно существовало и до Шоа, и до сионизма. Учитывая эту политическую и теоретическую путаницу, легче понять, почему в повседневной антисионистской пропаганде могут возникать сомнительные тенденции. Приведем лишь два примера.
Слишком желая доказать…
В №3 «Сосиалисм» (с.8 и 9) помещены рядом две фотографии: на одной — немецкие солдаты во время Второй мировой войны, на другой — солдат израильский. Во время одной из манифестаций «солидарности» с Палестиной на площади Данфер-Рошро в Париже, квартал был заклеен анонимными плакатами: «Шарон — сын Гитлера». Проведение знака равенства между Шароном и Гитлером может привести левых, исполненных благих намерений (но не свободных от глубинного неосознанного антисемитизма) лишь к высвобождению своих расистских импульсов. Эти две фотографии играют ту же роль, что и идиотский лозунг. А подписи под фотографиями еще того хуже: на одной стороне «нацистский солдат», на другой «израильский солдат». Прежде всего, «нацистский» — это не национальность, в отличие от «израильский», а политическая принадлежность. Так что речь идет о немецком солдате, а не о нацистском (редакция «Сосиалисм» этого будто бы не знает). С другой стороны, то, что немецкие солдаты (нацисты или нет) делали с евреями, не имеет ничего общего с «издевательствами», как гласит подпись. Издевательство — это заставить кого-нибудь ходить голым или выкинуть отвратительный трюк и т.д., то есть то, чем вот уже 50 лет делается в армии, или в подготовительных классах школы или даже сегодня на медицинском факультете. Немецкие солдаты не «издевались» над евреями, они их беспощадно истребляли. Разница между издевательством и уничтожением 6 миллионов человек — это не просто нюанс в словаре.
С другой стороны, «Сосиалисм» публикует фотографию израильского солдата, который «угрожает» (как указано в подписи) палестинцам. Прежде всего, эта фотография обрезана, чтобы не сказать сфальсифицирована: линия отреза заставляет думать, что солдат угрожает семье с ребенком, но не показано, лежат ли эти люди действительно на земле, или находятся где-то дальше. «Сосиалисм» не уточняет, при каких обстоятельствах сделана фотография, хотя относительно той, которая касается евреев и немецкого солдата, все знают, что произошло во время Второй мировой войны. Более того, слово «угрожать» гораздо сильнее, чем слово «издеваться». Для недалёкого человека вывод очевиден: то, что делают израильтяне с палестинцами, по меньшей мере, столь же тяжко (если не хуже), как и то, что нацисты делали с евреями (8).
Основные партии израильского демократического государства не имеют намерения истребить всех палестинцев и никогда не подвергали тысячи палестинцев практике массового уничтожения. Утверждать обратное безответственно (9). Напротив, именно в арабских странах свободно распространяются т.н. «Протоколы сионских мудрецов» (10) и целый выводок нацистов превратился после 1945 года в политических советников арабских политических лидеров. Это в арабских странах газеты ежедневно распространяют антисемитскую пропаганду. И об этом статья в «Сосиалисм» не говорит ничего.
Современный антисемитизм
№3 «Сосиалисм» публикует выдержки из автобиографии Тони Клиффа (11) «A World to win» и статью Даниэля Лартишо. Эти два текста полны неточностей в отношении антисемитизма. Д. Лартишо утверждает, будто «единственной пружиной» «отвратительных актов», совершенных против синагог во Франции, служит «конфликт на Ближнем Востоке». Он забывает упомянуть, что во Франции жив антисемитизм, как в среде правых и крайне правых, так и в рядах левых, среди части населения из Магриба и его детей. Голоса, поданные за Ле-Пена, приходят от избирателей как справа, так и слева; более того, сосуществование иудаизма и мусульманской религии в Магрибе никогда не было беспроблемным, и это не может не оказывать влияния на тех, чьи родители или деды родились на земле ислама.
Что касается отрывков из автобиографии Клиффа, они также содержат огромные ляпы: «экономическое и интеллектуальное гетто исчезло», преспокойно заявляет Клифф, говоря о Германии начала 20 века. Любой человек, знакомый с историей немецких евреев, знает, что антисемитизм процветал и после первого объединения, иначе Гитлер не включил бы его в свою политическую программу в «Майн Кампф». Иначе ему никогда не удалось бы с такой легкостью навязать все антисемитские законы после прихода к власти, не говоря уже об «окончательном решении». Но, очевидно, это позволяет свести нацистский антисемитизм исключительно к необходимости найти козла отпущения перед лицом «кризиса, который разрушил средства к существованию широких слоев мелкой буржуазии» («Соушелист ревью»). Более того, Клифф «забывает» упомянуть бомбардировки Израиля ракетами «Скад», все заявления и действия арабских лидеров против Израиля за минувшие 50 лет. Если евреи не были уничтожены или, по меньшей мере, сброшены в море в 1948 году, то не из-за нежелания окрестных арабских государств. Но потому, что евреи не допустили этого и использовали для этого всех мыслимых союзников. Во время войны 1948 года евреев спас российский империализм, в массовом порядке поставляя им оружие через посредство Чехословакии; затем эту функцию еще более эффективно взял на себя империализм американский.
