Pages

Свобода вероисповедания в Израиле

СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В ИЗРАИЛЕ
Израиль – государство многих религий. На фотографии видны лютеранская церковь Спасителя (слева) и мусульманская святыня – Купол Скалы (справа) в Старом городе Иерусалима.  
Содержание
  1. Свобода вероисповедания в Израиле
  2. Христиане на Ближнем Востоке – сокращающееся меньшинство
  3. Религиозный туризм и израильско-палестинское сотрудничество
  4. Христиане
  5. Мусульмане
  6. Друзы
  7. Израиль против актов надругательства над религиозными сятынями
  8. Бахаи
  9. Евреи
  10. Самаритяне
  11. Караимы
  12. Полезные линки
  13. Эксперты: контактная информация
Дополнено на декабрь 2011 года
Свобода вероисповедания в Израиле
Защита всех религий: высказывания израильских лидеров
В этот час, и именно в этот час, мы протягиваем нашим арабским соседям руку мира. А   нашим друзьям христианам и мусульманам мы твердо обещаем полную свободу вероисповедания и соблюдение всех их религиозных прав. Мы пришли в Иерусалим не для того, чтобы завоевывать чужие святыни и ущемлять права людей, исповедующих другие религии. Мы пришли, чтобы обеспечить единство этого города и жить в согласии с другими.[1]  министр обороны Израиля Моше Даян у Стены Плача, 7 июня 1967 года, когда Израиль взял под свой контроль Иерусалим.

"Израильский закон не делает различий между евреями, мусульманами и христианами или между восточной и западной частями Иерусалима”- мэр Иерусалима Нир Баркат, 2009

“Израиль планирует вложить значительные средства в инфраструктуру, которая повысит доступность святых мест для всех верующих. Таким образом мы стремимся обеспечить свободу вероисповедания для всех, вне зависимости от их веры, а также защитить святые места” - президент Израиля Шимон Перес на встрече со спецкоординатором ООН Робертом Сери, 2010.
·          Израиль сохранит свободный и открытый доступ ко всем религиозным объектам для всех религий.
·          В Израиле под защитой находятся все религии
·          При израильской власти христианам, мусульманам, евреям и представителям других религий предоставляетсяполная свобода вероисповедания и доступ ко всем святым местам Иерусалима для молитвы и поклонения.
·          В 2010 году около двух миллионов христиан собирались совершить или совершили паломничество в Израиль, а именно в Иерусалим, во время Рождества
o    Израиль открыл и облегчил для них процесс пересечения границы, чтобы обеспечить необременительное перемещение между Назаретом (Израиль), Иерусалимом и Вифлиемом (Западный берег)
·          “Фактически, единственное место в регионе, где наблюдается рост христианского населения, это Израиль”,“Нью-Йорк Пост”, декабрь 2009 года
·          "На самом деле, единственное место на Ближнем Востоке, где христиане находятся в полной безопасности, это Израиль” сказал преподобный Кэнон Эндрю Уайт, викарий Багдада, The Israel Project в декабре 2010.


Израиль обеспечивает полное социальное и политическое равенство своим гражданам, вне зависимости от их религиозной принадлежности.
Израильский Закон о человеческом достоинстве и свободе (основной закон) предоставляет свободу вероисповедания. Основной закон ссылается на “Декларацию независимости Государства Израиль, которая однозначно предоставляет защиту свободы вероисповедания”[2], гласит Отчет о свободе вероисповедания за 2010 год, составленный Госдепартаментом США.
“Кроме того, некоторые постановления Верховного суда Израиля вводят положения Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах, включая положения о свободе вероисповедания, в нормативно-правовую базу своего государства”, сказано в отчете.
Доступ к святым местам гарантирован для всех. Опираясь на резолюцию 194 Генеральной Ассамблеи ООН, призвавшй обеспечить свободный доступ к святым местам в Израиле для всех, Израиль защищает права меньшинств и сохраняет открытый доступ ко всем святым местам.


Израиль обеспечивает свободу вероисповедания

Израиль уже давно ввел в действие исчерпыващие законы, защищающие святые места и обеспечивающие доступ к ним людей всех религий.[4] Израильский закон гласит, что все люди, вне зависимости от исповедуемых ими религий, имеют право посещать все святые места в Израиле.[5]
В 2008 году Израиль посетили около трех миллионов человек, два миллиона из которых - христиане.[6] В 2010 году Израиль вновь посетили около двух миллионов христиан.
Чтобы обеспечить защиту всех святых мест, в 1967 году Кнессет (израильский парламент) ввел в действие Закон о защите святых мест, согласно которому тот, кто злонамеренно нанесет вред святым местам, будет привлечен к ответственности.

Израильский премьер-министр Леви Эшколь заявил:
““Я с удовольствием сообщаю вам, что святые места в Иерусалиме теперь открыты для всех, кто пожелает посетить их для молитвы и поклонения – для людей всех религий, без различия. Правительство Израиля сделало охрану святых мест, обеспечение их религиозного и универсального характера и гарантию свободного доступа к ним одним из главных принципов своей политики.”[7]

 Израиль - страна многих религий.
Кроме того, в израильско-палестинском Временном соглашении по Западному берегу и сектору Газа (также известному как Осло-2), подписанном в 1995 году, прямо указано, что “каждая сторона обязуется уважать те места на Западном берегу и в секторе Газа, которые считаются святыми или имеют археологическую ценность”.”[8]

Осквернение иорданских и палестинских святых мест до 1967 года

Во время Войны за независимость Израиля в 1948-49 гг., Иорданский арабский легион окружил Сатрый город в Иерусалиме, разбил еврейские силы и в мае 1948 года изгнал 1200 жителей из Еврейского квартала.[9] В 1948-1967 гг., когда Иордания контролировала Восточный Иерусалим и Западный берег, в Еврейском квартале Старого города в Иерусалиме было разрушено или осквернено 58 синагог. На доступ к иерусалимским святым местам были наложены жесткие ограничения. Еврейские жители Израиля не могли посещать святые места, а доступ к ним израильских христиан был резко ограничен.[10]
По приблизительной оценке, 38.000 еврейских могил на Масличной горе, еврейском кладбище к востоку от Старого города, были разрушены. Некоторые надгробия были использованы для строительства оград или отхожих мест для иорданских солдат, а также для мощения дорог. Могильные плиты более чем двухтысячелетней давности были разрушены.[11]
Иорданское правительство отказывало израильским евреям в доступе к Стене Плача, западной стене древнего еврейского Храма, самого святого для иудаизма места, из-за близости мечетей, построенных на Храмовой горе. Евреи не могли посещать и другие святые места, включая могилы пророка Самуила и Шимона-праведника в Иерусалиме; могилу праматери Рахель, расположенную между Иерусалимом и Вифлеемом, и пещеру Махпела (Гробницу патриархов) в Хевроне.[12]
Профанации продолжались и на Западном берегу, находящемся под контролем палестинцев, - и это несмотря на официальные соглашения в рамках мирного договора Осло.[13] Например, в 2002 году, во время контртеррористической операции ЦАХАЛа в Вифлееме, дюжины вооруженных палестинских военных захватили Базилику Рождества Христова, взяв в плен около 60 духовных лиц.[14] Можно привести и другие примеры:

