Ксения Светлова
В ряд ли 23-летний Хамза аль-Кашгари (вот он на видео), гражданин Саудовской Аравии думал в тот день, когда открыл аккаунт в «Твиттере», что в недалеком будущем именно увлечение этой популярной социальной сетью доведет его до бегства из Саудовской Аравии в Малайзию, экстрадиции на родину, ареста и угроз смертной казни. Кашгари, которого уже называют современным Салманом Рушди, обвиняется в нанесении оскорбления пророку Мухаммеду и, если его вина будет доказана, может быть приговорен к высшей мере наказания, смертной казни. Судя по всему, молодому человеку, который трудился на поприще журналистики в местном издании «Аль-Билад», просто ударила в голову «арабская весна». Ветры перемен и реформ, которые недолго дули в Тунисе, Египте и Ливии, дошли и до Саудовской Аравии. Он подумал, что раз его родная Саудовщина требует свободы по очереди для тунисского, ливийского, египетского народа, а теперь дня не проходит, чтобы не потребовала свободы для сирийского, у себя тоже разрешит хоть маленькую свободку. Вот ведь прошлой весной саудовские женщины потребовали неслыханного – разрешить им водить автомобиль. После этого опыт площади Тахрир решилиповторить местные шииты на востоке страны, которые, правда, быстро поняли, что свобода – она не для всех.
Вот и Хамза Кашгари решил в духе новых пофилософствовать на страницах «Твиттера» о своих взаимоотношениях с пророком Мухаммедом. «Я люблю в тебе некоторые стороны и ненавижу другие. Я люблю твою дерзость и ненавижу тот ореол святости, который возник вокруг тебя. Я не стану молиться за тебя, а пожму тебе руку, как товарищу», – так обратился молодой человек к пророку ислама. Возможно, по юности лет журналист не подумал о том, что создатели «Твиттера» не несут никакой ответственности за дальнейшую судьбу тех людей, которые пользуются этим популярным сервисом.
Пророк Мухаммед в исламе считается фигурой священной, несмотря на то, что немало хадисов (высказываний, переданных со слов его современников) указывают на то, что пророк требовал от своих последователей относиться к нему как к обыкновенному человеку. Не прошло и двух-трех дней со дня публикации злосчастного твита, как вся Саудовская Аравия обсуждала это громкое дело. На Кашгари охотились «мутава» – полиция нравов – и разъяренные сограждане, твердо намеренные отомстить ему за оскорбление пророка. Журналист стер опрометчивые фразы о пророке и ликвидировал свой аккаунт в «Твиттере», однако его высказывания уже обошли весь исламский мир. Поняв, что дело пахнет публичной казнью на главной площади в Эр-Рияде, Кашгари собирался попросить политическое убежище в Новой Зеландии (как можно дальше от Саудовской Аравии), но ему удалось добраться лишь до Малайзии. Саудовские власти потребовали экстрадировать преступника на родину, и Малайзия эту просьбу вскоре удовлетворила. Теперь журналист сидит в саудовской тюрьме и дожидается суда. Тем временем местные богословы уже решили судьбу Хамзы Кашгари, заочно приговорив его к смертной казни за «святотатство».
Загадочный мир ваххабита
Учитывая, что в Саудовской Аравии казнят и за меньшее – например за колдовство, переживания родственников и друзей Хамзы Кашгари вполне объяснимы. Вместе с тем, в этом деле есть несколько неувязок. Вполне возможно, что молодой журналист выкурил не ту сигарету и позволил себе излишнюю фамильярность по отношению к пророку. Но с другой стороны, ведь ваххабитское направление ислама, которое исповедуют в Саудовской Аравии, как раз таки начертало на своем зеленом знамени джихад против идолопоклонства и обожествления пророка Мухаммеда, его соратников и членов семьи!
