Pages

Избранность еврейского народа: что есть и чего нет

Генис Давид Ефимович


Тема "избитая", но почему-то многим не дающая покоя




Избранность еврейского народа: что есть и чего нет

   Часть 1. Ватикан "пустился во все тяжкая"...
     
Чего только не встретишь в газетах и интернете. Есть "умники", пишущие статьи или комменты по темам, по сути которых им нечего сказать или осмысленно возразить, но "лягнуть копытом" весьма горазды. У них, как и у страуса, глаза крупнее мозга... Например, по, казалось бы, уже сотни раз говоренной теме избранности еврейского народа, о которой в Торе, Библии и Коране всё изложено. Кому-то понятно, кому-то - нет, а третьи вообще в ярости, видя в "избранности" еврейского народа только доктрину якобы превосходства, жажды "всемирной" власти и расизма. Немало российских блогов, где "страсти-мордасти" на полном серьезе о евреях, считающих себя "избранными", "лучшими" и тому подобный словесный понос. В России, да и не только там, других проблем уже нет?
  Не собираюсь выступать третейским судьей, ибо пока существуют евреи, будут и эти беспочвенные обвинения. Но и молчать не могу, еще раз почитаю, еще раз напишу... У меня убеждение, чем активнее к всемирному халифату и господству зеленого флага в мире рвутся исламисты, тем больше они и их приспешники, вольные или невольные, пытаются всех убедить, что это евреи, такие-сякие, властелины мира, обуреваемые расизмом, зло для всех народов. Вот такая дымовая завеса, в которой, к сожалению очень многие потеряли всякие ориентиры и логику рассуждений... Думаю еще и по-другому: большие доллары на нефти, большие ёмкие рынки сбыта и другие политико-экономические выгоды в мусульманских краях для многих сегодня затмили все понятия чести и честности. И вот один из примеров недавнего времени. Читайте дальше.
  
   Ватикан: "Избранного народа больше нет !"
  
   Самым оригинальным "открытием" Ватикана за последние две тысячи лет стало заявление: "Избранного народа больше нет" (Октябрь 2010 г.). "Епископы из стран Ближнего Востока, собравшиеся на конференцию в Ватикане, приняли резолюцию, требующую от Израиля "прекратить оккупацию палестинских земель и прекратить использовать Библию как оправдание несправедливостей, чинимых в отношении палестинцев". Конференция, продолжавшаяся 2 недели, была созвана Папой Бенедиктом XVI для обсуждения положения христиан на Ближнем Востоке.
  
   Христиане составляют религиозное меньшинство в регионе, которое с каждым годом сокращается. Израиль возлагает ответственность за это на мусульманских экстремистов, но у самих христиан, как выяснилось, иное мнение. Епископы призвали Израиль выполнить соответствующие резолюции ООН и объявили, что "Священное писание не может служить основанием для возвращения евреев в Израиль, высылки палестинцев и оккупации палестинских земель" (Простите, у меня вопрос: как это "высокие" служители церкви Священное писание могут не считать основанием? Д.Г.). "Права на "Обетованную землю" не являются привилегией еврейского народаХристос отменил это право. Избранного народа больше нет".

(Сообщение о решении Ватикана. http://www.isra.com/news/129869).
   
У меня вопрос к Ватикану.
  
   Прежде всего, евреям, еврейскому народу "до лампочки", что там Христос отменил. Для Ватикана "сын божий" это указ, для еврейского народа Христос только тот, под именем которого вырезали и сжигали тысячи и тысячи евреев. Ватикан решил, что он сегодня самый главный заместитель Б-га, который именно ему поручил отменить данную же самим Б-гом "избранность" именно еврейскому народу.
  
   Но, главное: отменить то, чего нет, бессмысленно. Отменить можно только то, что реально существует. Думаю, все согласятся с этой аксиомой. В таком случае у меня к ватиканским мудрецам вопрос - с момента создания христианства прошло две тысячи лет. И если только теперь высокий симпозиум не рядовых католиков, а епископов, облеченных властью и "мудростью", заявил официально, на весь мир, что "избранного народа больше нет", значит, даже по их понятиям, "избранный еврейский народ" все эти две тысячи лет существовал! О чем тогда речь? "Кума сама себя высекла"?...
  
   Своим заявлением Ватикан со епископами посадили себя самих в лужу, точно также, как когда-то их предшественники сожгли Коперника и чуть не сожгли Галилея за отрицание церковного утверждения, что Земля это центр Вселенной и солнце вертится вокруг неё. Ну, и что? До сих пор и во веки веков Земля будет кружить вокруг Солнца вопреки установке ватиканских "знатоков". То же самое и с еврейским народом: не во власти епископов решать, а тем более, отменять, говоря их собственным языком, Б-гоизбранность еврейского народа. Точка. Не в их силах было отменить вращение Земли вокруг Солнца, не в их силах отменить еврейский народ! Не епископы, а группа "второгодников", вернее, "великих комбинаторов"...
  
   Христианский Мегапортал о решении Ватикана

   О резолюции епископов сообщает также Христианский Мегапортал invictory.org. По словам одного из пасторов Израиля, которые передает мегапорталу invictory.org пресс-центр служения восстановления духовного наследия "Неемия", это не мнение большинства христиан, это узко католическое мнение. "Мы, живущие в Израиле, считаем, что это невежественное заявление и категорически возражаем против этого, - говорит пастор. - О какой оккупации идет речь"? В свою очередь служение восстановления духовного наследия "Неемия" призывает здравое христианство поднять голос за Израиль, за истину о земле Израиля, о Божьих обетованиях. "Пожалуйста, пасторы, епископы, верующие, не промолчите, время встать за Израиль. Бог Израиля жив!", - призывает служение".

 (http://www.invictory.org/news/story-29070-, 25 Окт 2010)

   МИД Израиля ответил католическим епископам

   "24 октября 2010 г. в МИД Израиля раскритиковали завершившийся в Ватикане Синод католических епископов по Ближнему Востоку и выразили сожаление, что это представительное собрание прошло в форме "политической атаки на Израиль в лучших традициях арабской пропаганды". Заместитель Министра иностранных дел Дани Аялон заявил, что это был форум католических епископов, настроенных против государства Израиль. Он также призвал Ватикан дистанцироваться от "оскорбительных высказываний", которые, по его мнению, допускали в своих выступлениях отдельные докладчики в адрес Израиля". МИД Израиля, 26 окт 2010.

(http:// www.invictory.org/news/story-29100)
  
   Христиане бегут из арабских земель не из-за Израиля
  
"В последний день работы Синода, созванного Папой Римским Бенедиктом XVI для обсуждения проблемы сокращения количества христиан в ближневосточных странах, была принята резолюция, призывающая международное сообщество, и в частности ООН, положить конец "оккупации" "палестинских территорий".
  
   Известный печальный факт: именно с арабских земель вытесняют христиан. В течение двух недель епископы спорили о том, что является причиной исхода христиан с Ближнего Востока: усиление радикальных исламских движений, таких как Хизбалла и ХАМАС, или продолжение израильской "оккупации" на "палестинской" территории.
  
   И епископы сдались мусульманам на милость победителя. Католики, по их мнению, убегают из стран Ближнего Востока из-за того, что Израиль такой-сякой.
   Епископы высказывают уверенность, что "священный Иерусалим" сможет приобрести собственный статус столицы трех религий. Опять же, Иерусалим был и остается столицей еврейского народа уже три тысячи лет, он стал столицей еврейского государства уже три тысячи лет тому назад и сохранял этот статус все три тысячи лет до наших дней, несмотря на массовое изгнание евреев с их земли всякими захватчиками, включая арабов. Ватикан пусть порядок наводит в своих "епархиях" и никто его не уполномочил решать судьбу Иерусалима.
    