·         В 1996 году мусульманские клерикалы превратили два подземных помещения периода Второго Храма в мечети – несмотря на то, что в них никогда не было мечетей, и что на это даже не было запрошено разрешение.[15]
·         В 1999 году Вакф (религиозно-административное управление Храмовой горы) открыл дополнительный проход к Куполу Скалы на Храмовой горе, вывезя тысячи тонн земли, полной артефактов, и сбросив ее в Кедронской долине. Это был сделано без какой-либо консультации или предварительного предупреждения. Археологи перевезли около 70 партий щебня из Кедронской долины в национальный парк Эмек Цурим.
·         Бывший глава Израильского управления древностей назвал вывоз и сброс этих артефактов “беспрецедентным археологическим преступлением.”[16]
·         В апреле 2005 года, после нескольких лет просеивания щебня, археологи нашли ряд артефактов, времен Первого и Второго Храмов. Это были первые находки такого рода, поскольку Вакф запрещает вести раскопки на Храмовой горе.[17]

Христиане на Ближнем Востоке – сокращающееся меньшинство.
Точное количество христиан на Ближнем Востоке неизвестно. Пролучить данные переписи довольно сложно; некоторые страны вообще не проводят переписи, другие обвиняются в предоставлении неточной статистики. Существует, однако, множество эпизодических отчетов, согласно которым христианское меньшинство не просто уменьшается - само его существование находится под угрозой.
Во многих ближневосточных государствах христиане являются самым крупным меньшинством.[18] Отчеты, составленные правительством США и благотворительными организациями[19] предполагают, что, теоретически пользуясь свободой вероисповедания, они на самом деле страдают от преследований. На данный момент создается впечатление, что “ближневосточные” христиане скорее будут искать убежище в другой стране, чем останутся на родине.[20]
Считается, что перед второй войной в Персидском заливе Ирак покинули 800 тысяч христиан, включая тысячи тех, кто бежал после терактов 2010-го года, направленных против христианских общин Багдада. Христиане Ирана, Сомалии, Йемена и других стран сообщают о социальном неравенстве, юридической дискриминацией и физических нападениях.
“За два прошедших десятилетия мусульмане северного Судана убили два миллиона христиан на юге. Многие из них даже были распяты”, утверждает исполнительный директор Международного христианского посольства в Иерусалиме, Малькольм Хеддинг.[21]
Некоторые утверждают, что единственная растущая христианская община Ближнего Востока находится в Израиле. Высшее духовенство лица считает Израиль надежной гаванью.
"Единственное место на Ближнем Востоке, где христиане находятся в полной безопасности, это Израиль” сказал преподобный Кэнон Эндрю Уайт, викарий Багдада, The Israel Project в декабре 2010. Уайт также является президентом Фонда взаимопонимания и примирения на Ближнем Востоке.

Христианское население на Западном берегу сокращается

Христиане утверждают, что из-за сокращения их численности церкви превращаются в музеи.[22] На данный момент на Западном берегу проживает около 50 тысяч христиан, и всего около тысячи – в Газе.[23], что составляет до 2,2% от общей численности населения Палестинской автономии (ПА). По причинам безопасности и из экономических соображений христиане постояно покидают места, имеющие для них большое историческое значение.
35% христианского населения Западного берега эмигрировало между 1967 и 1992 годом (45% - в США). Таков результат опроса, проведенного в 1992 году Бернардом Сабеллой из университета Вифлеема.[24] После краткого перерыва, связанного с надеждами на мирное урегулирование после Соглашения Осло в 1993 году, крупномасштабная эмиграция возобновилась в 1997 году.[25]

 Вифлеем. TIP

В Палестинской автономии нет ратифицированной конституции, но основной закон, в соответствии с которым функционирует автономия, гласит, что официальной религией ПА является ислам. Принципы Шариата являются главным источником для законодательной деятельности, “обеспечивающей свободу религии и вероисповедания”.[26]Однако звучит и немало критических замечаний по поводу того, что ПА не прилагает должных усилий для предотвращения притеснений, запугивания и нападений на христианских жителей районов, находящихся под ее контролем.[27]
Многие христиане Вифлеема и прилегающих христианских городов Байт-Сахура и Бейт-Джаллы постоянно жалуются, что мусульмане захватили их земли – либо силой, либо путем использования подложных документов.[28] Во время Второй индифады в 2000 году Бейт-Джаллу использовали как базу для осуществления вооруженных нападений на евреев, проживающих в иерусалимском районе Гило.[29]
Широко распространено мнение о том, что палестинские христиане боятся сообщать о притеснениях властям.[30]Подстрекательства террористов против Израиля и христианского Запада усугубляют трения с сокращающимся христианским меньшинством на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Исламисты угрожают таким христианским организациям, как Палестинское библейское общество и ИМКА, действующим на Западном берегу и в Газе.
За всю историю Палестины мы никогда еще не чувствовали себя в опасности – до сих пор,” сказал архимандрит Артемиос, возглавляющий греческую ортодоксальную церковь Св. Порфирия в Газе. [31]


Христианский туризм в Израиле
Израиль продолжает обеспечивать легкий доступ к святым местам для христианских паломников, особенно во время Рождества и Пасхи. К услугам желающих специально составленные тематические религиозные турпакеты.
Во время праздников “толпы порой столь велики, что Израилю следовало бы открыть специальные пешеходные улицы с односторонним движением”, сказал The Guardian отец Джордж Крадж (12 ноября 2010 года).
Христиане, посещающие Израиль, говорят, что самым сильным впечатлением от поездки для них стали происшедшие с ними глубокие духовные перемены,” рассказал Хаим Гутин, представитель Туристического ведомства в Северной и Южной Америке, в сообщении для прессы.

Религиозный туризм и израильско-палестинское сотрудничество

Важной сферой сотрудничества между израильтянами и палестинцами является туризм. Были упрощены и усовершенствованы процедуры пересечения границ для тургрупп, особенно для доступа с святым местам в Израиле (Иерусалим и Назарет) и на Западном берегу (Вифлеем, Иерихон, Наблус ).
В период Рождественских праздников в 2010 году Израиль и Западный берег посетили около 2,4 миллионов христиан. В 2010 году 1,7 миллиона иностранных туристов (не включая израильских арабов) побывали в Вифлееме и Иерихоне; согласно данным, предоставленным Палестинской ассоциацией отелей, это рекордно высокое количество туристов со времен Второй интифады. В период праздников министерство туризма Израиля организовало для паломников бесплатные подвозки в различные города ПА и облегчило доступ туда для иностранных туристов.