Конечно, вопрос Израиля сложен; его невозможно осветить на паре страниц. Но проводя опасную параллель (с антисемитским подтекстом, хотя это, очевидно, не входит в намерения «Сосиалисм») и забывая упомянуть об антисемитизме, жертвами которого до сих пор становятся евреи Германии и Франции, журнал наводит на мысль, что для евреев имеется другое непосредственное и конкретное решение. Какое? В теории — мировая социалистическая революция, но ее никогда не было, и никто не знает, когда она произойдет. А перед лицом вполне конкретного антисемитизма нужно было и сейчас нужно защищаться. В прошлом сотни тысяч евреев пытались идти путем, который «Сосиалисм» выдвигает сегодня; они участвовали во всех течениях рабочего движения. Самое меньшее, что можно сказать: это не защитило их ни от антисемитизма левых, ни от истребления со стороны царя, нацистов, Петэна и многих других. И что «еврейский вопрос» всегда недооценивался левыми и крайне левыми. Как можно не понять, что существование государства — обладающего, по слухам, ядерным оружием — кажется евреям после Холокоста (относительной) гарантией, более надежной, чем полтора века красивых речей против расизма? Конечно, эта политика ведет, с исторической точки зрения, в полный тупик, но рабочее движение, со своей стороны, тоже виновно в этом провале. Следует честно признать это и исследовать его причины.
Если бы Израиля не существовало, и он не принял бы решение примерно после процесса Эйхмана развернуть во всем мире кампанию против антисемитизма, мы не знали бы сотой части того, что знаем сегодня об антисемитизме, о пассивности большинства европейского населения, о соучастии буржуазных государств до и во время Второй мировой войны. Если сегодня Израиль отчасти использует Холокост для оправдания колонизаторской политики в Палестине, то именно потому что на протяжении десятилетий левые и даже крайне левые не считали антисемитизм фундаментальной проблемой (12).
Опасное сползание
Другой пример сомнительного антисионизма подает газета «Соушелист уоркер», орган Интернациональной социалистической организации в США, которая сравнила продвижение израильских танков на улицах Дженина с продвижением немецких танков в Варшавском гетто!!! Воспользовавшись высказыванием одного израильского офицера, который провёл такое сравнение, американский еженедельник льёт воду на мельницу антисемитизма, лицемерно прикрываясь сионистом-евреем!
Надо ли напоминать о том, что в Израиле / Палестине нет концлагерей и израильская армия не оккупирует «зарубежную» страну (ситуация куда сложнее); что израильские солдаты не находятся за тысячи километров от своей земли и, прежде всего, не имеют намерения полностью истребить палестинское население, как это делали с евреями нацисты и их польские подручные? Подобное сравнение может только подпитывать антиеврейские настроения, которые здесь, во Франции побудили людей недалёких, манипулируемых или одновременно и тех, и других к попыткам поджога синагог, швырянию камнями и избиения евреев прямо на улицах. Более того, подобная позиция не помогает палестинцам ясно осознать действительные цели своих руководителей. Одно дело выступать за существование палестинского государства, и совсем другое — безусловно поддерживать коррумпированную диктатуру Арафата и его союзников.
Одно дело — поддерживать борьбу палестинцев за свои демократические права, а другое — верить (или заставлять поверить), будто терроризм — это всего лишь либо в основном результат экспансионистской политики Израиля. Все религиозные (Хамас, Джихад) и нерелигиозные (ООП и др.) силы создают апологию мученика, что логичным образом ведет к регулярным убийствам израильских гражданских лиц и препятствует любому мирному сосуществованию между израильским и палестинскими народами.
Примечания:
1. Интересно отметить, кто был, несомненно, первым, обвинившим евреев в сотрудничестве с Гитлером, ещё в эпоху нацистской Германии. Как рассказывает Том Сегев в книге «Седьмой миллион», между предшественниками Партии труда (Мапай) и современного Ликуда, партии Ариэля Шарона (Херут) происходил крайне острые политические конфликты. Палестинские евреи прекрасно знали, что происходит в Германии, и из-за весьма дискриминационных законов относительно эмиграции в Палестину, им приходилось в 1939-1940 гг. делать крайне болезненный выбор. Но тот факт, что сионисты-евреи использовали такого рода подлую амальгаму для того, чтобы морально и политически дисквалифицировать других евреев, ни в коей мере не оправдывает то, что сегодня к ней прибегают крайне левые.
