Поиск по этому блогу

Отношение к евреям в арабских и других мусульманских странах. Cитуация сегодня

Путеводитель по арабо-израильскому конфликту


Отрывки из содержащей много интересной и малоизвестной информации книги Митчелла БАРДА «Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту» (Myths and Facts. A Guide to the Arab-Israeli Conflict.  Mitchell G. Bard). 


Евреи Сирии
Еврейское население
1948: 30 000
2001: меньше 100
История евреев Сирии уходит корнями в библейские времена. Благодаря соседству этой страны с Палестиной, еврейская община Сирии была большой и процветающей.

В 1944 г. Франция предоставила Сирии независимость. Новое сирийское правительство запретило эмиграцию евреев в Палестину и наложило жесткие ограничения на преподавание иврита в еврейских школах. Увеличилось число нападений на евреев, и деловым предприятиям евреев были объявлены бойкоты.
Когда в 1947 г. стало известно о разделе Палестины, арабские толпы в Алеппо учинили разгром еврейской общины, возникшей 2500 лет тому назад. Множество людей было убито, более 200 домов, магазинов и синагог были разрушены. Тысячи евреев в поисках спасения нелегально бежали из Сирии в Израиль.
Вскоре после этого сирийское правительство усилило притеснения еврейского населения. Жесткие ограничения были наложены на свободу передвижения. Евреев, пытавшихся бежать, ожидали каторжные работы или смертная казнь. Евреям не разрешалось работать в правительственных учреждениях или в банках, они не могли покупать телефоны и получать водительские права, им не разрешалось приобретать какую-либо собственность. Банковские счета евреев были заморожены. Через еврейское кладбище в Дамаске была проложена дорога в аэропорт; еврейские школы были закрыты и переданы мусульманам.

Алоис Бруннер
Весьма показателен тот факт, что Сирия предоставила убежище Алоису Бруннеру, одному из самых отъявленных нацистских военных преступников. Бруннер, главный помощник Адольфа Эйхмана, служил советником в учреждениях сирийского режима. В 1987–1988 гг. сирийская секретная полиция арестовала 10 евреев по подозрению в нарушении законов о передвижениях и эмиграции, планировании побега и незаконных поездках за границу. Несколько евреев, впоследствии освобожденных, сообщили о том, что во время пребывания в тюрьме подвергались пыткам.
Многие годы сирийские евреи жили в чрезвычайном страхе. Еврейский квартал в Дамаске находился под постоянным наблюдением секретной полиции. Полицейские присутствовали на службах в синагогах, на свадьбах, церемониях вступления мальчиков в совершеннолетие и на других еврейских мероприятиях. Контакты с иностранцами тщательно контролировались. Зарубежные поездки и путешествия разрешались лишь в особых случаях и только если вносился залог в сумме 300–1000 долл. США. Члены семьи должны были оставаться в стране в качестве заложников. В 1990 г. давление, оказанное Соединенными Штатами во время мирных переговоров, помогло убедить президента Хафеза Асада ослабить эти ограничения, равно как и ограничения на покупку и продажу собственности.
В процессе проведения тайной операции в конце 1994 г. 1252 еврея были доставлены в Израиль. Рабби Авраам Хамра (Avraham Hamra), духовный руководитель сирийской еврейской общины в течение 25 лет, был среди тех, кто уехал из Сирии и добрался до Нью-Йорка (сейчас он живет в Израиле). Сирия предоставляла выездные визы только при том условии, что евреи не поедут в Израиль. Лишь после Мадридской конференции в 1991 г., в основном в результате нажима со стороны США, было принято решение о том, чтобы окончательно освободить сирийских евреев.
К концу 1994 г. синагога Джоаб Бен Зеруях (Joab Ben Zeruiah) в Алеппо, существовавшая более 1600 лет, опустела. В 1995 г. в Дамаске фактически проживало примерно 250 евреев, оставшихся там, по-видимому, по собственному выбору. К концу 2001 г. рабби Худер Шахада Кабарити (Huder Shahada Kabarity) насчитал 150 евреев, живущих в Дамаске, 30 – в Халебе и 20 – в Камашили. Каждые два или три месяца один рабби приезжает из Стамбула в Турции, чтобы проследить за приготовлением кошерного мяса; затем жители замораживают это мясо и используют его до следующего приезда рабби. В Дамаске остались открытыми две синагоги.
Хотя евреи иногда подвергаются насилию со стороны палестинцев, приехавших в Сирию, правительство приняло строгие меры безопасности, включая аресты нападающих и охрану синагог.
Согласно сообщению Государственного департамента США, сирийские евреи все еще имеют отдельные начальные школы, где учащихся знакомят с иудаизмом, а в некоторых начальных школах разрешается изучать иврит. Около дюжины студентов все еще посещают Еврейскую школу, в которой не так давно (в 1992 г.) было 500 студентов. Евреи и курды являются единственными представителями национальных меньшинств, которым не разрешается работать в учреждениях политической системы. Кроме того, немногим оставшимся в Сирии евреям обычно запрещено устраиваться на работу в государственные учреждения, и на них не распространяются требования воинской обязанности. Это – единственное национальное меньшинство, в паспортах и удостоверениях личности представителей которого приводятся сведения об их религии». Правительство использовало средства массовой информации для распростанения в стране антисемитской пропаганды. В 2003 г. частная телекомпания выпустила антисемитский сериал «Аш-Шата» («Диаспора»), основанный на «Протоколах Сионских мудрецов». В сериале утверждается, что евреи стояли за двумя мировыми войнами и манипулировали мировым общественным мнением с целью создания Государства Израиль.