   Епископам вспомнить бы резню христиан в Дамуре
  
   Уничтожение христиан города Дамур в 1976 г. -- лишь одно из звеньев геноцида христиан Ливана. Город Дамур расположен в 20 км. южнее Бейрута. Здесь жили 25 тысяч христиан. 9 января 1976 года город был окружен силами 16000 палестинских и сирийских арабов и формирований наемников из Ирана, Пакистана, Афганистана и Ливии.


Стрельба и артобстрел продолжались весь день. Местный настоятель звонил всем политическим лидерам, все только сочувствовали. Главный бандит Арафат ответил ему: "Отец, не волнуйтесь. Мы не причиним вам вреда. Если и разрушим город, то только по стратегическим причинам."


В полночь были отключены телефоны, вода и электричество. Вторжение началось в час ночи. Город пытался защититься. Палестинцы блокировали город, перекрыв поставки продовольствия, отключили воду и не позволили Красному Кресту вывозить раненных. 23 января 1976 г. начался заключительный штурм. "Это походило на Апокалипсис. Они надвигались тысячами, крича Аллах Акбар! И они убивали всех на своем пути, мужчин, женщин, детей... Семьи христиан целиком убивали в их домах. Многих женщин перед смертью насиловали".


В течение 15 лет войны, Арафат и ООП погрузили Ливан в пучину насилия, изуверств, грабежей и убийств. Из 1,2 миллионов христиан (по переписи 1970г), более 40 тысяч были убиты, 100 тысяч ранены, 5000 остались калеками. Многие христиане вынуждены были покинуть родину, спасаясь в США и в Европе. Христианское население Ливана стремительно тает. Если в начале 70-х годов христиане составляли большинство -- 60%, то к 2000 году их осталось 30%.
(Источник: The Massacre and Destruction of Damour. 04.03.2011). 
   
Исчезающий народ
  
   На сайте "Любите друг друга!", в рубрике "Критическое положение христиан на Святой Земле", прочитал статью Г. Кухарчика "Исчезающий народ" (http://www.lubite.org/nr/ema_nomera/riticeckoe_polozenie). 

Вкратце перескажу.
  
"Никто не оказывает христианам, живущим на территории "Палестинской автономии" такой материальной поддержки, какой пользуются мусульмане со стороны Саудовской Аравии, до них не доходят средства административной и гуманитарной помощи из Европы и Америки, поступающие на официальные счета ПА".
  
   В начале XX в. христиане составляли 10% населения Палестины. Сегодня их менее 2% - примерно 130 тыс. в Израиле и 50 тыс. на территории ПА. Резкое снижение числа христиан в Иерусалиме наблюдалось в 1948-1967 годах, когда восточная часть Иерусалима находилась под контролем Иордании. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время. В 1997-2002 годах число христиан на территориях, переданных Израилем ПА на Западном Берегу Иордана, снизилось с 35 тыс. в 1997 году до 25 тыс. в 2002, т.е. на 29%. В секторе Газы, за этот же период, их число снизилось на 20%. В Израиле такого процесса не наблюдается.
  
   Ярким примером этого процесса является город Назарет. До 1948 года он был в большинстве своем христианским. В 1948 году здесь появились мусульмане. И уже в конце 1995 года число христиан уменьшилось до 18 тыс., составив только 36% населения Назарета. Многие христиане покидали исторически христианские места. В 1967-1992 г.г. с территории Западного Берега вынуждены были уехать 35% местных христиан. Этот процесс не прекратился и после 1994 года, когда контроль над важнейшими христианскими городами Вифлеемом и Рамаллой был передан ПА. Например, из Вифлеема с городками Бейт-Джалла и Бейт-Сахур (еще недавно в большинстве христианских) с 2000 по 2004 г. эмигрировало за границу более 2 тысяч христианских семей. Пятьдесят лет назад 75% жителей Вифлеема исповедовали веру в Иисуса Христа. Сегодня их осталось не более 25% .
   В последнее время христиане вынуждены покидать свои дома и убираться неведомо куда из-за антихристианской политики ПА, которая из "жертвы, преследуемой Израилем" (как они сами утверждают) превратилась в жестокого палача.
  
   В 2005 г. главный настоятель францисканской Кустодии Святой Земли в интервью 4 сентября 2005 г. итальянской газете Corriere della Sera сказал: "Почти каждый день - повторяю, каждый день - наши общины здесь подвергаются нападениям исламских экстремистов. Если не делают этого члены Хамаса и Джихада, то и так найдутся охотники, которых ПА и не собирается наказывать"Он сообщает, что в 2000 - 2004 годах христиане стали жертвами 93 нападений. Часто на стенах палестинских городов появляется надпись: Когда покончим с народом субботы [т.е. с евреями], займемся народом воскресенья [т.е. христианами]. 13 октября 2000 года во время молитв в мечети сектора Газа, которые транслировали по палестинскому телевидению, мулла Ахмад Халабия заявил: "Всемогущий Аллах требует от нас, чтобы мы не заключали союзов с евреями или христианами, чтобы мы не любили их, чтобы мы не становились их партнерами, не поддерживали их и не подписывали с ними договоров".
  
   4 сентября 2005 г. в г. Тайбе мусульмане учинили погром и сожгли 13 домов христиан. Согласно исламскому шариату, связь мусульманки с христианином должна быть наказана смертью. Но виноваты оказались окрестные христиане, которым необходимо было "отомстить".
               
   Отсутствие уважения к дорогим христианину местам со стороны властей ПА имеет однозначно антихристианский характер. Расположенный недалеко от Храма Рождества Христова православный монастырь, Арафат переделал в свою резиденцию. В 1997 году та же участь постигла православный монастырь в Хевроне. Недалеко от Иерусалима расположен христианский городок Бейт-Джалла. По преданию, именно здесь Иисус Христос воскресил дочь Иаира, начальника местной синагоги. Это место приметили исламские террористы, и отсюда в 2002 году обстреливали из минометов еврейские кварталы южного Иерусалима. Израиль организовал бомбардировку Бейт-Джаллы, мировое общественное мнение, конечно же, осудило евреев - а не мусульманских провокаторов.
  
   Точно такие же расчеты привели к оккупации исламскими террористами Храма Рождества в Вифлееме в апреле 2002 года. Провокация исламистов не удалась, израильтяне не предприняли штурма Храма. Священники описывают поведение боевиков: "Они грабили всё - открывали все двери и грабили всё, что видели. Украли наши молитвенники и четыре креста, не оставили ничегоПалестинцы забрали подсвечники, иконы и все предметы, напоминавшие золото", использовали Библию в качестве туалетной бумаги.
               
   Урбанистическая политика палестинских властей стала очередным орудием, направленным против христиан Автономии, чтобы за их счет укрепить положение мусульман. Город Вифлеем является наиболее ярким примером такой политики. У христиан не было иллюзий относительно проблем в результате передачи города ПА по соглашениям в Осло в 1993 году. Тогдашний мэр Вифлеема Элиас Фрейдж старался добиться, чтобы город остался в границах Израиля, как часть расширенного Иерусалима. Он предвидел, что в противном случае Вифлеем превратится в город без христиан. Дальнейшие события показали, что он не ошибался.
              