Общественные деятели и религиозные лидеры отмечают открытие Каср аль-Яхуд для паломников и туристов. Считается, что именно здесь Иоанн Предтеча крестил Иисуса. Считается также, что в этом месте народ Израиля пересек реку Иордан по дороге в Ханаан.


Во время Пасхи 2011 года Израиль содействовал примерно 3000 паломников в посещении места крещения на Западном берегу реки Иордан – Каср аль-Яхуд. Считается, что именно здесь Иоанн Предтеча крестил Иисуса. В восстановление этого объекта и создание приличных условий для туристов Министерство туризма Израиля вложило сотни тысячи шекелей.[32] 
Начиная с августа 2010 года, Израиль и ПА сотрудничают с тем, чтобы позволить израильским гидами возить тургруппы в Вифлеем и Иерихон в свете улучшения ситуации в области безопасности.[33] Это свидетельствует о послаблениях в политике обеспечения безопасности между Западным берегом и Израилем. Все КПП вокруг Вифлиема были открыты для проезда туристов в 2010 году.
Профсоюзы и организации, представляющие гидов обоих регионов, сотрудничают ради повышения качества туризма. Так, израильское и палестинское министерства туризма совместно создали турпакет “Святая Земля”, в маршрут которого входят и Иерусалим, и Вифлеем.
Как рассказали официальные лица The Israel Project, за первые семь месяцев 2011 года Израиль выдал палестинцам с Западного берега 100.600 разрешений на вход на территорию Израиля для молитвы.

Христиане

Большинство христиан считает Израиль надежной гаванью для них самих и для представителей других вероисповеданий. Многие мусульмане, евреи и христиане посещают все многочисленные святые места в Израиле.


"Единственное место, где христиане Ближнего Востока находятся в безопасности, это Израиль,” сказал TIP преподобный Кэнон Эндрю Уайт, викарий Багдада.
Уайт  – викарий единственной в Ираке англиканской церкви Св. Георгия, а также глава Фонда взаимопонимания и примирения на Ближнем Востоке.

Единственное место в регионе, где наблюдается прирост христианского населения, это Израиль," сообщила газетаThe New York Post в декабре 2009 года.[34]

На сегодняшний день христианское меньшинство сокращается в большинстве стран Ближнего Востока. Исключением является Израиль, где с 1949 года христианская община увеличилась в несколько раз,” сказал Джоффри Смит, бывший директор организации Христианский друзей Израиля (Великобритания).[35].

"Мы, христиане, разделяем с евреями общий нарратив, несмотря на теологические различия.”

Две трети местных арабов-христиан покинули арабские территории в последние шесть десятков лет... Израиль – единственная страна на Ближнем Востоке, где за последние полвека христианское население выросло,[36] пишет южно-африканская газета Mail & Guardian.

Растущее христианское население Израиля

Христиане составляют около 2% от всего населения Израиля, и их количество все время растет. К концу 2009 года в Израиле проживали 151.700 христиан[37]—что составляет ежегодный рост в 0.6%.
   

Папа Бенедикт XVI в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. (пресс-служба правительства). Папа вновь заявил о своих теплых чувствах по отношению к стране во время визита в Израиль в 2009 году. Он сказал, что дети Израиля – евреи – остаются “отцами веры” для всех христиан.

В 1995 году население израильских христиан составляло 120.300 человек, и с тех пор выросло на 29%.
Большинство христиан в Израиле – арабского происхождения. Многие другие прибыли из бывшего Советского союза, эмигрировав в Израиль со своими еврейскими родственниками.[38] 10% израильских христиан проживают в иерусалимском округе, 60% - на севере страны.
Большинство принадлежит к различным конфессиям, относящимися к Восточным ортодокласьным церквям (таким, как Русская и Армянская Ортодоксальная церкви), а также десятки других, включая Греческую Ортодоксальную, Римскую католическую, Эфиопскую ортодоксальную, Маронитскую католическую и различные протестантские церкви.

Католицизм

Ниже перечислено несколько святых для католической церкви мест:


У Галилейского моря расположен Капернаум, где жил Св. Петр. Здесь Иисус выбрал своих первых последователей и сотворил несколько чудес.

На холмах, возвышающихся над над озером,    находится Церковь на горе Блаженств  – место произнесения Нагорной проповеди.
 

Назарет – город, где Иисус вырос. Местная Базилика Благовещения – самая крупная церковь на Ближнем Востоке. Считается, что именно здесь архангел Гавриил принес деве Марии благую весть о грядущем рождении Христа.

Другие важные места в Назарете – Церковь-синагога, Церковь на горе Свержения и Мастерская Иосифа-плотника.
 



Каср аль-Яхуд (слева) – место крещения Иисуса, расположенное в Иорданской долине, примерно в 40 минутах от Иерусалима, неподалеку от Иерихона. Это одно из нескольких мест, претендующих на истинное место крещения Иисуса. Кроме того, здесь туристы могут осмотреть руины нескольких церквей, датируемых 5-м веком.

Старый город Иерусалима

Множество самых святых мест для христиан, мусульман и евреев расположено вокруг Старого города Иерусалима. Старый город разделен на четыре квартала: Еврейский, Христианский, Мусульманский и Армянский. Нынешние стены Старого города были построены султаном Сулейманом Великолепным в 16-м веке, во времена Османского владычества.[39] Следует особо отметить Храм Гроба Господня, Храмовую гору, Купол Скалы, мечеть Аль-Акса и собор Святых Иаковов.

Армянские христиане

Иерусалимский патриархат Армянской Апостольской церкви возглавляет армянскую общину Израиля. На сегодняшний день в Израиле проживает более 2000 армян-христиан. Многие из них живут рядом с монастырем Святых Иаковов в Армянском квартале Старого города в Иерусалиме. Церковь является свидетельством длительного и непрерывного присутствия армянских христиан в Израиле.

 
В Армянском квартале в Старом городе в Иерусалиме расположен знаменитый собор Святых Иаковов (ClaudiusProsser)

Храм Гроба Господня
 
Члены католического Ордена Святого Гроба Господня Иерусалимского (David Katz)

Одно из самых святых мест для всего христианского мира – это гробница Иисуса, расположенная в Храме Гроба Господня. Храм был возведен на месте церкви, некогда построенной императором Константином.[40] Он был также известен под названием Храм Воскресения.
В Храме находятся церкви пяти христианских конфессий: греческой православной, католической, армянской, коптской и эфиопской.