Евреи Туниса
Еврейское население
1948: 105000
2004: 1200
Тунис был единственной арабской страной, оказавшейся под немецкой оккупацией во время Второй мировой войны. Роберт Сатлофф утверждает, что «с ноября 1942 по май 1943 г. немцы и их местные пособники применяли режим принудительных работ, конфискации собственности, взятия заложников, массового шантажа, депортаций и экзекуций. Они принудили тысячи евреев носить звезду Давида и создали еврейские комитеты типа Юденрата, во главе которых стояли еврейские лидеры, с целью проведения в жизнь нацистской политики, под угрозой тюремного заключения или смерти».
После того как в 1956 г. Тунис обрел независимость, была провозглашена серия антиеврейских правительственных постановлений. В 1958 г. правительство упразднило Совет еврейских общин, а древнееврейские синагоги, кладбища и еврейские кварталы были разрушены в целях «возрождения городов». Возрастающая нестабильность ситуации в Тунисе привела к тому, что 40 тыс. тунисских евреев эмигрировали в Израиль. К 1967 г. еврейское население Туниса уменьшилось до 20 тыс. человек.
Во время Шестидневной войны взбунтовавшиеся арабские толпы напали на евреев, сожгли синагоги и еврейские магазины. Правительство осудило эти акты насилия, а президент республики Хабиб Бургиба извинился перед главным раввином. Правительство призвало еврейское население оставаться в стране, но и не запретило уезжать из Туниса. Впоследствии 7 тыс. евреев эмигрировали во Францию.
В 1982 г. в городах Джарджис и Бен-Гуардане имели место нападения на евреев. По сообщению Государственного департамента США, тунисское правительство «действовало решительно, с тем, чтобы защитить еврейскую общину».
В 1985 г. тунисский охранник открыл огонь по верующим в синагоге на острове Джерба; пять человек было убито, четверо из них были евреями. Чтобы предотвратить в будущем возникновение таких трагедий, правительство Туниса решило в случае необходимости предоставлять евреям вооруженную защиту. После того, как 1 октября 1985 г. Израиль обстрелял штаб-квартиру ООП около города Тунис, «правительство предприняло экстраординарные меры для защиты еврейской общины». После трагедии на Храмовой горе в октябре 1990 г. «правительство разместило вооруженную охрану вокруг главной синагоги в г. Тунис».
На острове Джерба действует еврейский детский сад. В Тунисе также есть шесть еврейских начальных школ (три – в Тунисе, две – на острове Джерба и одна – в прибрежном городе Джарджис) и четыре средние школы (две – в Тунисе и две – на острове Джерба). В Тунисе и на острове Джерба имеются также ешивы. Еврейская община располагает двумя домами для престарелых. В стране функционируют несколько кошерных ресторанов. В Тунисе работают пять раввинов, совершающих богослужение, один из них – на острове Джерба. Большинство евреев тунисской общины придерживаются правил кашрута.
Сегодня 1300 евреев образуют самое большое религиозное меньшинство в стране. «Правительство обеспечивает еврейской общине свободу вероисповедания и платит жалованье главному раввину» общины.
В октябре 1999 г. еврейская община избрала новое правление – в первый раз после провозглашения независимости Туниса в 1956 г. Этому правлению присвоили новое название: «Еврейский комитет Туниса».
11 апреля 2002 г. у стены синагоги Эль Гхирба на острове Джерба взорвался грузовик с резервуаром природного газа. Вначале тунисские чиновники говорили, что грузовик случайно врезался в стену синагоги, но потом группа, связанная с организацией Осамы бин Ладена «Аль-Каида», взяла на себя ответственность за эту «операцию», которая фактически являлась террористической атакой на старейшую синагогу в Африке. В результате взрыва грузовика с газом погибли 17 человек, в том числе 11 немецких туристов. В 2003 г. французские власти задержали в аэропорту Шарль де Голль немецкого гражданина Кристиана Ганзаски за его предполагаемое участие в теракте в Джербе.
Правительство Туниса предприняло меры для усиления охраны синагог во время еврейских праздников, а также поощряет еврейских экспатриантов совершать ежегодное паломничество в Джербу.