   В Палестине продолжается непрерывная борьба за землю. Те же люди, которые постоянно трубят на весь мир о "разграблении палестинской земли евреями", не делают ничего, чтобы противостоять разграблению христианской земли мусульманами-палестинцами. С христианским наследием Святой Земли власти Палестины борются также при помощи школьных учебников. Из них арабские дети узнают, что Иисус был "палестинским пророком". В целом пропаганда в учебниках направлена против евреев, но заодно с Ветхим Заветом она дискредитирует и Новый. Например, в них утверждается, что в Иерусалиме на Храмовой Горе никогда не было иудейского Храма. Где он был? Не в Иерусалиме, который всегда принадлежал мусульманам. Эту идею подхватили также другие арабские страны, которые ведут антиизраильскую и антисемитскую политику. Эта ложь, явная и непоследовательная, порождает также и антихристианские настроения.
    
   В марте 2005 года вышла книга Элизы Пинны, специалиста по вопросам религиозных взаимоотношений на Ближнем Востоке, под символическим названием: Закат христианства в Палестине. Автор пишет, что именно исламский фундаментализм несет ответственность за преследования христиан, проживающих в Святой Земле. Именно он преобразил политическую борьбу арабского народа с израильским государством в религиозную войну ислама против "неверных" - прежде всего, евреев, а также против "людей воскресенья", т.е. христиан. 
   
Жизнь христиан в Палестинской Автономии
   
"Независимая журналистка Шейла Равив на своем блоге пишет, что общественность и СМИ намеренно закрывают глаза на положение христиан в Бейт-Лехеме. "Не только число христиан тает в результате эмиграции под угрозой убийства и похищения, но и их умерших выкапывают из могил, обвинив их посмертно в осквернении святой мусульманской земли в Газе. Никому нет до этого дела, никто не приходит на помощь", - пишет Равив. "Местные священники всех конфессий боятся поднять шум или помогать своей пастве из страха репрессий, и в результате их паству вырезают".
  
   "Я не преувеличиваю, - пишет журналистка, тщетно взывая к совести мира. Жизнь христиан в Палестинской Автономии превратилась в сущий ад, никто из них не знает, проснется ли на утро, будут ли убиты на следующий день его сыновья, а дочери похищены". В городе, когда-то населенном христианами, теперь осталось не более 15% коренных жителей, остальные теперь мусульмане, превратившие христиан в граждан второго сорта. Большинство христиан Бейт-Лехема любят Израиль и были бы рады туда переехать, но бежать туда они не могут. Об этом многочисленные "миротворцы" из христианских стран предпочитают молчать - это может помешать процессу установления мира с исламом за счет Израиля и христиан.  

Анатолий (http:// www.newsland.ru/news/detail/id/446285/).
  
   Продолжение ниже
  
   0x01 graphic
   Иерусалим. У Стены Плача. Фото Давида Гениса
  
   0x01 graphic
Горит христианская церковь в Каире. 5 дек 2011.
  
   Часть 2. Религии об избранности еврейского народа

   О том, что понимают евреи под "избранностью" и что "мыслят" себе на эту тему или неосведомленные люди, или элементарные антисемиты и политиканы, я вернусь дальше. Здесь же хочу привести небольшую выборку положений и мнений христианства и ислама по этой теме. Понятно, всю её ни осветить, ни обсудить не берусь, литературы по этому вопросу не счесть. Буду оперировать тем немногим, что мне доступно из интернета.
   
Христиане об избранности еврейского народа
  
   Интересная вещь: в той же России больше всего пишут и говорят с возмущением о том, что евреи считают себя "выше", "лучше" всех. Но вспомните главный эпитет "православных": всех нерусских с пренебрежением называют нехристями и считали во все века своим правом их убивать, грабить, низводить на уровень второстепенных людей. Это то как раз, чего никогда не делали евреи. Жили они себе в местечках, гетто или за чертой оседлости, чаще всего в бедности и голоде, никому никаких погромов не устраивали, никого угрозами финансово не "доили", не грабили. Им не до покорения мира было...
  
   В то же время, не все настолько "дубовые". "В настоящее время немало христиан убеждены, что избрание Израиля вечно. Так, в одном из документов Всемирного Совета Церквей протестантских общин (1988 г.) говорится: 1. Завет между Б-гом и еврейским народом остается в силе. 2. Антисемитизм, как и любые учения, подвергающие осуждению иудаизм, должны быть отвергнуты. 3. Традиции иудаизма - есть дар самого Б-га. 4. Всякое давление, направленное на евреев с целью обращения их в христианство, несовместимо с христианской верой".
  
В декларации христианских ученых "Священный долг" (2002 год) сказано: "В течение многих веков христиане провозглашали, что иудейский завет с Б-гом был заменен (вытеснен) христианским заветом. Мы отвергаем подобные притязания и верим, что Б-г не отменяет данных Им обещаний. Мы утверждаем, что Б-г пребывает в завете и с иудеями, и с христианами". Правда, тут следует уже хитрая приписка "в Завете с иудеями, и с христианами". Если евреи ссылаются на Завет с Б-гом, о котором четко говорится в Торе, то христиане такой прямой ссылки не имеют, ибо все Евангелия написаны людьми и не от имени Б-га. Но эти вещи я оставляю религиозным знатокам, для меня сейчас важно не это.
  
В богоизбранности Израиля (напомню, речь идет не о Государстве Израиле, а о народе Израиль) не сомневались и многие православные люди. Вот, например, что говорил о евреях святитель Феофан Затворник (1815-1894): "Не раскаивается Б-г и не отменяет того, что даровал и кого призвал. Этот народ (еврейский) и есть избранный, имевший особое звание и предназначение, и пользовавшийся столькими благодеяниями и дарованиями: ему дан закон, к нему посланы пророки, для него явлены знамения и чудеса. И после этого возможно ли, чтобы Б-г его отверг? Нет, кого избрал Б-г, того будет наказывать для исправления, будет лишать милости Своей на время, но окончательно не отвергнет его. Ибо иначе Он и не избрал бы его, если бы предвидел, что он когда-нибудь окончательно сделается недостойным милости Его. Иудеи имели свои недостатки, и имеют. Но из всех народов никто не мог лучше их исполнить намерения Б-жия о спасении людей. Предвидел это Б-г, и избрал их".
  
"А. В. Карташов - церковный историк и богослов, бывший обер-прокурором Святейшего Синода в период большевистской революции, писал: "Религиозно-положительное, религиозно-любовное отношение к еврейству для христианина безусловно обязательно... Еврей - вот этот самый пейсатый и лапсердатный талмудист, твердящий ежедневно "шема", еврей - есть, как ни как, "родственник божий", пусть отверженный, пусть гонимый и истязуемый Б-гом по пророчествам, но все же почему-то "избранный". Этой тайны не смеет отвергнуть ни один христианин, хотя бы самого черного толка... Это требование не аристократической утонченности, а обычного опыта, доступного всякому живо верующему простецу".
   (цитаты из статьи Барац, 2004).
  
   Идея Богоизбранности в понятии церкви
  
   "Идею богоизбранности восприняла и трансформировала Христианская Церковь. Согласно христианской концепции, установившейся в эпоху Средневековья, миссия Израиля как И. Н. закончилась с рождением из его среды Иисуса Христа; "Израиль во плоти", т. е. еврейский народ, отвергнут Богом, а "истинным Израилем", "Израилем во духе", является Христианская Церковь. Отказ евреев принять эту концепцию служил обоснованием антисемитизма как в Средние века, так и позднее. Только в 20 в. христианские теологи задумались над словами Павла о том, что иудеи, даже не принявшие Христа, суть "в отношении к избранию возлюбленные Божии ради отцев. Ибо дары и призвание Божие непреложны" (Рим 11:28--29); "Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак" (Рим 11:1).
  