2. Три упомянутые далее публикации защищают, с некоторыми нюансами, позиции британской Социалистической рабочей партии, в настоящее время — наиболее значительной крайне левой организации в Европе. Ссылаясь на Ленина и Троцкого, эта группа весьма живо внесла некоторые вариации в ленинистскую ортодоксию, обличая государственный капитализм во всех якобы рабочих или социалистических государствах и заняв более критическую позицию в отношении национально-освободительных движений, чем различные ветви Четвертого Интернационала.
3. Этот совершенно безответственный интеллектуал не замедлил выплеснуть свои излияния в СМИ, объяснив, что евреи были «гениями денег». Трудно понять, почему народ, обладающий такими, якобы наследственными качествами, создал государство, находящееся в состоянии постоянного финансового банкротства, и почему все евреи планеты не стали миллиардерами. Но Аттали совершенно не волнует, что его абсурдные тезисы льют воду на мельницу антисемитизма и абсолютно не соответствуют фактам. Раз о нем говорят — он доволен.
4. И эта абсурдная позиция встречается в пропаганде революционных групп в отношении всех сфер современного общества. Она позволяет им не обращать внимания на национальные, этнические и половые конфликты, убегая в прекрасную веру, что революция разрешит все. Процитируем другой вариант этой слепоты: «Только когда большинство евреев осудят Израиль, антисемитизм будет побежден» («Соушелист ревью»). Как будто бы антисемитизма не существовало до 1948 года и как будто бы евреи несли за него главную ответственность! В книге Яира Орона «Крайне левые евреи в мае 68» упомянуто, как один левацкий активист, посетивший палестинские лагеря в 1970-х гг., рассказывает о крайне враждебной реакции своих собеседников, когда он наивно поведал им, что он — еврей.
5. См. статью Йорена Ифташеля об израильских бедуинах в Transeuropéennes N° 22.
6. Поэтому некоторые пытаются объяснить нам, что исламский фундаментализм — это почти революционная идеология, но об этом речь пойдёт в другой статье.
7. Точно также, именно наиболее антиеврейское (антисемитское) прочтение «Нового Завета», а не его более взвешенное толкование оказывало влияние на христиан на протяжении 2000 лет. Католическая церковь вынуждена была недавно уничтожить миллионы экземпляров нового издания Библии на испанском языке, поскольку оно содержало множество антисемитских комментариев.
8. Здесь можно обнаружить один из вывернутых наизнанку антисемитских аргументов, часто используемых левыми и крайне левыми. Наши добрые души изумляются, как народ, страдавший от стольких преследований на протяжении своей истории, может, в свою очередь, осуществлять жестокие репрессии на оккупированных территориях. Прежде всего, это суждение исходит из ложной посылки — коллективной ответственности: не все немцы были нацистами (Гитлер загнал более миллиона немцев в концлагеря), и не все евреи были жертвами (некоторые сотрудничали с нацистами в надежде спасти свою жизнь; другие думали только о себе, эмигрировали сами и плевали на судьбу своих единоверцев; третьи сражались с оружием в руках и т.д.). К тому же, не все евреи сегодня согласны с политикой своего правительства и злоупотреблениями армии. А некоторые из тех, кто живут в Израиле, даже отказываются служить в армии. Более того, это рассуждение основано нам наивной идее, что тот, кто был жертвой несправедливости, угнетения, пыток (или чьи родители или деды страдали или были убиты), автоматически приобретает высокие моральные качества и политическую прозорливость. Тут уж недалеко до идеи генетического превосходства, связанного с прямым или косвенным опытом мученичества. Короче, впадение в совершенную фантастику.
9. Израильское государство ведёт грязную войну, которая, как и все современные войны, бьёт больше по гражданским лицам, чем по профессиональным военным. В любом случае, в этом конфликте разделение на гражданских и военных имеет не много смысла, так как все израильтяне, мужчины и женщины, могут быть призваны в армию, и любой палестинец может участвовать в организации, практикующей антиеврейский терроризм.
10. Фальшивка, сфабрикованная царской полицией, чтобы подкрепить тезис о мнимом еврейском заговоре с целью захвата власти над миром.
11. Лидер британской СРП, умерший в 2001 г., который начинал свою борьбу в британской подмандатной Палестине в троцкистском движении, а потом переехал бороться в Англию. Он, в частности, написал две биографии Ленина и Троцкого, а также важную книгу, переведённую и на французский язык «Государственный капитализм в России».
12. Эта проблема не нова, как свидетельствует, например, позиция французских социалистов во время «дела Дрейфуса» или участников Сопротивления во время и после Второй мировой войны, которые отодвигали проблему антисемитизма на второй план.
Ив Кольман, французский интернационалист,
издатель альманаха "Ни родины, ни границ"
via vivalafora
Запись опубликована Вадим Давыдов | Dixi. You can comment here or there.
via vivalafora
Запись опубликована Вадим Давыдов | Dixi. You can comment here or there.