Pages

Христиане и ислам


Борис Гулько

Евреи научились стоять за себя. Они возмутили весь мир после несправедливого осуждения капитана французской армии Дрейфуса в конце ХIХ века, вели отчаянную борьбу против ложного обвинения Бейлиса в начале ХХ века. Логическим завершением ужаса Катастрофы стала героическая победа в войне Израиля за независимость и девиз победителей — «Never again».
В течение семи лет отказа (1979–1986) у меня было чувство, что мир с нами. Об обыске, задержании, тем более избиении еврея-отказника немедленно сообщали западные радиостанции. Все официальные визитеры из США везли советским вождям списки отказников, о которых пеклись. Комитеты, обращения, демонстрации на Западе поддерживали нас.
Рядом с еврейской проистекала в те годы аналогичная борьба христиан-пятидесятников, мистической секты, по каким-то своим верованиям стремившейся покинуть СССР. У меня были среди них знакомые. Истории о преследованиях пятидесятников советскими властями, которые я слышал, напоминали страсти первых христиан. Жестокость обращения с ними была безмерной. И ни звука по радио, никаких проявлений солидарности с ними немаленького христианского мира.
Когда я читаю о том, что в последние десятилетия происходит с христианами в исламском мире, озадачивает тот же вопрос: где солидарность? В Саудовской Аравии живет около миллиона христиан (в основном иностранные рабочие), но им запрещено, как пишет посол Израиля в США М. Орен в статье для WSJ от 9 марта, даже частное богослужение. Новостные агентства арабских стран сообщили, что 12 марта главный муфтий Саудовской Аравии шейх Абдул Азиз аль-Ашейх потребовал разрушить все церкви во всех государствах Аравийского полуострова.
В Пакистане, как пишет в своей колонке Каролин Глик, «поджоги церквей, насильственное обращение в ислам, изнасилования, похищения, судебные преследования христиан стали будничными».
Жестокие преследования христиан начались в Ираке после свержения Саддама Хуссейна. Орен сообщает, что после падения Саддама в 2003 году в Ираке было сожжено 70 церквей, только в одном Багдаде число убитых христиан превышает 1 000. При Саддаме в Ираке проживали 800 000 христиан, сейчас остались 150 000. Из Афганистана несколько лет назад удалось вывезти несчастного, приговоренного к казни за переход в христианство, а в Иране сейчас ожидает смерти пастор Юсеф Надархани, осужденный за свою веру.
В Египте, «освободившемся» от Мубарака, в октябре прошлого года около 1 000 христиан-коптов вышли на мирную демонстрацию, протестуя против сожжения мусульманскими бандами двух их церквей. Как сообщили копты, их атаковали мусульмане, поддержанные армией. Их давили армейскими машинами, в них стреляли и волокли тела по улицам Каира. По разным данным, было убито от 19 до 40 человек. Только за прошлый год, сообщает Орен, 200 000 коптов покинули Египет.
В Земле Израиля, переданной в 1994 году под мусульманский кон­троль, резко снизилось христианское население, в целом, по оценке Орена, с 15 до 2%. Бейт-Лехем, в котором, как они верят, родился Иисус, населяли более 80% христиан, сейчас их там меньше 20%. В Газе церкви, монастыри, христианские библиотеки сожжены.
В Турции от двух миллионов христиан после Первой мировой войны сейчас остались сто тысяч, в Иордании за полстолетия процент христиан снизился с 17 до 2, в Сирии — с 50 до 4. В Ливане в 1946 году большинство населения были христиане, сейчас их меньше 30%. Единственная страна в регионе, в которой христианское население возросло, — это Израиль. По оценке Орена, выросло оно более чем на 1000%.
В сентябре 2011 года, находясь во Франции, патриарх ливанских католиков Бешара Рэй предупредил французского президента Саркози, что падение сирийского диктатора Асада будет катастрофой для христиан Сирии и Ливана, поскольку в оппозиции Асаду доминирует «Мусульманское братство». Французское Министерство иностранных дел назвало заявление Рэя «неожиданным и разочаровывающим», а в Вашингтоне, куда после Франции двинулся Рэй, ему отказали во всех обещанных аудиенциях, включая встречу с Обамой.
Недавно в интервью MSNBC видный протестантский проповедник Франклин Грэм обвинил президента Обаму, что тот «больше печется о мусульманах мира, чем о христианах, которых убивают в мусульманских странах». Грэм разъяснил: «Ислам видит его как сына ислама… Я не могу утверждать (что Обама не мусульманин), поскольку ислам пользуется явным покровительством Обамы».
Я не совсем понимаю позицию Грэма. Почему Обама, которого видный экономист афроамериканец Томас Соуэлл в своей колонке от 1 марта назвал человеком, «всю жизнь враждебным западным ценностям и западным интересам», должен защищать христиан, если этого не делают сами американские христиане? В защиту советских евреев когда-то выходили демонстрации по сто и по двести тысяч. Однако когда президент Клинтон в 1999 году три месяца бомбил христианскую Сербию, позволив мусульманам Косова спалить в крае церкви и изгнать более 200 000 сербов, в Америке не раздалось ни одного голоса солидарности с сербами. Когда после датских карикатур на мусульман в исламском мире жгли церкви, монастыри и убивали священников, тоже не было ни звука протестов. Единственной реакцией на недавние убийства американских военнослужащих в Афганистане после сожжения на военной базе Корана стало извинение американского президента перед мусульманами. В чем причина индифферентности христиан к судьбе своих собратьев по вере?
Может быть, она в культе страданий в христианстве? Во всех католических учреждениях на стене висит изображение их Спасителя, страдающего на кресте. Тот терпел, и, как говорили в России, им велел. А еще велел подставлять другую щеку.
А может быть, это трусость, идущая от первого Папы Римского, апостола Петра («Не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься от меня», — верно предсказал ему Иисус, Мф 24:36)? Таким могло быть и объяснение молчанию папы Пия XII во время Холокоста, и позиции Синода ближневосточных церквей в Ватикане 2010 года, организованного Бенедиктом XVI, на котором подверглось критике только одно государство Ближнего Востока, то единственное, в котором христиан не преследуют, — Израиль.
Похоже, что последняя надежда ближневосточных христиан на защиту — это мы, евреи. В Израиле мы не только успешно защищаем себя от мусульман, но и защищаем мусульман от себя. Видно, пора создавать еврейские комитеты спасения христиан. Как-никак, нас в мире почти целый процент относительно числа христиан.

Источник