   Опираясь на эти слова апостола, II Ватиканский Собор записал в "Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям" (1967): "Исследуя тайну Церкви, Священный Собор памятует об узах, соединяющих духовно народ Нового Завета с потомством Авраама... Церковь не может забыть, что она приняла Откровение Ветхого Завета через народ, с которым Бог, по Своей неизреченной милости, соизволил заключить древний Союз... <...>...по Апостолу, иудеи и доныне остаются, ради отцов, возлюбленными Богом, чьи дары и призвания непреложны". (Синило Г.В. Избранный народ, //slovari.yandex.ru/-)
  
   Н.А. Бердяев об избранности
  
   Хочу привести несколько цитат из двух статей известного российского философа Бердяева Н.А. ("Христианство и антисемитизм", Париж, 1938, и "Еврейский вопрос как вопрос христианский"). Привожу без комментариев, ибо статьи Бердяева надо читатать, а не пересказывать. В данном случае, меня привлекло то, что он пишет об избранности еврейского народа без кавычек, хотя не всё так однозначно в его интерпретации.
  
   "Есть еврейское самомнение, которое раздражает. Но оно психологически объяснимо: этот народ был унижен другими народами и он себя компенсирует сознанием избранности и своей высокой миссии". 
   "Евреи народ особой, исключительной религиозной судьбы. Избранный народ Божий, из которого вышел Мессия и который отверг Мессию, не может иметь исторической судьбы, похожей на судьбу других народов. Этот народ скреплен и на века объединен не теми свойствами, которые обыкновенно скрепляют и объединяют народы, а исключительностью своей религиозной судьбы". 
   "Христиане принуждены признать богоизбранность еврейского народа, этого требует христианское вероучение...".
   "Христианство, в глубинном смысле, есть религиозный антисемитизм или, точнее, антииудаизм. Христианский антииудаизм и есть обратная сторона веры в богоизбранность еврейского народа".
   "Христос сойдет с креста, когда в него поверят евреи, евреи же поверят в него лишь после того, как он сойдет с креста" (Замечательно сказано, советую еще раз прочитать и подумать "мессианским евреям" за Христа... Д.Г.).  
  
Цитаты из христианской Библии
  
   Откроем книгу: "Библiя. Книги Священнаго Писанiя Ветхаго и Новаго Завета".
   Каноническiя. Издание по благословенiю Святейшаго Правительствующаго Синода (Издатель: Русское библейское Общество США-Швеция, 1997). 

Почему решил оперировать цитатами этого Священного Писания? Дабы подчеркнуть - не вчера вошло это слово "избранный народ" в лексикон, не жители местечек и гетто его придумали и потому евреи сегодняшние не признают никаких обвинений по поводу термина и смысла "избранный народ". Как кто-то остроумно заметил - евреи не участвовали в выборах, никто их не избирал, их просто Назначили, их назначил Б-г быть избранными! Есть желающие - можете спорить с Б-гом! Ваше дело. А у евреев и своих дел хватает...
  
   В Книге пророка Исаiи (5:7): "Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его". В Книге Пророка Амоса третья глава так озаглавлена: "Господь изрекает слово на весь дом Ияковлев". В ней говорится:
   (3:1-2): "Слушайте слово это, которое Господь нарек на вас, сыны Израилевы, - на всё племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря: Только вас признал Я из всех племен земли...".
  
   И снова вернемся к Книге пророка Исайи. Глава 43 "Искупление и возрождение народа избранного". Здесь четко сказано, для чего Б-г избрал евреев (10-13): "А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы -- свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог".
  
   Ведь языческие были времена, и кто-то должен был возвестить людям, не знавших Б-га, что есть Б-г, один Б-г для всех, что кто-то должен был свидетельствовать о Единобожии, вместо поклонения разным "божкам", человекобыкам и прочим статуям. Вот главная цель и задача избранности - быть свидетелями на основе судьбы народа Израиля о том, что есть Б-г, только один Б-г, и именно Он и есть Спаситель! Верите вы во всё это, хорошо, значит, вы человек религиозный. Не верите, ваше дело, Но, при чем тут ваша обида или злоба на евреев?
  
   Коран об избранности еврейского народа
  
   Чтобы избежать упреков в неточности перевода, я пользовался изложением айатов (стихов) сур (глав) Корана четырех авторитетных и признанных в мусульманском мире переводчиков (И.В.Пороховой, М., 2002; И.Ю.Крачковского, 1998; Магомед-Нури Османова; Г.С. Саблукова, 1907). Но, ради экономии места, буду цитировать айаты в переводе И. В. Пороховой, считающегося ныне мусульманскими исламоведами наиболее адэкватным переводом (одобрен Исламской Академией, Каир). Из остальных переводов параллельно привожу только ключевые фразы.
  
   В пятой Суре Коран сообщает о Мусе (Моисее), приведшего свой народ к Земле Обетованной (Сура 5:20): "(И вспомните, как) Муса народу своему сказал:

"О мой народ!Вы вспомните Аллаха милость вам: Из вас самих поставил Он пророков, Царями сделал вас И вам доставил то, Чего не доставлял ни одному из всех народов". Комментарий Пороховой: "После рабского существования в Египте сыны Исраиля стали свободны, получили обильные земли и процветание, каждый из них являл собой как бы царя. У горы Синай ("джабал Муса" - "гора Моисея") был скреплен Завет с Богом, который прекрасно описан в иудейской традиции в Ветхом Завете (Исх. 19:5-8)".
  
   Еще один важный вывод из прочтения указанной суры. Когда говорят об евреях как богоизбранном народе, возмущений предостаточно, хотя евреи имеют в виду только то, что Бог именно с евреями заключил Завет и дал им Тору, Божественное Учение. А в Коране Мухаммед подчеркивает очень важное подтверждение этого: "... и вам доставил (даровал) то, чего не доставлял (не даровал) ни одному из всех народов (никому из миров) (никому из обитателей миров)". О чем же спор, господа?...
  
   В этой связи приведу еще айаты, где говорится об избранности евреев. Сура 44:30-32 "... И Мы избрали их над прочим людом По видению Своему". Приведу и другие переводы этой суры: "И Мы избрали их по знанию над мирами" (Крачковский), "Мы возвысили их в знаниях над всеми (обитателями) миров (Османов), "Мы по Своему ведению избрали их Себе из всех ведомых народов" (Саблуков).
  
   Ныне не очень начитанные мусульмане заявляют: "то, что вам ваш еврейский Бог обещал, уже давно потеряло силу". Значит, они этим отменяют и свой Коран! Ибо в Коране четко сказано, что Коран требует от мусульман верить в то, что записано в Торе, Писании для людей Книги, что "И наш Бог и ваш Бог един" Вот что говорится в Суре 29:46 "... 
И говорите: Мы верим в то, что нам ниспосланно и вам. Наш Бог и ваш, поистине, Един, И лишь Единому Ему мы предаемся".
   Комментарий Пороховой (переводчика): "Здесь "обладатели Писания", как и в следующем айате "Люди Книги" , - евреи, которые были одарены многовековым посланничеством по Господней милости к ним...".
  
   "Коран не только не ущемляет израильтян, но и сообщает об их благоприятном положении среди остальных народов. Все это благодаря усилиям Авраама и его молитвам вывести пророков из его рода. Авраам воззвал к Богу, о чем сообщается в Коране: "...Всех их Мы превознесли над мирами. А также некоторых из их отцов, потомков и братьев. Мы избрали их и повели их прямым путем" (Коран 6:87). "Господь избрал пророков из израильского народа, потому он и избран. Всевышний не раз напоминает об этом преимуществе: (Коран 2:47, 2:122, 45:16). 

(Abdulsalam M., 2011, //www.islamreligion.com/ru/articles/310).