Счтитается, что именно в этом месте был распят, погребен, а затем воскрес Христос. Комплексу, расположенному в стенах Старого города, 800 лет, хотя первая церковь была построена в 4-м веке.
Место распятия Христа – Голгофа – находится в Храме Гроба Господня. В евангелии от Матфея (27:32-55) сказано, что Христос был распят в месте, “называемом Голгофа, что значит Лобное место... Тогда распяты были с ним два разбойника, один по правую руку, другой по левую”.  
Подобно Базилике Рождества Христова в Вифлееме, в комплексе Храма Гроба Господня есть несколько мест поклонения. Контроль над комплексом осуществляет несколько христианских конфессий, а ключи от церкви вот уже несколько сотен лет находятся в руках мусульманской семьи Нусейби.

 
Вид крыши Храма Гроба Господня, Иерусалим (David Katz).


Эдикула в Храме Гроба Господня – одного из самых святых мест для всего христианского мира. (David Katz)


Греческая ортодоксальная патриархия

В Храме Гроба Господня находится представительство Греческой ортодоксальной (православной) патриархии Иерусалима. У Иерусалимской православной церкви около 130 тысяч прихожан, во главе которых стоит патриарх Феофил III, избранный в 2005 году.[41] 





Представитель Греческой ортодоксальной патриархии преклоняет колени перед Камнем мирропомазания в Храме Гроба Господня (David Katz)

Православные христиане сохранили византийские традиции, их богослужения проводятся на греческом языке.

Монастырь Сент-Джордж




Монастырь Сент-Джордж, Вади Кельт (The Israel Project)

По согласованию с Греческой ортодоксальной церковью, в ноябре 2010 года Израиль открыл новую дорогу, обеспечивающую легкий доступ к монастырю Сент-Джордж 5-го века, высеченному в горах Иудейской пустыни.
Монастырь расположен в 19 км к востоку от Иерусалима, в Вади Кельт. Этот византийский монастырь - один из старейших в регионе, с потрясающими фресками 5-го и 6-го века.

Протестантизм

Согласно протестантской традиции, Садовая могила (справа), известная также как Голгофа Гордона, может быть местом погребения и воскресения Христа. По протестантской версии это место является садом и гробницей Иосифа Аримафейского, и таким образом местом воскресения Христа.[42]

Эта высеченная в скале гробница находится за пределами городских стен, рядом с Дамасскими воротами. Здесь же расположены цистерна и конюшни.
Несмотря на сомнения археологов в том, что эта гробница является местом захоронения Иисуса, она стала главным объектом паломничества протестантов.

Эфиопские христиане


Эфиопская часовня в Храме гроба Господня в Иерусалиме (David Katz).
Эфиопская православная церковь – одна из “древневосточных” автокефальных церквей. Название церкви - “Тевахандо” - на геэзе означает “единство”: они монофизиты и верят только в божественную сущность Иисуса. Термин близок к арабскому слову “таухид”, или “единство”.





 монастырь Дейр ас-Султан, Иерусалим (David Katz)

Монастырь Дейр ас-Султан – эфиопская православная церковь в Иерусалиме, находится на крыше Храма Гроба Господня.[43]
Скромная церковь на крыше Храма Гроба Господня является важным свидетельством продолжительного присутствия в Иерусалиме эфиопских христиан.
Эфиопской православной церкви неоднократно приходилось бороться за свое существование в Иерусалиме – особенно при смене власти.


Копты






Копт сидит возле церкви Св. Елены, на крыше Храма Гроба Господня (David Katz).



В церкви Св. Елены есть большая подземная цистерна, снабжавшая водой Храм Гроба Господня. Это одна из древних достопримечательностей Иерусалима. (David Katz)

Коптские христиане свободно живут в Израиле. Около тысячи прихожан Коптской православной церкви живут в Иерусалиме, Вифлееме и Назарете.[44] Кроме православных коптов, существуют копты-католики. Копты - это египетские христиане, которые на сегодняшний день являютя самым крупным религиозно-этническим меньшинством в Египте. Более того, это самое многочисленное христианское меньшинство на Ближнем Востоке.
После парламентских выборов, прошедших в Египте в ноябре 2011 года, копты обеспокоены тем, что “их и без того ограниченные права окажутся под еще большей угрозой”, сообщил “Голос Америки”.[45]
Коптские христиане в Египте подвергаются нападкам со стороны радикальных исламистских группировок и утверждают, что мусульманское большинство притесняет и дискриминирует их. Так, например, копты имеют ограниченные права на строительство новых церквей и восстановление старых, поскольку правительство должно выдавать для этого особое разрешение.[46] 

Мусульмане
Купол Скалы – мусульманская святыня, расположенная на Храмовой горе в Иерусалиме. Считается, что на Храмовой горе стояли Первый и Второй Храмы иудеев. Мечеть построена вокруг Камня Основания, с которого, по преданию, вознесся пророк Мухаммед. (David Katz)

Израильское мусульманское население состоит главным образом из 1,4 миллиона арабов-суннитов, живущих в большинстве своем на севере Израиля. Мусульманское население в Яффо и Иерусалиме также велико. Около 16% населения Израиля – это мусульмане. Это вторая по величине религиозная группа в стране.
Израиль финансирует более 100 общественных мечетей в стране и платит зарплату их имамам (религиозным лидерам). Кроме того, государственное финансирование покрывает приобретение Коранов, используемых в мечетях. Израильское правительство также оплачивает арабские школы и колледжи. В арабских школах, кроме общих, предписанных министерством просвещения дисциплин, изучают изучают арабский язык и предметы, связанные с исламом.
Согласно исламской традиции, в своем ночном видении пророк Мухаммед был перенесен из Мекки в Иерусалим, где вознесся на седьмое небо к Аллаху с Храмовой горы (Харам аль-Шариф, или Священная мечеть по-арабски). Для мусульман это событие является свидетельством того, что Мухаммед – величайший и последний пророк, а также создает связь не только между Меккой и Иерусалимом, но и между Иерусалимом и небесами.[47]
 
Мечеть Аль-Акса, одна из святынь суннитского ислама. Дети играют во дворе мечети, вид с Масличной горы. (TheIsrael Project)

Храмовая гора, на которой расположены Купол Скалы и мечеть Аль-Акса, - это одно из самых святых для ислама мест. После захвата Иерусалима мусульманами в 637 году н.э., омейядские халифы построили на Храмовой горе мечеть Аль-Акса и Купол Скалы.

Следует упомянуть также мечеть аль-Джазар в Акко и Гробницу патриархов в Хевроне, на Западном берегу.