Ваххабиты резко выступают против посещения и молитв на могиле пророка, утверждая, что такие обряды способствуют его обожествлению и противоречат «тавхиду» – строгому единобожию. «Тавхид» является одним из пяти столпов исламской веры, и ваххабиты, как наиболее пуританское направление в исламе, считают его настолько важным, что готовы пойти ради его соблюдения даже на самые крайние меры. В 1806 году, когда полчища воинов, последователей Абд аль-Ваххаба пришли из Нежда в Хиджаз, они уничтожили десятки мавзолеев, возведенных турками-оттоманами и местными мусульманами, и даже попытались разгромить могилу пророка.Борьба с могилами и древними памятниками продолжается и по сей день. Дом, где в 570 году нашей эры родился пророк, стал библиотекой, а на месте дома его первой жены Хадиджыпостроили публичный туалет. Все для того, чтобы отбить у верующих какую-либо охоту поклоняться Мухаммеду или кому-либо из его близких и просить у них защиты, помощи и снисхождения. Если рассматривать заявления Хамзы Кашгари в этом свете, получается, что молодой человек, который открыто заявил, что он выступает против «ауры обожествления» вокруг пророка Мухаммеда, действовал как раз в духе ваххабизма. Что, конечно, не означает, что эти доводы будут приняты шариатским судом Эр-Рияда. Адвокату Хамзы Кашгари придется немало попотеть для того, чтобы убедить судей в том, что в его высказываниях не было никакого злого умысла.
Родину не выбирают
Вторая неувязка заключается в том, что даже если в соответствии с законами Саудовской Аравии Кашгари совершил страшное преступление и в самом деле оскорбил честь и достоинство пророка, гуманный и высокоморальный Запад обязан вмешаться в это дело и не допустить казни журналиста. Ведь это не менее варварская и бесчеловечная практика, чем, скажем, побиение камнями женщин в Иране или Афганистане. Тем более, что Саудовская Аравия, которую президент Барак Обама в 2009 году назвал «настоящим другом и партнером», – это не враждебный Иран, а дружественная страна с тесными и длительными связями с США. Казалось бы, пару звонков из Вашингтона в Эр-Риад, и Хамза Кашгари спасен.
Но в том то и дело, что Саудовская Аравия – это не Иран. Ссориться и оказывать давление на Саудовскую Аравию невыгодно, а то можно растерять последних союзников на Ближнем Востоке. И вообще, до тех пор, пока нефть свободно идет из саудовских портов в Японию, Европу и т. д.,пусть казнят колдунов и журналистов, стреляют в мирных демонстрантов-шиитов в Катифе, сажают в тюрьму женщин-водителей и так далее и тому подобное. Поэтому Хамзе Кашгари приходится рассчитывать исключительно на провидение, а также на помощь друзей-блогеров, которые пытаются привлечь блуждающее внимание международного сообщества к его судьбе. Если ему очень повезет, его приговор будет смягчен, и горе-писатель окажется в тюрьме, выплатит штраф и понесет физическое наказание. В худшем случае, Кашгари войдет в историю как первая жертва «Твиттера», которая поверила в то, что за технологией непременно следуют свободомыслие и прогресс. Блаженны верующие..
Вот и Хамза Кашгари решил в духе новых пофилософствовать на страницах «Твиттера» о своих взаимоотношениях с пророком Мухаммедом. «Я люблю в тебе некоторые стороны и ненавижу другие. Я люблю твою дерзость и ненавижу тот ореол святости, который возник вокруг тебя. Я не стану молиться за тебя, а пожму тебе руку, как товарищу», – так обратился молодой человек к пророку ислама. Возможно, по юности лет журналист не подумал о том, что создатели «Твиттера» не несут никакой ответственности за дальнейшую судьбу тех людей, которые пользуются этим популярным сервисом.
Пророк Мухаммед в исламе считается фигурой священной, несмотря на то, что немало хадисов (высказываний, переданных со слов его современников) указывают на то, что пророк требовал от своих последователей относиться к нему как к обыкновенному человеку. Не прошло и двух-трех дней со дня публикации злосчастного твита, как вся Саудовская Аравия обсуждала это громкое дело. На Кашгари охотились «мутава» – полиция нравов – и разъяренные сограждане, твердо намеренные отомстить ему за оскорбление пророка. Журналист стер опрометчивые фразы о пророке и ликвидировал свой аккаунт в «Твиттере», однако его высказывания уже обошли весь исламский мир. Поняв, что дело пахнет публичной казнью на главной площади в Эр-Рияде, Кашгари собирался попросить политическое убежище в Новой Зеландии (как можно дальше от Саудовской Аравии), но ему удалось добраться лишь до Малайзии. Саудовские власти потребовали экстрадировать преступника на родину, и Малайзия эту просьбу вскоре удовлетворила. Теперь журналист сидит в саудовской тюрьме и дожидается суда. Тем временем местные богословы уже решили судьбу Хамзы Кашгари, заочно приговорив его к смертной казни за «святотатство».