   Ниже я приведу тексты из Корана, на которые ссылается Abdulsalam, в нескольких переводах:
   
Перевод Пороховой: 2:47 и 2:122. "Сыны Исраиля! Вы вспомните ту милость, Которой вас Я одарил, И то, что Я возвысил вас над прочим людом".
   45:16. "Сынам Исраиля Мы дали Книгу, Пророчество (средь них самих) и власть; Мы даровали им все блага Для проживания (в сем мире) И их возвысили над прочим людом".
   
В переводе Крачковского: "...Я почтил вас над мирами" и "и превознесли их над мирами". В переводе Саблукова: "...Я возвысил вас над [прочими] народами мира" и "Я возвысил вас над обитателями миров". 

В переводе Османова: "...Я возвысил вас над [прочими] народами мира" и "Я возвысил вас над обитателями миров".
  
   Во всех переводах смысл остается одним и тем же: Коран свидетельствует, что Бог избрал еврейский народ "над прочим людом" или "прочими мирами". Почему и для чего избрал, речь впереди. Должен сделать еще замечание: в исламской литературе и комментариях много пишется и о том, что ныне именно мусульмане являются "избранным народом". Их послушать - и Иерусалим был всегда арабский, и иудейского Храма никогда там не было, и патриархи еврейские и совсем даже не евреи. а истинные мусульмане были... Я не собираюсь вступать в спор с этими "авторами", ибо хотел только привести некоторые изречения Корана, где говорится об избранности еврейского народа.
  
   Даже делается арабами такой ход: арабы, мол, тоже семиты и потому уже тоже являются "избранным" народом. Но, во-первых, в Торе, Библии и Коране речь об еврейском народе, о народе Моисея, а не о семитах и не об арабах. Во-вторых, современной наукой достоверно установлено, что арабы и евреи не имеют родственной связи и нет научного понятия о семитах как народе или народах. Наука признает только одно понятие: "семитоязычные народы", которое было введено в оборот в 19-м веке одним из ученых-языковедов. Наукой общепризнано, что схожесть языков не является аргументом в пользу идентичности или родственности народов, даже живущих в сходном географическом районе. И это тоже научная аксиома, а не утверждения ряда некомпетентных "авторов".
  
   Продолжение ниже
  
   0x01 graphic
Цитадель (Башня Давида). Иерусалим. (Православная Энциклопедия, т. 21).
  
   0x01 graphic
   Иерусалим. Копия золотой Храмовой Меноры (Семисвечника), увезенной римлянами в Рим в середине 1-го века новой эры. Фото Давида Гениса.
   0x01 graphic
   Ступенчатая постройка в городе Давида. Иерусалим.
   ("Православная Энциклопедия", т. 21).
  
   Часть 3. Тора (Танах) об избранности еврейского народа

   Понятие об избранности еврейского народа (Народа Моисея, Народа Книги) "официально" впервые прозвучало в Книге Книг - Торе, данной Б-гом еврейскому народу через его вождя Моисея у горы Синай. Произошло это примерно за тысячу триста лет до нашей эры (еще одна важная цифра: и за две тысячи лет до рождения Мухаммеда, Корана и появления арабов на Святой Земле). Но само понятие "избранности" возникло намного ранее, лет за 500 до Синая (по Joan Comay, 1993, эпоха патриархов Авраама, Исаака, Яакова приходится на 1800-1600-е годы до н.э.), и связано оно с Заветом, данным Б-гом прародителю и патриарху еврейского народа Авраму(Аврааму) и затем патриарху Яакову. Об этом третья часть моей статьи. 


Цитировать буду Тору (Пятикнижие Моисеево) по изданию "Шамир", Иерусалим, ред. проф. Г. Брановер,1992 г.,
  
   Что означает слово "Завет"
   "Завет -- в богословско-религиозном словоупотреблении, обозначает торжественный обет или договор, обычно между Богом и человеком (человечеством)" (Википедия). "Ветхий Завет, или Танах -- священное писание иудеев и христиан. Завет в Библии -- одно из центральных понятий еврейской Библии (Ветхого завета)" (Википедия). Термин "Завет" является калькой c др.-греч. ??????? на старославянский. Древнегреческое слово ??????? означает "завещание", "соглашение", "договор" или "завет". Этим словом создатели Септуагинты (древнегреческий перевод с иврита Торы) передавалидревнееврейское ???? (брит, "договор, соглашение"


(Википедия).
  
   Завет с Аврамом
  
   Напомню: Аврам, родом из Ура Халдейского (шумерский город в долине Евфрата), перекочевал со всеми родственниками в Харран в северном Араме (нынешняя территория Сирии). Уточню: в те времена здесь ни "сирийских", ни каких-либо других арабов и в помине не было. Пастушеские племена, которые только во времена Мухаммеда приняли самоназвание "араби", кочевали на юге Аравийского полуострова и знать не знали о приписанном им "грамотеями" спустя много веков родства с протоеврейскими племенами, живших гораздо севернее.
  
   Не буду сейчас пересказывать события, описанные в Торе. Речь о Первом Завете Б-га с Аврамом. Это, уверен, и есть первый сигнал о будущей избранности народа Аврама. Не Аврам напросился, а Бог от себя сказал, заверил. Бог избрал Аврама и его будущий народ. Все претензии к Нему...
  
   Это был первый и кардинальный шаг к избранности еврейского народа. Всё дальнейшее, что многократно повторяется или утверждается в Торе, уже "проработка деталей" и ход к основной истине самого понятия. Ведь речь идет об "избранности" целого народа, тут одной фразой не отделаться. Опять напоминаю, это были времена жесткого язычества и далеко не просто было внушить народу, отцам и их потомкам, веру о Едином Боге. И мы знаем, что, практически, вся Тора на всем протяжении текста и веков заполнена выполнением этой важнейшей миссии - добиться именно Единобожия, прежде всего, еврейского народа, а через него, и для всех других народов. Можно верить в Бога, можно - не верить. Это дело сугубо личное. Но факт, никем не отрицаемый - именно Тора, именно древний еврейский народ сделали первый шаг к понятию и признанию Единого Бога. И Новый Завет христиан, и Коран мусульман принимают Тору как первое свидетельство Единого Бога, как Первый Завет людей с Богом.
   
Почитаем Тору (У христиан - "Ветхий Завет").

   Откроем Тору, откуда пошло понятие "избранности". Книга Брейшит (Бытие), глава 12:1-3 "И сказал Бог Авраму: "Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и ты будешь благословением.
   А Я благословлю благословляющих тебя, а хулящего тебя прокляну, и благословляться будут тобой все племена Земли". И еще оттуда же: (12:7) "И явился Бог Авраму, и сказал: "Потомству твоему отдам Я эту страну".
  
