В минувшее воскресенье ведущая государственной радиостанции «Решет Бет» взяла в прямом эфире интервью у Абдул-Рахмана Зуаби, бывшего верховного судьи (именно этот арабский юрист в 1999 году был впервые в истории Израиля избран в Верховный суд).
Вопросы, заданные ведущей, касались горячей темы – исполнения израильскими арабами такой гражданской обязанности, как служба в ЦАХАЛе. А точнее – двухлетнее альтернативное служение государству, то есть низкооплачиваемая - наравне с солдатами - работа в больнице или местном Доме культуры. (С первых лет существования государства, напомню, считается, что служить в армии арабские граждане не должны: ведь если соседи развяжут против Израиля новую войну, сражаться с братьями по крови они не станут).
Отвечая на вопросы ведущей, бывший верховный судья объяснил: молодые арабы изъявили бы готовность отдать державе гражданский долг, но лишь в том случае, если государство, со своей стороны, гарантирует им равные права с евреями. В том числе и прежде всего – равное право на землю! Экс-судья не вдавался в подробности и не уточнял, что в последние годы в таких городах, как Иерусалим, Хайфа, Яффо, Нацрат-Илит, Акко (далее везде), состоятельные арабские семьи активно выкупают у евреев квартиры – и никому даже в голову не придет назвать «экспансией» их стремление наслаждаться плодами цивилизации.
Не ущемляется арабское население и во многих других сферах. Вот, например, как выглядит набережная Тель-Авива в районе высоток «Бейт Текстиль» и «Бейт а-Гибор» у Дельфинария, где 1 июня 2001 года был совершен чудовищный «детский» теракт. Старожилы «города без перерыва» привыкли к тому, что по вечерам и в выходные на огромной поляне неподалеку от Музея ЭЦЕЛа жители Яффо с родичами и гостями из арабских городов и деревень, включая Восточный Иерусалим, устраивают пикники: жарят шашлык и стейки, курят кальян.
Детишки катаются на качелях, а иногда – на лошадях (породистых скакунов держат в хороших домах расположенного неподалеку яффского квартала Аджами).
Аналогичным образом немалую часть завсегдатаев торговых центров Бат-Яма, Петах-Тиквы, Иерусалима и многих других городов составляют молодые арабские семьи. За покупками обычно ездят в первой половине дня, когда мамаши-израильтянки пыхтят на работе: народу поменьше – можно часами сидеть в примерочной.
В последние годы изменился не только стиль жизни, но и облик арабской молодежи: вот, например, как элегантно одеты юные мусульманки, прогуливающиеся по иерусалимскому проспекту имени Бен-Иегуды.
А вот с какими сотовыми телефонами (последнее поколение!) расхаживают по Тель-Авиву…
Что же касается столичного квартала Мамила у Яффских ворот Старого города, то он стал излюбленным местом шопинга, прогулок и посиделок обитателей Восточного Иерусалима. Многие из них работают продавцами в престижных фирменных магазинах, так что ни о какой дискриминации по национальному признаку нет и речи - даже несмотря на то, что иерусалимские арабы имеют статус постоянных жителей, а не граждан. На шопинг находится не только время, но и (не менее важно) – деньги.
«Откуда?! – удивится читатель. – Ведь если верить публикациям ивритской прессы, 50% израильских арабов находятся за «чертой бедности» и получают от государства денежную помощь, в том числе пособия по безработице и по обеспечению прожиточного минимума».
Статистика, однако, наука скользкая. В обязанности штатных сотрудников ЦСБ не входит проверка правдивости сведений, которые передают в Институт национального страхования и Службу трудоустройства т.н. «социальные случаи» - как евреи, так и арабы. По данным ЦСБ, 84% арабских женщин не трудоустроены (в еврейском секторе всего 44% представительниц прекрасного пола могут позволить себе такую роскошь, как воспитание детей и ведение домашнего хозяйства).
«Традиции святы! - возражают правозащитники. - Главное призвание женщины - рожать и присматривать за детьми». К аргументу борцов за права человека добавим еще один штрих: 60% арабских женщин, имеющих водительские права, не работают. Они-то, видимо, и совершают по будням заезды в торговые центры крупных городов. В конце концов (процитируем «Золотого теленка») автомобиль не роскошь, а средство передвижения, но все-таки… по официальной статистике половина израильских арабов – неимущие… Так ли это?
Как сообщил экономический обозреватель газеты «Гаарец» Нехемия Штреслер, Банк Израиля провел исследование, в ходе которого выявил: если бы статистика опиралась на реальные факты, удельный вес бедняков, находящихся за последней чертой, снизился бы в стране с 24,4 до 12,7%, то есть – в два раза! Каким чудом? А никаких чудес нет! Многоопытные экономисты давно смекнули, что из статистических данных, изрядно подпортивших имидж Израиля в сообществе OECD, следует исключить арабов и «харедим»: многие из них работают «по-черному», скрывая от Налогового управления свои доходы, пишет Штреслер («Гаарец» от 10 апреля 2012 года). То есть почти половина израильских бедняков – это фикция!
Что же касается представителей арабского сектора, то многие из них (в отличие от евреев) ведут домашнее хозяйство рачительно, экономно. Согласно исследованию, проведенному пару лет назад сотрудниками Беэр-Шевского университета, муниципальный налог («арнону») платят всего 18,6% израильских арабов, в то время как в еврейском секторе это показатель составляет 53,7% (что тоже, скажем прямо, рекордом не назовешь).
Автор исследования доктор Рафик Хадж развеял популярный среди правозащитников миф: мол, арабы не платят налоги, потому что не чувствуют себя интегральной частью еврейского государства. «Арабо-израильский конфликт и чувство отторжения от государства Израиль, которое испытывает часть арабов, не имеют никакого отношения к уклонению от уплаты налогов», - пишет доктор Хадж и приводит собственную трактовку массового отказа от участия в финансировании муниципальных служб. Причина – вражда кланов, проживающих в одних и тех же населенных пунктах: «К чему мне платить «арнону» и таким образом содержать чужую «хамулу», которая муниципальный налог не платит?!»
В таком случае что заставляет арабов исправно оплачивать счета компаний кабельного телевидения и телефонной компании «Безек»? Не заплатишь – твоя семья не сможет смотреть передачи «Аль-Джазиры» или звонить по телефону в Иорданию, Канаду и Ливан. А не внесешь «арнону» - в отместку муниципалитет не погасит вечером фонари на улицах, на которых стоят дома злостных неплательщиков. Услуги органов местной власти – обезличенные, их оказывают всей общине, а не конкретной семье.
Приведен в исследовании еще один факт, опровергающий миф о неравенстве: размер муниципального налога за один квадратный метр жилой площади в арабском секторе ниже, чем в еврейском. Так, за дом площадью 200 квадратных метров арабы платят 6000 шекелей в год (480 шекелей в месяц). В еврейском секторе эта сумма выше – 589 шекелей. Но многие ли евреи живут на виллах, особенно в больших городах? Площадь наших типовых квартир обычно не достигает даже 120 квадратных метров, не говоря о двухстах. Тем временем большинство арабов построили себе замечательные особняки. И даже при том, что за один квадратный метр они платят меньше евреев, общий размер «арноны» действительно выше - за счет достойной жилой площади.
Несмотря на это, многие арабские граждане (вернемся к высказываниям отставного верховного судьи Абдул-Рахмана Зуаби) считают себя «бесправными и угнетенными», а значит – свободными от исполнения элементарных гражданских обязанностей.
from Израиль: лица и факты http://israelfacesplaces.blogspot.com/2012/07/blog-post_10.html