Загадочный мир ваххабита
Учитывая, что в Саудовской Аравии казнят и за меньшее – например за колдовство, переживания родственников и друзей Хамзы Кашгари вполне объяснимы. Вместе с тем, в этом деле есть несколько неувязок. Вполне возможно, что молодой журналист выкурил не ту сигарету и позволил себе излишнюю фамильярность по отношению к пророку. Но с другой стороны, ведь ваххабитское направление ислама, которое исповедуют в Саудовской Аравии, как раз таки начертало на своем зеленом знамени джихад против идолопоклонства и обожествления пророка Мухаммеда, его соратников и членов семьи!
Ваххабиты резко выступают против посещения и молитв на могиле пророка, утверждая, что такие обряды способствуют его обожествлению и противоречат «тавхиду» – строгому единобожию. «Тавхид» является одним из пяти столпов исламской веры, и ваххабиты, как наиболее пуританское направление в исламе, считают его настолько важным, что готовы пойти ради его соблюдения даже на самые крайние меры. В 1806 году, когда полчища воинов, последователей Абд аль-Ваххаба пришли из Нежда в Хиджаз, они уничтожили десятки мавзолеев, возведенных турками-оттоманами и местными мусульманами, и даже попытались разгромить могилу пророка.Борьба с могилами и древними памятниками продолжается и по сей день. Дом, где в 570 году нашей эры родился пророк, стал библиотекой, а на месте дома его первой жены Хадиджыпостроили публичный туалет. Все для того, чтобы отбить у верующих какую-либо охоту поклоняться Мухаммеду или кому-либо из его близких и просить у них защиты, помощи и снисхождения. Если рассматривать заявления Хамзы Кашгари в этом свете, получается, что молодой человек, который открыто заявил, что он выступает против «ауры обожествления» вокруг пророка Мухаммеда, действовал как раз в духе ваххабизма. Что, конечно, не означает, что эти доводы будут приняты шариатским судом Эр-Рияда. Адвокату Хамзы Кашгари придется немало попотеть для того, чтобы убедить судей в том, что в его высказываниях не было никакого злого умысла.
Родину не выбирают
Вторая неувязка заключается в том, что даже если в соответствии с законами Саудовской Аравии Кашгари совершил страшное преступление и в самом деле оскорбил честь и достоинство пророка, гуманный и высокоморальный Запад обязан вмешаться в это дело и не допустить казни журналиста. Ведь это не менее варварская и бесчеловечная практика, чем, скажем, побиение камнями женщин в Иране или Афганистане. Тем более, что Саудовская Аравия, которую президент Барак Обама в 2009 году назвал «настоящим другом и партнером», – это не враждебный Иран, а дружественная страна с тесными и длительными связями с США. Казалось бы, пару звонков из Вашингтона в Эр-Риад, и Хамза Кашгари спасен.
Но в том то и дело, что Саудовская Аравия – это не Иран. Ссориться и оказывать давление на Саудовскую Аравию невыгодно, а то можно растерять последних союзников на Ближнем Востоке. И вообще, до тех пор, пока нефть свободно идет из саудовских портов в Японию, Европу и т. д.,пусть казнят колдунов и журналистов, стреляют в мирных демонстрантов-шиитов в Катифе, сажают в тюрьму женщин-водителей и так далее и тому подобное. Поэтому Хамзе Кашгари приходится рассчитывать исключительно на провидение, а также на помощь друзей-блогеров, которые пытаются привлечь блуждающее внимание международного сообщества к его судьбе. Если ему очень повезет, его приговор будет смягчен, и горе-писатель окажется в тюрьме, выплатит штраф и понесет физическое наказание. В худшем случае, Кашгари войдет в историю как первая жертва «Твиттера», которая поверила в то, что за технологией непременно следуют свободомыслие и прогресс. Блаженны верующие..