   Аврам в последующем недолго побывал в Египте, и вновь вернулся к Иордану, где со своими людьми и стадами (13:12) "поселился в стране Кнаан" (которую ныне переименовали в "Палестину"). И тут вновь звучит Заверение Бога, оно как Договор, как Завет с Аврамом. Ибо оно не последовало в ответ на какую-либо просьбу или даже намек со стороны Аврама. Прочитайте вслух и не спеша: Бог говорит от своего имени и только по своей инициативе (13:14-17) "Подними глаза свои и посмотри с места, на котором находишься, на север и на юг, на восток и на запад. Ибо всю страну, которую ты видишь, - тебе отдам ее и потомству твоему навеки. ...Встань, пройди по этой стране, в длину ее и ширину, ибо тебе отдам её".
   За что такие благодеяния Авраму? Известно, что его отец был язычником. Но Аврам впервые задумался и поверил в Единого Бога, он стал как бы первым провозвестником Его среди окружающих народов. Этим и заслужил Завет Бога.
   И, далее, читаем уже четко высказанный Завет (15:18): "В тот день заключил Бог с Аврамом союз (др.-евр. брит - союз, соглашение, Завет. Д.Г.), сказав: "Потомству твоему отдал я эту страну, от реки Египетской до реки великой, реки Прат".
   В следующей главе (17:4-5) читаем: "Я - вот Мой союз с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь впредь именоваться Аврамом, но Авраам будет имя твое...". Кстати, еще уточнение: мусульмане не считают Аврама (Авраама) евреем. Он попал в категорию "верного мусульманина"(!). А вот что в Торе сказано (Берейшит, 14:13): "И пришел беглец, и сообщил это Авраму-еврею...". Для верности процитирую и Ветхий Завет (Бытие, 14:13) "И пришел один из уцелевших, и известил Аврама Еврея...". Я уже не говорю о разнице почти в три тысячи лет между временем Аврама и рождением Мухаммеда! Так что, так что...
  
   Как известно, в числе первых патриархов еврейского народа после Авраама был его сын Исаак (Ицхак) и затем сын Исаака - Яаков. И с Яаковом Бог тоже заключил Завет. Вот что пишет Тора, Книга Брейшит (Бытие), 35:10-12 "И сказал ему Всесильный: "...впредь же не будешь ты зваться Яаков, но Исраэль будет имя твое". И сказал ему Всесильный: "...Плодись и размножайся! И страну, которую Я дал Аврааму и Ицхаку, тебе Я отдам ее, и потомству твоему после тебя отдам эту страну".
  
   О временах египетского плена
  
   Во Второй Книге "Пятикнижия Моисеева" (как именуют Тору христиане) Шмот (Исход) вновь мы читаем заверения Бога, но теперь уже с Моисеем. Еврейский народ в эти времена пребывал в рабстве в Египте. И Бог именно на Моисея возлагает задачу вывести народ свой из Египта. Кто читал Тору или Библию, знает, что это задание было полной неожиданностью для Моисея и прозвучало оно по инициативе "сверху". Конечно, сейчас мне возразят - евреи написали Тору и, понятно, здесь речь и идет о том, что Бог обратил внимание именно на еврейский народ. Да, евреи первыми написали Тору, они первыми поверили в Единого Бога, и потому Бог и избрал их целью первой своей заботы. Кто не согласен, бейтесь головой об стенку...
  
   Я открываю страницы книги "Шмот" (Исход): (3:1) "А Моше пас скот тестя своего...". И, вдруг, увидел он в той пустыне куст, который горел, но не сгорал. Как не подойти и не посмотреть на чудо? И вот тут-то Моисей и услышал (3:7-8) "И сказал Бог: "Увидел Я бедствие народа Моего, который в Египте, и услышал вопль его из-за его притеснителей, ибо познал Я боль его. И сошел Я спасти его из-под власти Египта и привести его из той страны в страну прекрасную и просторную...".
   А вот и главное (3:10): "А теперь посылаю Я тебя к фараону, и выведешь ты народ Мой, сынов Израиля, из Египта". Ключевая фраза: "народ Мой"! Ни добавить, ни убавить: Бог избрал сынов Израиля, Его была воля, потому они и стали называться Богоизбранными. Простые, понятные слова. Но именно они почему-то больше всего бесят всех антисемитов...
  
   Исход и Завет с Богом у горы Синай
  
   И всё же, Главное событие, Главный Завет, Завет между Богом и Еврейским Народом произошел после исхода евреев из Египта, у горы Синай при вожде Моисее. Именно в этот момент еврейский народ принял Тору, данную ему Богом,
   и стал Богоизбранным Народом. Я сейчас не вдаюсь в религиозные толкования этого важнейшего события в жизни человечества, да, человечества, ибо Тора затем послужила основой христианского Нового Завета и Ислама. И как бы деятели христианства и ислама не принижали значение Торы (Танаха), считая свои нововведения более совершенными, ничего принципиально нового по сравнению с Единобожием Торы никто больше не придумал.
  
   С горы Синай, где лагерем стали выходцы из Египта, Бог обратился к Моисею, приведу отдельные выдержки: Исход (19:3-6) "... и воззвал к нему Бог с горы, говоря: "Так молви Дому Яакова, и скажи сынам Израиля... Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов... и будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израиля".
  
   Я выделил жирным шрифтом слово "избранным", ибо здесь впервые прозвучало "официально" определение сынов Израиля, народа Моисея, еврейского народа, как "избранного" народа и как "святого" народа. Прозвучало это из уст Бога в обращении его к Моисею. Кстати, обратите внимание, какую цель поставил перед народом Бог: "Если вы будете слушаться Меня и соблюдать Союз Мой"! Ни о каком "превосходстве" над другими народами, ни о какой "власти" над другими народами, ни о каком "расизме", ни о каких-либо льготах для "избранного народа"! Поверим в Бога, "будем слушаться", и за все про всё: "будете вы Мне народом святым"! Великое "счастье": вот уже три тысячи лет терпит "избранный" "святой народ" несчастья, беды, погромы, преследования, холокосты большие и малые. А.С.Грибоедов когда-то умные слова в своей комедии "Горе от ума" написал: "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь"... Извините, пишу эти слова не с позиции "благоверного", а с позиции "бурчащего"...
  
   Вернусь, всё же, к теме. То, что я процитировал выше, посмотрел и процитую, как пишется в христианском Священном Писании - Христианской Библии (Синодальный перевод): Исход (19:3-6) "...Так скажи дому Ияковлеву и возвести сынам Израилевым: ...если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; А вы будете у Меня царством священников и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым". Суть та же, что и в Торе.
  
   Краткая Еврейская Энциклопедия даёт такое определение: "И?збранный народ - обозначение еврейского народа, отражающее его особые, исключительные отношения с Богом. Хотя Бог определяется в Библии как Бог всего мира и всех народов, Библия проникнута идеей богоизбранности еврейского народа. Эта идея впервые находит отражение в словах, сказанных Моисею Богом накануне Его явления на Синае".
  
   Вот такова очень кратко история и обстоятельства появления понятия "избранный народ" и "святой народ" по отношению к еврейскому народу. На эту тему исписано столько бумаги, что гора из нее превысит библейскую гору Синай. Теперь еще и интернет со своими необозримыми возможностями писать там всё, что на ум придет. Спорить с этой лавиной невозможно. Остается только излагать своё мнение или понимание. Кому интересно тоже, прочитают. Кому неинтересно, пусть не читают. Но от всего этого Избранный Народ, Святой Народ, не перестанет быть избранным и святым. На веки-вечные это припечатано к Народу Моисея, к Народу Книги.
  
   Кстати, именно так о евреях пишет и Коран! "Коран не только не ущемляет израильтян, но и сообщает об их благоприятном положении среди остальных народов. "...Всех их Мы превознесли над мирами... Мы избрали их и повели их прямым путем" (Коран 6:87). "Господь избрал пророков из израильского народа, потому он и избран. Всевышний не раз напоминает об этом преимуществе: (Коран 2:47, 2:122, 45:16). 


(Abdulsalam M., 2011, //www.islamreligion.com/ru/articles/310).
  
   Часть 4. Так что вам нужно от евреев?

