Скорпион не по злобе кусает, а по природе своей.
Арабская пословица
Надпись на стене здания ООН «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» взята из книги пророка Исайи. В этой надписи (не в тексте) есть противоречие. Дело в том, что рядом с надписью нет ссылки на источник, потому что он мог бы не понравиться мусульманам - членам ООН, а значит те, кто эту надпись поместили на здании, не очень-то в пророчество верили и, на всякий случай, решили не раздражать ссылкой на евреев. Но то, что предсказанные времена еще не настали, мы можем утверждать с полной уверенностью.
Эту уверенность основательно укрепила программная статья советника Хаменеи по стратегическим вопросам Али-Реза Форгани "Юридические основания уничтожения Израиля, в соответствии с учением имама Хомейни". Военно-политическая доктрина Хаменеи названа им "оборонительным джихадом", в которой он публично обосновал цель – «стереть Израиль с карты мира».
Это стремление не ново. Может оно адресовано «израильским голубям мира», чтобы развеять у них иллюзии? Зря старается, они все равно скажут, что это лишь декларации без стремления к реальному воплощению.
Особо интересен пассаж аятоллы «Если сейчас мы оставим сионистов в покое, возможность покончить с ними будет упущена навсегда». Почему такая возможность будет упущена именно навсегда, аятолла не объяснил. Единственным объяснением представляется то, что аятолле понятно - операция по пресечению ядерных амбиций отбросит Иран на десятки лет назад. Но когда это аятолл останавливало?! Хомейни несколько ранее это сформулировал так: «Мы не для того совершали революцию, чтобы снизить цены на дыни».
Но далее аятолла пишет: «Политические деления государств и границы между странами больше не актуальны. Сегодня оправдано лишь деление народов на основе их веры и крови». А вот эта фраза дорогого стоит.
Деление «народов на основе их веры» крайне чувствительно для Саудовской Аравии, давнего антагониста Ирана, потому что отделает восточные нефтеносные районы страны, где проживает шиитское меньшинство, от остальной ее части, населенной суннитами. Волнения шиитов, поддерживаемых Ираном, в нефтяных провинциях делает саудитов страшно чувствительными к сепаратистским движениям. Когда шииты попытались устроить нечто вроде площади Тахрир с саудовским акцентом, то с сепаратистами в «Восточной провинции» Эр-Рияд расправился без раздумий, а заодно помог и Бахрейну так быстро и конкретно, что мировые либеральные радикалы не успели вмешаться. Иран запротестовал, но его длинные уши и так торчали из-за спины всех этих протестов. Это спасло Саудовскую Аравию от египетского пути, но перевело старинную суннитско-шиитскую вражду на новый уровень.
Политические споры на религиозной основе всегда чреваты большой кровью
На протяжении всей своей истории шииты в арабских странах подвергались гонениям, ощущали себя людьми второго сорта. Возможно, что сейчас, с позиций 21 века, не очень понятно, какое это имеет значение сегодня, но в головах у аятолл не 21 век, он их коснулся лишь в том плане, что они отложили в сторону кривые сабли и рвутся к атомной бомбе, а в остальном они продолжают все ту же средневековую войну.
Суннитские богословы проклинают шиитов, как «пятую колонну врагов подлинного Б-га», считая, что угроза, исходящая от них, «не меньше, чем опасность со стороны евреев и христиан». Отличие между суннитами и шиитами в том, что сунниты в своей деятельности, как правило, учитывают существующие реалии, а шииты все силы тратят на то, чтобы сохранить веру в первозданной чистоте. Но сегодня это уже не только теологический спор, не только выяснение, кто более правоверен, но и ее величество нефть! Именно это и делает Саудовскую Аравию и Иран непримиримыми врагами.
"Отрубите голову этой змее!" -Король Саудовской Аравии Абдалла об Иране в разговоре с послом США в Ираке Райаном Крокером, а также генералом армии США Дэвидом Петреусом в апреле 2008 года. Сайт WikiLeaks
Совсем недавно Иран был практически один, но несколько дней назад Россия и Иран возобновили военно-техническое сотрудничество, о чем в коммюнике поведали «городу и миру». Еще одним защитником Ирана выступил Пакистан, объявивший, что в случае удара Израиля по Ирану, у Пакистана "не будет иного выхода", кроме ответного удара по Израилю. Россия также традиционно поугрожала Израилю, многозначительно заявив, что атака на Иран может стать серьезной угрозой для самого Израиля. Китай заявил, что не поддержит бойкот Ирана ни в какой форме, и вообще он против любых силовых методов решения иранского кризиса.