Евреи Йемена
Еврейское население
1948: 55 000 (в Адене еще 8000)
2004: 200
В 1922 г. правительство Йемена вновь ввело в действие древний исламский закон, согласно которому еврейские сироты в возрасте до 12 лет должны быть принудительно обращены в ислам.
В 1947 г., после голосования о разделе Палестины, мусульманские бунтовщики, к которым присоединились местные полицейские, устроили кровавый погром в Адене. В результате погрома 82 еврея были убиты и сотни еврейских домов разрушены. Еврейская община Адена была экономически парализована, потому что во время погрома большинство еврейских магазинов и деловых предприятий было разрушено. В начале 1948 г., из-за ложного обвинения в ритуальном убийстве двух девушек, еврейская община пострадала от массовых грабежей.
Сложившаяся в Йемене опасная и с каждым днем ухудшавшаяся ситуация привела к тому, что в процессе проведения в июне 1949 г.- сентябре 1950 г. операции «Волшебный ковер» практически вся йеменская еврейская община – почти 50 тыс. человек – эмигрировала. Еврейская миграция происходила с разрешения властей до 1962 г., когда начавшаяся гражданская война положила конец дальнейшему исходу евреев из Йемена.
До 1976 г., когда один американский дипломат случайно обнаружил небольшую еврейскую общину в отдаленном районе Северного Йемена, считалось, что йеменская еврейская община исчезла.
Однако, как выяснилось во время проведения операции «Волшебный ковер», некоторые евреи остались в стране, потому что члены ряда семей не хотели оставлять больных или старых родственников на произвол судьбы. Этим евреям было запрещено эмигрировать и вступать в контакт с зарубежными родственниками. Они были изолированы от внешнего мира, ограничены в перемещении и в основном проживали в гористой части страны в Северном Йемене; они были лишены медицинской помощи, у них не было еды, одежды, предметов религиозного культа. В результате некоторые йеменские евреи отказались от своей веры и обратились в ислам.
Сегодня евреи в Йемене – единственное местное религиозное меньшинство, помимо небольшого числа христиан, индусов и бахаи. Небольшой общине, оставшейся в северном районе Йемена, разрешается исповедовать иудаизм. Однако члены этой общины по-прежнему рассматриваются как второсортные граждане; они не могут служить в армии или быть избранными на государственные должности. Проживание евреев традиционно ограничивается каким-либо кварталом города или поселка, они имеют очень ограниченный выбор рода занятий – это обычно сельское хозяйство или ремесленное производство. Евреи могут обладать собственностью и пользуются этим правом.
В течение последних нескольких лет около 400 йеменских евреев выехали в Израиль, несмотря на официальное запрещение эмиграции.
Государственный департамент США сообщал, что в середине 2000 г. «правительство приостановило свое разрешение владельцам паспортов – израильтянам йеменского происхождения посещать Йемен, если у них имеются только пропуска типа laissez-passer. Однако йеменские евреи, израильтяне и другие евреи могут свободно приезжать в Йемен и передвигаться по его территории, если у них есть паспорта других стран, но не Израиля».
В январе 2001 г. правящая «Общенародная партия» впервые занесла в списки кандидатов в члены парламента йеменского гражданина-еврея. Сообщалось, что этот кандидат – Ибрагим Эзер – был рекомендован президентом Али Абдаллой Салахом и что этот факт надо рассматривать в качестве жеста доброй воли в адрес вновь сформированной администрации президента США Буша – в надежде получить экономическую помощь для Йемена. Однако позднее Центральная избирательная комиссия отклонила поданное Эзером заявление на основании того, что отец и мать кандидата должны быть мусульманами. Политические комментаторы говорили тогда, что истинной причиной отклонения заявления было желание не создавать прецедента, позволяющего еврею выставлять свою кандидатуру на выборах.

Продолжение следует

Ads