Черкесы и бедуины также считаются членами израильского мусульманского сектора
Черкесы – небольшое суннитское меньшинство родом из северного Кавказа, перебравшееся в Израиль после изгнания из царской России. Так же как и друзы, черкесские юноши проходят службу в израильской армии и получают высокие армейские звания.
Бедуины – полукочевое меньшинство, проживающее в Израиле и Египте. По оценкам, в Израиле проживает около 150 тысяч бедуинов, многие из которых живут в пустыне Негев на юге Израиля.
Этот минарет – образец мусульманской архитектуры – находится в Яффо, старом арабском порту, процветающем и по сей день и ныне являющемся частью муниципального округа Тель-Авив – Яффо.
Мечеть в Кфар-Кассем, арабском городе в Израиле (David Katz)
Друзы

Д-р Наим Ариди,  изучавший друзское общество в Мраре, арабском израильском городе на севере Израиля, подробно писал о друзской общине Израиля:

Друзская община Израиля официально признана отдельным религиозным субъектом с собственными судами (с юрисдикцией в вопросах личного статуса – браки, разводы, материальное содержание и усыновление) и отдельным духовным руководством.

Друзы говорят на арабском языке и сохраняют принадлежность к арабской культуре, однако в 1948 году пошли против мэйнстрима арабского национализма и с тех пор начали служить (сначала как добровольцы, а позднее – в рамках призывной системы) в Армии обороны Израиля и в пограничной полиции. [Друзы с Голанских высот в ЦАХАЛе не служат].

У друзской общины Израиля особое место среди других меньшинств; ее члены занимают высокие посты в политической, общественной и военной областях жизни страны.


Друзы – монотеистическое общество, чьи религиозные принципы берут начало в исмаилизме, ранней ветви ислама, и включают в себя элементы из других крупных религий. Большинство друзов проживает в Израиле, Сирии, Ливане и Иордании.

Друзы признают все три монотеистические религии, но не верят в ритуалы и церемонии. Они считают, что чистая вера не нуждается в установленных ежедневных обрядах. Кроме того, друзская религия секретна и закрыта для новообращенных, а значит, не признает миссионерскую деятельность.[48]

Друзы очень лояльны по отношению к Израилю и всегда вывешивают свой флаг рядом с израильским. Большая часть 113 тысяч друзов проживает в 22 деревнях на севере Израиля. Далиат-эль-Кармель на горе Кармель к юго-востоку от Хайфы – самая густонаселенная друзская деревня с 13-тысячным населением. Гробница Наби Шуайба, отождествляемого с Иофором, тестем Моисея – один из главных объектов для друзской веры. Она находится на склоне горы Карней Хиттим около Тверии.





 Друзский мужчина в Далиат-эль-Кармель (Picasaweb.google.com)


Израиль против актов надругательства над религиозными святынями

3 октября 2011 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу и министры правительства немедленно осудили нападение на мечеть в Туба Зангария ,бедуинской деревне в Галилее, совершенное, по неподтвержденным данным, ультраправыми поселенцами.[49]

Нетаниягу был “разгневан” картинами горящей мечети и ее размалеванных граффити стен.

“Эти преступления противоречат ценностям Государства Израиль, в котором свобода религии и свобода вероисповедания являются высшими ценностями. Это шокирующее зрелище. Таким происшествиям в Израиле не место”, сказал Нетаниягу в заявлении для прессы.

Министр обороны Израиля, Эхуд Барак, назвал нападение “преступным” и пообещал, что виновники предстанут перед правосудием.[50] Министр внутренней безопасности Израиля Ицхак Ааронович назвал инцидент “преступным и недостойным нападением на святое место”, сообщила газета The Jerusalem Post.[51] 

Раввины со всего Израиля осудили произошедшее.
“Это ужасный поступок, совершенно несовместимый с еврейским религиозным учением и ценностями”, сказал The Israel Project раввин Давид Розен, глава отдела по межрелигиозным отношениям Американского еврейского комитета.

Лидеры религиозных общин Израиля посетили деревню в знак поддержки и солидарности. В группу вошли главный сефардский раввин Израиля, лидер друзской веры, патриарх Иерусалима, главы омейядской общины и веры Бахаи, епископы, кадии и пр.

Нетаниягу поручил главе общей службы безопасности Йораму Коэну “оперативно найти ответственных за поджог мечети”, было сказано в заявлении для прессы.

Командующий северного округа полиции Рони Атайя подтвердил, что полицейские арестовали нескольких подозреваемых. “Мы прилагаем все услилия, чтобы выследить виновников”, сказал Атайя израильскому новостному сайтуYNet News. Он добавил также, что полиция делает все возможное, чтобы предотвратить стычки между местным населением и силами безопасности.

“Мы обращаемся к лидерам общины с призывами разрядить ситуацию”, сказал пресс-секретарь полиции Мики Розенфельд. В сентябре 2011 года полиция сообщила о формировании специальной оперативной группы, в задачу которой войдет обнаружение и арест ультраправых экстремистов, ответственных за подобные инциденты на Западном берегу.

8 октября 2011 года вандалы осквернили христианские, мусульманские и еврейские религиозные объекты в Израиле и на Западном берегу, вызвав осуждение жителей и религиозных лидеров.

Бутылка с зажигательной смесью была брошена на синагогоу в Яффо на исходе самого святого для евреев дня – Йом Киппура (Судного дня), закончившегося на закате 8 октября 2011 года. Этот акт насилия последовал за осквернением христианского и мусульманского кладбищ в Яффо предыдущим вечером. Отвратительные лозунги, намалеванные на 25 могильных плитах, были обнаружены местными жителями.
Нетаниягу открыто осудил эти поступки: “Мы только что стали свидетелями нападений на мусульманские и христианские объекты, а также на еврейскую синагогу. Мы не потерпим подобных актов вандализма. Израиль может быть терпимым, и в то же время очень нетерпимым государством”.
“Мы должны жить вместе и проявлять взаимное уважение, сосуществовать в мире и покое, без насилия... Мы сделаем все возможное, чтобы отыскать виновных. Я поручил силам безопасности предать виновников суду. Мы поступим с ними по всей строгости закона,” добавил Нетаниягу в сообщении для прессы.
Мэр Тель-Авива Рон Хульдаи также осудил произошедшее. Он вызвал Шейха Саттела, духовного лидера Яффы, как только узнал об инцидентах, и сказал, что он “обеспокоен” подобными актами и что экстремисты не должны портить гражданам Израиля жизнь.
Нетаниягу желает мусульманам мира накануне Рамадана
Рамадан: девятый месяц мусульманского года, когда Мухаммеду был ниспослан Коран. Согласно мусульманской традиции, первая сура Корана открылась Мухаммеду в ночь с 16 на 27 число этого месяца. В эту “Ночь предопределения” Аллах определяет судьбу мира на ближайший год.
В 2011 году в праздничном поздравлении мусульман Израиля и всего мира с праздником Рамадан премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу упомянул Арабскую весну и пожелал им достижения истинной демократии, успеха и мира с соседями. Рамадан – это длящийся целый меясц пост, во время которого мусульмане отмечают снисхождение в мир Корана.
“Это одно из самых важных событий в мусульманском календаре, и я хотел бы пожелать вам хорошего праздника”, сказал Нетаниягу.
“Я хотел бы видеть в регионе мир и демократию, и желаю вам этого”, добавил он.
В преддверии Рамадана Израиль облегчает ограничение передвижения, позволяя палестинцам в Израиле и на Западном берегу полностью насладиться праздником.
Палестинцам с Западного берега выдаются разрешения на въезд, а КПП остаются открытыми в течение ночи, чтобы сделать возможными семейные и религиозные визиты. Израильских солдат на КПП просят воздержаться от еды, питья и курения при мусульманах в знак уважения к посту, который они должны ежедневно соблюдать от восхода до заката во время месяца Рамадан.