Религиозно-идеологические мотивы иранского руководства более-менее прозрачны. Это во первых антизападное и антиамериканское направление, во вторых - антиизраильское, с каким-то зоологическим антисемитизмом, но нельзя забывать и традиционную для Ирана антиарабскую (антисуннитскую) политическую линию. По всем трем направлениям аятоллы действуют вполне последовательно, но что в этом Москве, Пекину, да еще и «примкнувшему к ним» Исламабаду?
Резоны у каждого свои. Возможно, что Исламабаду не нравится военно-техническое сотрудничество Израиля с его давним врагом – Индией, и он хочет как-то, шантажируя Израиль, повлиять на это сотрудничество? Во всяком случае, пока пакистанские заявления выглядят более декларацией о поддержке, чем реальной угрозой, даже учитывая пакистанскую атомную бомбу. Китай, в силу своих особенностей, всегда рад повоевать с Америкой не воюя, чужими руками, да и заинтересован он только в одном – стабильности поставок нефти из Ирана.
С Россией сложнее. Строго говоря, поддержка Россией Ирана противоречит российским интересам. Есть нерешенный спор по разделу Каспийского шельфа, укрепление Ирана безальтернативно усилит мусульманские сепаратистские настроения в самой России, да и такой сосед с атомной бомбой, зачем он России? Как не видеть реальный шанс наступить на грабли и навлечь на собственную голову всю взлелеянную ею же мощь иранских стратегических сил? Не лучше ли было бы дать другим разобраться с Ираном, а самим пожать плоды?
Очевидно, что какой-то интерес у России поддерживать Иран все же есть, и, скорее всего, это потребность в образе привычного врага, «мировой закулисы», крайне необходимого любому авторитарному режиму.
Взойдет ли шиитский полумесяц?
Поддержка России, Китая, Пакистана – все это крайне важно для Ирана. Но аятоллам важно и то, что как единственное шиитское государство, Иран всегда стремился, да и был фактически, наднациональным главой шиитов арабских стран, и в этом качестве всегда поддерживал их стремление к «правильному исламу», и борьбу с «недостаточно исламскими» режимами. Этим Иран вызывал к себе вполне логичную «нелюбовь» в арабских странах. Стремление Ирана трансформировать религиозную общность шиитов в некий формальный военно-политический союз тоже было достаточно прозрачным, для этого даже алавитов признали шиитской ветвью ислама, да совместными усилиями с Сирией протолкнули шиитскую "Хизбаллу" в правительство Ливана.
Король Иордании Абдалла еще в 2004 году предупреждал об опасности образования Ираном такого союза, который он назвал «шиитским полумесяцем», имея в виду распространение иранской военно-политической активности от Ирана через Сирию к Ливану, и на юго-запад – к Персидскому заливу. Нужно сказать, что страны ССАГПЗ эту опасность хорошо понимают. Направление к Персидскому заливу Саудовская Аравия решительно пресекла, ливанскую "Хизбаллу" предупредили, что поддержка Ирана чревата для них прекращением финансовой помощи от арабов, а Сирия пока держится, но в этом «полумесяце» она, безусловно, является «слабым звеном».
В отношении режима Сирии практически существует общемировой консенсус, опять же за исключением России и Китая, которые наложили вето на антиасадовскую резолюцию СБ ООН. Это вызвало возмущение не только США, Франции и Англии, но и лиги арабских государств.
Реакция не заставила себя ждать. Министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу заявил, что Турция и Лига арабских государств обсуждают "новую инициативу относительно Сирии", которую они выработают вне рамок ООН. Куда еще яснее – ООН не может решить, обойдемся без ООН и, соответственно, России и Китая. Не слышатся ли в этих словах признаки бесславной кончины ООН?
Заявления Турции и ЛАГ вполне реальны. DEBKAfile сообщает, что на стороне сирийской оппозиции уже действует спецназ Великобритании и Катара. Они не участвуют в боевых действиях, но обучают оппозицию тактике ведения боя, обеспечивают разведданными и средствами связи. Новый план Турции и ЛАГ еще не обнародован, но вероятнее всего Эрдоган предполагает отправку в Сирию турецко-арабских воинских подразделений, которые будет действовать при поддержке западного и арабского контингента. Новая турецкая инициатива рождается на фоне сообщений о том, что Россия, в свою очередь, посылает на помощь Асаду не только оружие, но и военных инструкторов, и, кроме того, в СМИ появились сообщения о направлении Ираном в Сирию 15 тысяч военных из иранского специального формирования “Аль-Кудс”. На фоне этих сообщений прозвучало странное заявление главы МИДа России Сергея Лаврова, сильно развеселившее западные СМИ, о том, что Асад "полностью привержен задаче прекращения насилия".