   Весь фокус проблемы избранности еврейского народа в том, что это проблема не евреев, а всевозможных антисемитов, националистов и прочих, озабоченных именно идеей собственного превосходства. Сюда же можно отнести и просто неосведомленных людей, пользующихся слухами или "печатными материалами" тех же антисемитов, поборников собственной "религии" или националистов. 
   "Действительно, избранность евреев нервирует всех, кто об этом слышит. Почему? Во-первых, понятие "избранный", автоматически понимается как "лучше и повыше". Во-вторых, в принципе, каждый человек там, в глубине сердца, считает избранным и себя, и свой народ, но только об этом не принято говорить вслух. А эти Евреи нагло и открыто об этом заявляют. В результате - зависть и ненависть. Почему? Возможно, проще дать на это ответ в форме диалога. 


Однажды встретил Джон Абрашу в тёмном углу.


- Ах, гад, я слышал, что ты себя считаешь избранным, возвышаешься?
Но Абраша не растерялся:
- А хочешь тоже быть избранным?
Джон на секунду задумался и с опасением согласился. Тогда Абраша его спрашивает:
-А ты знаешь, что означает наша избранность?
-Нет!
- Послушай. Для начала надо завязать с девочками -ни-ни, есть только кошерное, потом - учить с утра до ночи Тору, молиться подолгу три раза в день, строго соблюдать законы Субботы, поститься в Посты...
- Не-е-е, не хочу никакой избранности!!!
- Ну, тогда...". 


(Avalon, 2010. //botinok.co.il/node/69954).
  
   "Когда Тора говорит, что Всевышний избрал народ Израиля, она не подразумевает, что в результате евреи обретут особые привилегии и станут господствовать над другими народами. Напротив, на представителей народа Израиля ложится тяжкое бремя особой ответственности и дополнительных обязанностей, не возложенных ни на один другой народ. Попробуем оглянуться на историю в том виде, в котором она отражена в Торе. Древние были индифферентны к духовности и святости. Авраам был первым, кто приложил огромные усилия для распространения веры в Единого Б-га и счел своей обязанностью привлекать других людей к служению Творцу. Тем не менее, успех его "разъяснительной работы" оказался кратким: лишь один из его сыновей, Ицхак, сохранил его заветы и продолжал следовать им. И Всевышний не был удовлетворен этим. Он пожелал, чтобы представление о Нем получило все человечество, а "орудием" для достижения этой цели должен был стать род Авраама. Однако не семья, а целый народ должен был научить человечество тому, что существует Некто более возвышенный, нежели человек в состоянии представить, и только Ему надлежит служить. Этому народу суждено было стать наглядным и доказательным примером того, что Г-сподь заинтересован в служении человека и исполнении им Его воли. Вот для чего избран народ Израиля.
  
   Народ, являющийся символом отношений между человеком и Б-гом, воплощенным доказательством Б-жественного вмешательства в судьбы человечества: это еврейский народ. Мы можем протестовать против этого, отрицать свою миссию, но мы не в состоянии раствориться в человечестве и исчезнуть, как бы сами мы этого ни желали. Враги еврейского народа многократно пытались уничтожить нас, чтобы с лица земли исчез символ Б-жественного Провидения. Множество раз ненавистники наши старались стереть в своих странах последний след иудаизма. Они понимали: до тех пор, пока в окрестностях остается хотя бы один еврей, исполняющий заповеди, их собственные идеи и принципы не обретут полной власти. Тоталитаризм и евреи несовместимы. И далеко не случайно то обстоятельство, что страны, которые являются угрозой для нормальной жизни и самого существования человечества, всегда были откровенно враждебны по отношению к евреям.
 (Познер З.,  http:// www.lechaim.ru/ARCHIV/182/pozner.htm).
  
   Избранность - это не преимущество евреев
  
   Избранность (Богом) еврейского народа обусловлена не какими-то особыми достоинствами или заслугами народа. Избранный народ не наделяется какими-либо привилегиями; наоборот, на него возлагаются особые обязательства и ответственность. Эта идея точно сформулирована в книге пророка Амоса (Ам. 3:1-2): "Слушайте слово это, которое Господь изрек на вас, сыны Израилевы, - на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря: "Только вас признал Я из всех племен земли...". Законоучители Талмуда полагали, что Израиль избран Богом за готовность добровольно принять Тору.
  
   Избранность - это не расизм!
  
   "Творец избрал евреев быть примером для других народов, они должны раскрыть миру реальность Единого Творца, абсолютную мораль Б-га, пути служения Ему. Но исправление мира начинается с... исправления самого себя, поэтому обязал их Б-г соблюдать 613 заповедей, включающих 365 запретов и 248 повелений. Избранность евреев состоит в колоссальной требовательности к самим себе и ответственности за себя. Это не выше или ниже, не лучше и не хуже, это другая роль в мире.
  
   Еврейская избранность - она не дает оснований говорить о расизме. 


Вот почему:
   1. Смысл расизма в биологическом превосходстве одной расы или этнической группы над другой. Это превосходство предоставляет им особые права и преимущества, обосновывает их право господствовать над другими народами. Не будем далеко ходить за примерами: послушаем и почитаем, что говорят и пишут исламисты в сегодняшнем мире, и в своих странах, и в Европе, и в США. Почему все об этом молчат и зациклились на положениях Торы, написаннной четыре тысячи лет назад? 
   А какие же особенные права и преимущества есть у евреев? Над кем они господствуют? "Права" есть, но на постоянные и хорошо организованные кровопускания. "Преимущество" есть, но быть вечно гонимым народом! И даже в современной истории Израиль - это единственная страна, где после более 60-летней истории не ясно, где проходят её границы, она воюет каждые несколько лет и легитимность её существования до сих пор открыто подвергается сомнению.
   Расистская доктрина утверждает, что национальная идентичность определяется чистотой крови. Поэтому расизм создаёт закрытую этническую группу людей, куда для посторонних вход запрещён.А еврейский народ - открыт для всех желающих принять повеления Творца и присоединиться к служению Б-гу, став таким же евреем. То есть, любой человек из любого народа, пройдя гиюр, может стать таким же избранным.
   Расисты, как правило, гордо и с радостью несут свое ощущение избранности. А вот евреи не очень рвутся быть избранными и даже стесняются этого... Расисты сами решили, что они являются высшей расой, а, евреи себя не выбирали, это был выбор Б-га. Избранность - это не расизм, а ответственность и требовательность к себе" 


(Avalon, 2010, http:////botinok.co.il/node/69954).
  
   "Предпочтение, отданное Богом Израильтянам, было не из-за их расовой превосходности, а по причине великих жертв Авраама и его молитв Богу".

   (Abdulsalam M., 2011, //www.islamreligion.com/ru/articles/310).
  
   Избранность - привилегия или долг?
    
   Нередко задают вопрос: "Не является ли понятие избранности еврейского народа, утверждаемое иудейской религией, своего рода высокомерным принижением роли и значения других народов?". Нет, Тора говорит совсем другое. В главе Ваэтханан (Дварим)(7:6-8) читаем: "Тебя избрал Б-г, Всесильный твой, чтобы ты был Ему народом, избранным из всех народов... Не потому, что многочисленнее вы прочих народов, возжелал вас Б-г и избрал вас... Но из любви Б-га к вам и ради соблюдения им клятвы, которую Он дал отцам вашим".
  
   А в следующей главе (Дварим, Экев) (9:4-5) вновь подчеркивается: "Не говори в сердце твоем... "за праведность мою привел меня Б-г овладеть этой страной...". И еще раз: "Не за праведность твою и прямодушие твое приходишь ты овладеть страной, но ...чтобы исполнить слово, которым поклялся Б-г отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Яакову".
  