Бахаи

Израиль служит приютом для Бахаи, религиозного меньшинства родом из Персии, чьих предков постоянно преследовало шиитское правительство Ирана. В мире существует около шести миллионов бахаистов, проживающих более чем в 200 странах. От 700 до 800 бахаистов-добровольцев из 60 стран проживают около Всемирного центра Бахаи в северном портовом городе Хайфа. Два самых священных для бахаистов места находятся в Израиле.
Гробница Баба, основателя веры Бахаи, находится в Хайфе, а Бахаулла – второй основатель веры – похоронен рядом с северным израильским городом Акко.
Двум Бахайским храмам в 2008-м году ЮНЕСКО был присвоен статус объектов культутрного наследия.[52] Для получения дополнительной информации приглашаем вас заглянуть на сайт: http://info.bahai.org.

Гробница Баба, предшественника Бахауллы, основателя веры Бахаи, в Хайфе. (Израильское министерство туризма).

Бахайский храм в Хайфе – вид вниз со стороны моря. (Израильское министерство туризма).

Евреи


Самым святым для евреев местом является Храмовая гора. Согласно иудейской традиции, Первый Храм был построен царем Соломоном в 10-м веке до н.э. и простоял до 586 года до н.э., когда был разрушен вавилонянами. Второй Храм был построен в 516 году до н.э. и перестроен Иродом в 20 году н.э.[53] Четыре внешние стены комплекса, построенного Иродом, сохранились до сих пор, включая отрезок, известный как Западная стена (Стена Плача). Она находится ближе всего к тому месту, где располагалась святая святых Храма. Храмовая гора также священна для мусульман.
На Масличной горе расположено старейшее непрерывно действующее еврейское кладбище в мире. Оно играет важную роль в еврейской традиции. Здесь похоронены многие известные люди, такие как раввин Авраам Исаак Кук, первый главный раввин Израиля и бывший премьер-министр Израиля Менахем Бегин.[54] Здесь же покоятся жерты теракта в Бомбее в 2008 году, р. Гавриэль и Ривка Гольцберг.[55]
Евреи составляют 75% от общего населения Израиля. Израиль - демократическое государство на Ближнем Востоке, которое было основано в результате принятия резолюции ООН, разделившей Палестину на два государства – арабское и еврейское. Сегодня Израиль считается еврейским демократическим государством.

Самаритяне

Самаритяне – этно-религиозная группа, религиозные традиции которой весьма близки к иудаизму. На сегодняшний день в регионе насчитывается менее тысячи самаритян. Они считаются носителями “веры Авраама” и соблюдают многие еврейские праздники. Самаритяне живут на Земле Израиля около 2500 лет. Они проживают в районе Неве-Пинхас в Холоне, а таже в Кирьят-Лузе рядом с горой Гризим на Западном берегу (около Наблуса). Гора Гризим считается священным для самаритян местом.



Вход в самаритянскую синагогу в самаритянском квартале Неве-Пинхас в Холоне. (Mikel Lejarza, Wikicommons)

Караимы

Караимы считаются маленькой еврейской общиной. Они являются частью еврейского движения, но не имеют отношения к раввинистическому иудаизму, частично основанному на устной традиции. Караимы соблюдают только обряды, упомянутые в ТАНАХе. У них несколько тысяч последователей.
В Израиле караимскими лидерами руководит группа под названием Универсальный караимский иудаизм. Большинство членов Совета мудрецов – евреи египетского происхождения. Их синагога в Иерсалиме – одна из самых старейших действующих синагог.  Она украшена масляными лампами, а молящиеся должны снимать обувь, входя в помещение. (См. фото синагог на следующей странице).




Полезные линки:
Христианский информационный центр - http://www.cicts.org/CICmainin.htm
“Israel Wonders” - http://goisrael.com/tourism_eng
Международное христианское посольство в Иерусалиме - http://www.icej.org/
Форум христианских союзников в Кнессете - http://www.cac.org.il/
Муниципалитет Вифлеема - http://www.bethlehem-city.org/index.php
Эксперты. Контактная информация.


Менахем Фридман
Отделение социологии и антропологии, унив. Бар-Илан
Область специализации: Конфронтации между религиозными и светскими еврями; современная Галаха (иудейский закон)
Моб.: 052-447-0425
Дом.: 08-934-9184
Эл. почта: mfriedma@mail.biu.ac.il

Ядидья Штерн
Юрфак (унив. Бар-Илан)
Область специализации: Религия и государство; Еврейский закон; Израильская правовая система
Тел.: 03-531-8414
Дом.: 02-673-1122
Эл. почта: sternyz@mail.biu.ac.il

Раввин Давид Розен
Глава отдела по межрелигиозным отношениям Американского еврейского комитета, бывш. главный раввин Ирландии
Тел.: 02-625-5281
Моб.: 054-461-6525
Координатор деятельности правительства на территориях при минобороны
Гай Инбар, пресс-секретарь
Тел.: 00972 50 623 4053

Иерусалимский муниципалитет
Йоси Готтсман
координатор по работе с зарубежной прессы
Тел.: 00972 2 629 7744
Эл. почта: dover@jerusalem.muni.il

Эли Исааксон
помощник мэра Иерусалима Нира Барката
Тел.: 00972 50 312 1841

Ариэль Пиперно
помощник заместителя мэра
контакты: Стефен
Тел.: 00972 50 312 1832
Эл. почта: piperno@muni.il


Министерство туризма
Лидия Вейцман
консультант по связям с зарубежной прессой
Тел.: 00972 52 358 4395
Эл. почта: tourism.gov.il@gmail.com

Университет Бар-Илан, факультет иудаистики
Проф. Йеошуа Швордс
Тел.: 00972 50 727 3316
Общий тел.: 00972 3 531 8121 [офис пресс-секретаря]
Факс: 00972 3 535 1233
Эл. почта: jsfcty@mail.biu.ac.il



Jerusalem Center for Public Affairs
Проф. Юстус Рейд Винер
Международные права человека, эксперт по вопросам палестинского христианского меньшинства
Тел.: 009792 2 561 9281
Эл. почта: justicdocs@yahoo.com

Международное христианское посольство
Давид Парсонс
пресс-секретарь
Тел.: 00972 52 381 6214