Кто действительно уже действует на территории Сирии, кто просто занимается словесной войной понять трудно, достоверных источников практически нет, но, во всяком случае, похоже, что первое сражение с Ираном произойдет именно на территории Сирии.
Дипломатия — это не умиротворение зла
Поддержка Сирии Россией имеет давнюю историю. Еще с начала с 1960-х годов Сирия являлась крупным покупателем оружия, получателем инвестиций и дипломатической поддержки, перевалочным пунктом для службы внешней разведки России, убежищем для палестинских террористов, которым покровительствовал Кремль. Порт Тартус, единственный порт питания российского ВМФ на Средиземном море, тоже чрезвычайно важен России. Мнение же ЛАГ по сирийскому вопросу Россию совершенно не трогает. Что Москве угрозы ЛАГ ввести нефтяное эмбарго, когда именно Россия держит руку на кранах нефтепроводов, по которым осуществляется снабжение многих европейских государств.
Но караван идет своим путем. Шесть стран Персидского залива – Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) - ССАГПЗ – заявили, что отзывают своих послов из Сирии и требуют, чтобы сирийские послы немедленно покинули их страны. Ранее об отзыве дипломатов заявили Испания, Италия, Франция, Великобритания и Германия. Стало известно, что вслед за остальными европейскими странами своего посла в Дамаске отозвали Нидерланды. США также закрыли свое посольство в Сирии. Все это говорит, что решение по судьбе режима Асада ими принято.
На этом фоне очень логичной выглядит позиция Израиля: война в Сирии – это не наша война, нам лишь нужно блокировать возможные провокации и попытки втянуть в сирийский клубок Израиль. Активность Турции и Саудовской Аравии в Сирии дает достаточные основания предполагать, что на смену «шиитскому полумесяцу» может прийти «суннитский» от Саудов до Турции через Сирию. Тоже не сахар, но все же это более вменяемые режимы, чем иранские аятоллы.
Меня часто спрашивают: «за что мы сражаемся?» Могу ответить: «Перестанем сражаться — тогда узнаете»Уинстон Черчилль
Израиль всю свою историю живет во враждебном окружении. Но только в настоящее время эта враждебность вышла на новый уровень. Ядерный Иран находится за красной линией, это то, что Израиль не может допустить ни при каких условиях. Невооруженным взглядом видны в Иране единство «слова и дела», теоретическое обоснование уничтожения Израиля и подготовка к войне, к обладанию ядерным оружием.
В этой связи интересно заявление высокопоставленного представителя МИДа России Михаила Ульянова в интервью российскому информационному агентству "Интерфакс". Он в частности заявил, что «столь жесткая позиция, касающаяся разработок Ираном ядерного оружия, может иметь "катастрофические последствия" для самого еврейского государства». По его утверждению «Израиль "придумывает" рассказы о ядерном потенциале Исламской республики, что "усиливает напряженность и может стимулировать движение в сторону военного решения с катастрофическими последствиями». По существу он обвинил Израиль в искусственном нагнетании напряженности вокруг Израиля. Не в традиции «высокопоставленных чиновников российского МИДа» говорить без санкции высокого начальства, но попытки запугать Израиль тяжелыми последствиями вряд ли логичны, что может быть тяжелее последствий в виде аятолл с ядерной бомбой? Если мировое сообщество не пресечет ядерные амбиции аятолл, то над Израилем нависнет угроза войны на уничтожение. Эта война не нужна Израилю, но если он будет вынужден вступить в нее, то его не остановит ни Китай, ни Пакистан, ни Россия. Никто.
Пока Россия гремит, как слон в посудной лавке, США и НАТО наращивают вооружение в Персидском заливе. Сегодня американские военные в этом регионе располагают 320-ю крылатыми ракетами «Томагавк» на крейсерах, эсминцах и подводных лодках, а к апрелю их количество увеличится еще на 110 единиц. Дальность полета этих ракет составляет 1,6 тыс. километров, что позволяет поразить цели на всей территории Ирана. И делается это спокойно и планомерно.
Все это вселяет надежду, что Израилю с Ираном воевать не придется, но мы давно знаем, что безопасность Израиля - в руках самого Израиля, и что надеяться он может прежде всего на самого себя. Именно в связи с этим я хотел бы напомнить слова Черчилля: «Мы пойдем до конца, мы будем сражаться во Франции, мы будем сражаться на морях и в океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш остров, чего бы это нам ни стоило, мы будем сражаться на берегу, мы будем сражаться на посадочных площадках, мы будем сражаться в полях и на улицах, мы будем сражаться в горах, мы никогда не сдадимся».
Израиль живет так со дня основания.
Владимир Янкелевич, военный эксперт "Полосы"