   Евреи никогда не стремились распространить свою религию среди народов мира. Не удержусь, и сошлюсь на христианство и ислам. Приверженцы этих двух религий силой, мечом и кровью распространяли свою религию. Вспомним костры инквизиции, вспомним завоевательные походы мусульман. Да и сегодня с их стороны немало свершается в этом плане. Достаточно упомянуть, как мусульмане согодня требуют признать шариат, как верховенство над законами стран, в которых они живут. И после этого хватает совести кричать о том, что евреи стремятся к господству своей религии и своего народа?
  
   Думаю, возникает вопрос : "а разве само осознание своей избранности не есть признание превосходства?". Вот что говорили наши патриархи. Авраам о себе: "Я прах и пепел" (Брейшис, 18:27). Яаков: "Не достоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты оказывал рабу Твоему" (Брейшис, 32:11). Моше и Аарон спрашивают самих себя: "А мы что?" (Шмойс, 16:8). Как видим, зная или понимая о своей избранности, патриархи в то же время остаются скромными. О каком чувстве "превосходства" тут можно говорить?
  
   "Надо подчеркнуть, в иудаизме скромность, смирение занимают центральное место. Талмуд говорит, что "спесивый, надменный человек подобен идолопоклоннику". Тот, кто ощущает свою собственную значимость, тем более превосходство, тот отрывается от Б-жественной реальности, т. е. как бы признает существование других богов. А это противоречит иудаизму в корне".
   
(Хаскелевич Дов-Бер, //www.lechaim.ru/ARHIV/136/tora.htm)
    
   Что именно Бог обещал Аврааму? Многочисленное потомство, землю Ханаанскую в вечное владение, и, кроме того, быть Богом еврейскому народу. Похоже ли это на обещание всемирного господства? Земля Ханаанская - маленький участок земли, который сегодня к тому же поделен между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией. Тоже мне "мировое господство"...
  
   Самое интересное, что ни Тора, ни евреи, ни прошлые, ни сегодняшние, никому не навязываются со своим понятием избранности. Возвращаюсь к тому, с чего начал статью. Да какое кому дело, что пишут и говорят евреи о самих себе? Не нравится? Не читайте. Хотите себя считать "избранными", считайте, кто вам мешает? Православие России из себя выходит, чтобы доказать, что они "избранные". Даже называют себя то ли вторым, то ли третьим Иерусалимом. Да на здоровье, хоть десятым. Всем этим "взволнованным" посоветовал бы пить валериану. Хорошее средство...
  
   Приведу интересные факты из статьи Парицкого А. 2011 г. 


( http:// berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer 6/Paricky.php):

   1. Бог передал Тору еврейскому народу. Христианство родилось в начале новой эры, ислам возник в 7-м веке новой эры. Причем, они возникли из иудаизма, из Торы, после Торы, что признают и христианство, и ислам.
   2. Избранный Богом еврейский народ существует более 3300 лет вопреки всем преследованиям и страданиям, в то время как исчезли все древнейшие и древние народы прошлого.
   3. Еврейский народ сохранил свой древнейший язык иврит несмотря на то, что ему пришлось существовать среди многих народов земли в различных географических и исторических условиях в то время, как на земле исчезли тысячи древних языков.
   Знающие иврит сегодня спокойно читают древние тексты на этом языке. Я еще посмотрю, как русские будут читать не так давно ушедший старославянский язык.
   4. Избранный Богом еврейский народ хранит Тору в целости и сохранности уже 3300 лет. Ни один народ на земле не пронес сквозь тысячелетия какое-либо учение или веру подобно евреям.
   5. Бог избрал еврейский народ, чтобы передать Тору другим народам, перевести ее на греческий и арамейский языки, на латынь. Ни один древний документ такого гигантского объема ни одного из древних народов не достиг нынешнего человечества, не был передан остальному человечеству так цельно и аутентично, как Тора, записанная 3300 лет назад.
   6. Господь Бог избрал еврейский народ на тысячелетия страданий от рук остальных народов земли. Еврейский народ это классическая жертва тысячелетий, которая всегда находится под рукой в любом народе в любое время для очередного жертвоприношения. Вот такой "расист" и "господин"...
   7. И, наконец, именно из еврейского народа Бог выбрал Иисуса Христа, Спасителя христианских народов. Не из интеллектуальных немцев, не из веселых французов, не из самоотверженных русских, не из мудрых и культурных египтян, греков, римлян, вавилонян и прочих народов.
   
Сегодня евреи "не те, что были тогда..."
  
   Это утверждение вообще идиотское, рассчитанное на кого? Не буду уточнять... Нет сегодня ни одного народа, ни одной нации, которые сохранились бы столетиями без изменения. Мусульмане и христиане утверждают, что евреи якобы не выполнили своей миссии на земле, их религия, их Б-г и они сами должны уступить место на мировой арене преемникам: мусульманам и христианам, их богам и их книгам. В таких случаях, я люблю повторять совет: бейтесь головой об стенку, возможно, поможет. Что им нужно от евреев? Чтобы перешли в христианство или ислам? Не дождутся, многовековая история моего народа это уже доказала. Чтобы признали, что Бог уже не благоволит к евреям? Да внимательно читайте Тору, Библию и Коран, нигде не сказано, что Бог откажется от избранного Им народа, как раз всё наоборот...
  
   И подлог тут тоже не поможет. В книге Исход (24:7) написано, что у горы Синай израильтяне пообещали: "Всё, что говорил Бог, сделаем и будем слушать его слова", а в Коране (Сура 2:93) написано: "Мы услышали и не повинуемся" (пер. Крачковского) и "Они ответили: "Мы слышим, но мы не повинуемся" (пер. Пороховой). Как видим, слова первоисточника (Торы) тут самопроизвольно в нарушение "авторских прав" грубо изменены в угоду собственным амбициям, дабы доказать, что евреи плохие, не послушали Бога, а вот мусульмане - хорошие, Аллаха своего слушают. Детский прием, чтобы не сказать больше.
   
Гениальные люди -- признак избранности евреев?
  
   Вопрос "из народа": "Случайно ли подавляющее число гениальных людей - евреи, либо имеют в жилах еврейскую кровь? Может, в этом и выражается избранность этого народа"? Отвечает раввин Элиягу Эссас: Если количество гениальных людей в еврейской среде и может быть показателем нашей избранности, то лишь -- косвенно. Три тысячелетия, в течение которых евреи изучают Тору, дали свой результат: определенное "очищение" и "тренированность" умственных способностей. Повторимся: Творец не "особую гениальность" обещал евреям, выделив среди других народов. Он отвел нам роль Его служителей в этом мире. На иврите поставленная им задача звучит так -- "мамлехет коhаним ве-гой кадош" (Шемот, гл.19, ст. 6), что в переводе означает -- "быть царством служителей и народом, посвященным Ему". Не имеет к избранности отношения и доля евреев в списке нобелевских лауреатов, Героев Советского Союза, чемпионов мира по шахматам и заслуженных ветеринаров Австралии.
  
   Саадья-гаон говорил: "Наш народ стал народом только благодаря Торе". В этом и есть наше избранничество: мы - народ Торы. Есть исторический факт: города Слуцк и Бриск (Брест-Литовск) в давние времена соперничали между собой. Слуцк победил: в нем насчитали больше экземпляров священных книг. Так евреи подходили к своему избранничеству в те времена. Так подходят и сегодня - учатся, в школах и университетах, в библиотеках и научных центрах. Работают, даже если и руками, то всё равно с головой. Потому и гениальные... В сотый раз повторю: кому не нравится, их дело. А избранный народ назло им так и останется избранным. Привет от меня, Еврея, а, значит, тоже избранного... 

   Давид Генис

   Газета "Горизонт", Денвер, N 1, 2, 5, 6 (январь-февраль 2012 г.)