ИЗРАИЛЬТЯНЕ ХРИСТИАНЕ

Мишель Ромо
(французский и итальянский языки)
Тел.: 00972 2 622 1049


Христианский информационный центр
Тел.: 00972 2 627 2692
Факс: 00972 2 628 6417
Эл. почта: cicinfo@cicts.org

Форум христианских союзников в Кнессете
Шай Гермеш (Кадима )
контакты: Рони
Тел.: 00972 54 431 2154                                   

Роберт Илатов (Исраэль Бейтейну)
контакты: Игаль
Тел.: 00972 50 623 0449



(Все они владеют английским языком)
Кирилл (русский язык)
Тел.: 00972 54 300 3539

Михаль
Тел.: 00972 54 440 9436

Йоханан (французский язык)
Тел.: 00972 2 673 7082

Офицер израильской полиции, христианин
Набиль Исави
контакт: Мики Розенфельд
Тел.: 00972 50 627 5870

БАПТИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Церковь Св. Иоанна Крестителя
Настоятель Добромир
(итальянский язык)
Тел.: 00972 2 632 0000

Баптистская церковь в Восточном Иерусалиме
Преподобный Алекс Авад
Тел.: 00972 2 676 6479
Моб.: 00972 54 597 5284
Факс: 00972 2 274 3278

Иерусалимсуая баптистская церковь
Преподобный Джерри Янг
Тел.: 00972 2 624 8749
Факс: 00972 2 624 8741
Эл. почта: jerbapch@netvision.net.il


КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Представитель Ватикана в Израиле
Вади Абу Нассер
пресс-секретарь
Тел.: 00972 54 495 9450

Коптская католическая епархия
отец Жан Ссер
Тел.: 00972 2 625 7530
Факс: 00972 2 623 1763

Греко-католический патриархальный экзархат
архиепископ Жозеф Жюль аль-Зрея
(английский, французский, итальянский, арабский, греческий)
Тел.: 00972 2 628 2023 / 00972 2 627 1968
Факс: 00972 2 628 6652
Эл. почта: gcpjer@p-ol.com



Сирийская ортодоксальная патриархия
Архиепископ и патриарший викарий Святой Земли и Иордании
Тел.: 00972 2 628 3304 / 00972 2 626 4758
Факс: 00972 2 627 7024

ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Евангелическая лютеранская церковь в Иордании и на Святой Земле (E.L.C.J.H.L.)
Его преосвященство епископ Муниб А. Юнан
Секретарь: Джордж Авад
Тел.: 00972 2 626 6800
Факс: 00972 2 628 5764
Эл. почта: ga_elcj@netvision.net.il


Лютеранская церковь Спасителя
Администратор г-н Вольфман Бухгольц
Тел.: 00972 2 626 6800
Факс: 00972 2 627 6222
ДРУГИЕ КОНФЕССИИ

[Англиканская] Христианская церковь
Преподобный Мюрей Диксон
Тел.: 00972 2 627 7727/9
Факс: 00972 2 6260723
Эл. почта: christch@netvision.net.il


Французская протестантская церковь (Федерация)Преподобный Жак Эльбаз
Тел.: 00972 54 473 3092
Факс: 00972 2 626 4497
Эл. почта: jacques.elbaz@itfjerusalem.com

Центр Адвентистов седьмого дня
Преподобный Ричард Элофер
Тел.: 00972 2 625 1547 
Факс: 00972 2 625 1319













[1]               “Заявление министра обороны Израиля Моше Даяна у Стены Плача, 7 июня 1967 года,” МИД Израиляhttp://www.mfa.gov.il/MFA/Foreign+Relations/Israels+Foreign+Relations+since+1947/1947-1974/11+Statement+at+the+Western+Wall+by+Defence+Minist.htm
[2]               U.S. Department of State, Bureau of Democracy, Human Rights and Labor, “International Religious Freedom Report 2010” http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2010/148825.htm Retrieved 05 December 2010
[3]               United Nations General Assembley, http://www.un.org/documents/ga/res/3/ares3.htm
[4]               “Protection of Holy Places Law,” Israel Ministry of Foreign Affairs, June 30, 1998,http://www.mfa.gov.il/MFA/Peace+Process/Guide+to+the+Peace+Process/Protection+of+Holy+Places+Law.htm
[5]               “General Assembly, Forty-Third Session, Item 77: Report of the Special Committee to Investigate Israeli Practices Affecting the Human Rights of the Population of the Occupied Territories,” United Nations – General Assembly Security Council, April 19, 1988, http://unispal.un.org/unispal.nsf/9a798adbf322aff38525617b006d88d7/a1b9291f9d85af4385256b5d00563aaf/$FILE/a43_904.pdf
[6]               Israel Ministry of Tourism communiqué, Jan. 21, 2009; Rosenblum, Irit, “New Israeli tourism initiative calls on Christian pilgrims to pedal the Nazareth - Jerusalem route,” Haaretz, Jan. 22, 2009 http://www.haaretz.com/hasen/spages/1057380.html
[7]               Protection of Holy Places Law, 1967Israeli Ministry of Foreign Affairs, June 27 1967, http://www.mfa.gov.il/MFA/Foreign+Relations/Israels+Foreign+Relations+since+1947/1947-1974/14+Protection+of+Holy+Places+Law.htm
[8]               “Israeli-Palestinian Interim Agreement on the West Bank and the Gaza Strip,” Israel Ministry of Foreign Affairs, Sept. 28, 1995, http://www.mfa.gov.il/MFA/Peace+Process/Guide+to+the+Peace+Process/THE+ISRAELI-PALESTINIAN+INTERIM+AGREEMENT.htm
[9]               Morris, Benny, “1948: The First Arab Israeli War,” Yale University Press 2008, p.219
[10]             Jordanian Annexation of West Bank, Resolution Adopted by the House of Deputies, Amman, 24 April 1950,” Israeli Ministry of Foreign Affairs, http://www.mfa.gov.il/MFA/Foreign+Relations/Israels+Foreign+Relations+since+1947/1947-1974/10+Jordanian+Annexation+of+West+Bank-+Resolution+A.htm
[11]             Shragai, Nadav, “The Mount of Olives in Jerusalem,” Jerusalem Viewpoints (JCPA), July-August 2009,http://www.jcpa.org/JCPA/Templates/ShowPage.asp?DBID=1&LNGID=1&TMID=111&FID=443&PID=0&IID=3052; Jordanian Annexation of West Bank, Resolution Adopted by the House of Deputies, Amman, 24 April, 1950,” Israeli Ministry of Foreign Affairs, http://www.mfa.gov.il/MFA/Foreign+Relations/Israels+Foreign+Relations+since+1947/1947-1974/10+Jordanian+Annexation+of+West+Bank-+Resolution+A.htm
[12]             Gilbert, Martin, “Jerusalem: A Tale of One City,” The New Republic, Nov. 14, 1994
[13]             Shragai, Nadav, “The Palestinian Authority and the Jewish Holy Sites in the West Bank: Rachel's Tomb as a Test Case,” Jerusalem Center for Public Affairs, Dec. 2, 2007, http://www.jcpa.org/JCPA/Templates/ShowPage.asp?DBID=1&LNGID=1&TMID=111&FID=443&PID=0&IID=1923; “Israeli-Palestinian Interim Agreement on the West Bank and the Gaza Strip,” Israel Ministry of Foreign Affairs, Sept. 28, 1995,http://www.mfa.gov.il/MFA/Peace+Process/Guide+to+the+Peace+Process/THE+ISRAELI-PALESTINIAN+INTERIM+AGREEMENT.htm
[14]             “Chronology of the Siege,” PBS, April 1, 2002, http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/shows/siege/etc/cron.html; Myre, Greg, “Militants Briefly Take Over Bethlehem Building,” The New York Times, Dec. 20, 2005,http://www.nytimes.com/2005/12/20/international/middleeast/20cnd-bethlehem.html
[15]             Ami-El, Mark, "The Destruction of the Temple Mount Antiquities," JCPA, Aug. 1, 2002; Lefkovits, Etgar, "Temple Mount relics saved from garbage," The Jerusalem Post, April 15, 2005, http://www.jcpa.org/jl/vp483.htm
[16]             Ibid.
[17]             Ibid.
[18]             Naby, Eden and Choksy, Jamsheed K. “The End of Christianity in the Middle East?” Foreign Policy 2 November 2010http://www.foreignpolicy.com/articles/2010/11/02/the_end_of_christianity_in_the_middle_east?print=yes&hidecomments=yes&page=full Retrieved 02 December 2010
[19]             U.S. State Department [and its Annual Report on International Freedom], U.S. Commission for International Religious Freedom, OpenDoorUSA
[20]             Wooden, Cindy “Synod members discuss threats to Christian survival in Middle East” Catholic News Service 13 October 2010 http://www.malankaraexarchate.com/?p=62 Retrieved 02 December 2010
[21]             Hedding, Malcolm, “The mote in the eye of Israel,” Mail & Guardian, Dec. 1, 2010,http://www.mg.co.za/article/2010-12-01-letters-to-the-editor-november-26-2010
[22]            Perry, Tom “In Holy Land, Christians a community in decline” Reuters 20 October 2010http://www.reuters.com/article/idUSTRE69J3KK20101020 Retrieved 01 December 2010
[23]             U.S. State Department, Bureau of Public Affairs, Human Rights and Labor, International Religious Freedom Report 2010
[24]             Tsimhoni, Daphne “Israel and the Territories – Disappearing Christians of the Middle East” Middle East QuarterlyWinter 2001 Vol VIII No. 1, pp. 31-42
[25]             Ibid.
[26]             U.S. State Department, Bureau of Public Affairs, Human Rights and Labor, International Religious Freedom Report 2010
[27]             Ibid.
[28]             Toameh, Khaled Abu “The Beleaguered Christians in Bethlehem” Hudson New York 12 May 2009 http://www.hudson-ny.org/501/the-beleaguered-christians-in-bethlehem Retrieved 01 December 2010
[29]             StandWithUs 03 July 2003 http://www.internationalwallofprayer.org/A-199-Crisis-Facing-the-Christian-Communities-in-Arab-Lands.html Retrieved 01 December 2010
[30]             Ed. Marshall, Paul A. , Palestinian Territories in: “Religious Freedom in the World” ( Center for Religious Freedom at the Hudson Institute : 2008 )
[31]            Williams, Daniel “’Endangered’ Gaza Christians Mull Flight Amid Deaths, Firebombs” 25 February 2008http://www.bloomberg.com/apps/news?pid=newsarchive&sid=aC7P93EMyb1Q&refer=home Retrieved 01 December 2010
[34]             Avni, Benny “Christians flee Muslim pressure” NY Post, 23 December 2009http://www.nypost.com/p/news/opinion/opedcolumnists/bethlehem_exodus_jH6iVNuarsPLBceXPzHO6I Retrieved 05 December 2010
[35]             See Christian Friends of Israel http://www.cfi.org.uk/index.php
[36]             Mail & Guardian, “Letters to the Editor: November 26 2010” Last updated 06 December 2010,http://www.mg.co.za/article/2010-12-01-letters-to-the-editor-november-26-2010 Retrieved 06 December 2010
[37]             Statistical Abstract of Israel 2010, Central Bureau of Statistics,http://www1.cbs.gov.il/reader/shnaton/templ_shnaton_e.html?num_tab=st02_06x&CYear=2010
[38]             Bassok, Moti “Central Bureau of Statistics: 2.1% of state’s population is Christian” HaAretz 25 December 2007http://www.haaretz.com/news/central-bureau-of-statistics-2-1-of-state-s-population-is-christian-1.235862 Retrieved 05 December 2010
[39]             “The Old City Walls,” Jerusalem.com, http://www.jerusalem.com/article_628/The-Old-City-Walls, accessed on June 17, 2009
[40]             “Archaeological Sites in Israel - The Church of the Holy Sepulcher,” Israel Ministry of Foreign Affairs, July 29, 1998,http://www.mfa.gov.il/MFA/History/Early%20History%20-%20Archaeology/Archaeological%20Sites%20in%20Israel%20-%20The%20Church%20of%20the; Gonen, Rivka (2000), Biblical Holy Places: An Illustrated Guide, Jerusalem: Paulist Press, p. 129.
[42]             “The Garden Tomb,” Garden Tomb (Jerusalem) Association, http://www.gardentomb.com/information.php, accessed Feb. 17, 2010
[46]             US Commission on International Religious Freedom, Annual Report 2010, p. 232
[47]             “The Status of Jerusalem in Islam,” The Jerusalem Institute for Israel Studies, http://jiis.org/index.php?cmd=jerusalem.127&act=read&id=71, accessed on June 15, 2009
[53]             “History: Second Temple Period – Return to Zion,” Israel Ministry of Foreign Affairs, April 1, 2008http://www.mfa.gov.il/MFA/Facts+About+Israel/History/HISTORY-+The+Second+Temple.htm
[54]             “Mount of Olives Jewish Cemetery,” Yahoo Travel, http://travel.yahoo.com/p-travelguide-2799094-mount_of_olives_jewish_cemetery_jerusalem-i?action=describe, accessed on June 17, 2009.
[55]             Runyan, Joshua, Kroll, Chana, “Mumbai Terror Victims Laid to Rest in Israel as Jewish Nation Mourns,’ Chabad.org News, Dec. 3, 2008, http://www.chabad.org/news/article_cdo/aid/780006/jewish/Israeli-Communitie


Источник