Поиск по этому блогу

Оазис в пустыне ищет (и находит!) таланты



С чем ассоциируется у вас словосочетание «оазис в пустыне»?
С одноименным фешенебельным отелем?
С экзотическим рыбным рестораном?
С кадрами из «Белого солнца пустыни»?


Лично я с детства представляла себе оазис в пустыне вот таким:


И еще – таким:


Потребовалось, однако, прожить немало лет, чтобы воочию увидеть точное (один к одному!) воплощение своей детской фантазии.

Подозреваю, что адвоката Тхию Клингер-Эфрон, основательницу «Фонтана молодости» (так называется уникальная семейная ферма, созданная ею в сердце Негева) в детстве одолевали те же фантазии, что и меня, хотя мы родились и выросли в абсолютно разных природно-климатических зонах.

Больше всего моего коллегу телережиссера Бориса Соболева заинтересовал наган на ремне Тхии

История появления «Фонтана молодости» такова: в середине 90-х стало ясно, что если Негев не будет в кратчайшие сроки заселен и освоен евреями, в обозримом будущем бедуинские «хамулы» захватят необжитые государственные земли. Чтобы воспрепятствовать арабскому самострою, в региональном совете Рамат а-Негев был разработан проект «Винный путь», в рамках которого предполагалось основать в пустыне между Димоной и Мицпе-Рамоном 30 семейных ферм (подробности этой детективной истории здесь).

В 2004 году Тхия и ее муж Дуду (к тому моменту в семействе Клингеров подрастали четверо сыновей) решили совершить в общем-то банальный сионистский поступок: супруги бросили  фешенебельный Рамат а-Шарон, заделались фермерами и отправились в… полную неизвестность! Тхия к тому моменту успела более 20 лет проработать юристом, в основном – за границей. Правовед с энциклопедическими знаниями, адвокат Клингер-Эфрон была юридическим советником президента Боливии Хайме Паса Саморы, консультировала президента Коста-Рики, лауреата Нобелевской премии мира Оскара Араиса. Но душа требовала чего-то иного. По ночам Тхие снилось, как она скачет на белом коне: верховой ездой  занимается с 5-летнего возраста. 


Дуду Клингер тем временем изобретал технические новшества, регистрировал патенты, а в свободное время баловался частным предпринимательством и в конце концов основал алюминиевую компанию. Иногда рисовал. Просто так. Для души.

Когда банальное (по меркам еврейских первопоселенцев) решение было принято, Тхия задумала реализовать свою детскую мечту: создать в заповедном уголке девственной пустыни не просто оазис, но настоящую конную ферму - породистые жеребцы,  показательные выступления…


И хотя со стороны дерзкий план Тхии мог показаться утопией, в конце концов Клингерам при поддержке Поселенческого отдела ВСО удалось не просто воплотить свою мечту в действительность, но и наполнить новым, «сверхплановым» содержанием. В последние годы к выкопанному и закованному Клингерами в берега искусственному озеру, деревянному мосту и поросшей травой лужайке прибавился тот элемент, без которого настоящий оазис в пустыне зачахнет: искусство!


Тхия решила: по вечерам в этом райском уголке под усыпанным крупными звездами небом должна звучать дивная музыка, а под ее божественные переливы надобно смотреть и рассматривать работы талантливых живописцев, скульпторов и фотохудожников.  
Но по каким критериям отобрать работы? Не станешь ведь экспонировать в затерявшемся в дюнах оазисе горные пейзажи или полотна художников-маринистов?


Дилемма была разрешена с той же легкостью, с которой Тхия и Дуду совершили восхождение из Рамат а-Шарона в Рамат а-Негев: главная тема вернисажа – скакуны! Сильные, мускулистые, стремительные, грациозные… 


Земные и – небесные, навеянные фантазией творцов… Воплощенные не только в красках на холсте, бронзе и меди, но и запечатленные вживую фотохудожниками.

Вечером 30 августа на семейной ферме «Фонтан молодости» (מעין הנעורים) состоится открытие выставки «Горячие кони», которая продолжится всего три дня, включая первое сентября.  На вернисаже, среди прочих, будут представлены работы Авивы Нааман,  художника и скульптора из Тель-Авива, лауреата престижных международных премий.


Мне посчастливилось познакомиться с Авивой в начале 2006 года. Написанный тогда очерк был опубликован в газете «Новости недели» (с небольшими сокращениями он воспроизведен здесь).

Узнав, что Авива покажет в Негеве свои работы, я помчалась к ней. Снова оказавшись в  уютной квартиру Нааман в центре Тель-Авива, я была удивлена, увидев повсюду скульптурные композиции с лошадьми.

- Нетрудно догадаться, отчего тема скакунов вдохновляет устроительницу выставки Тхию Клингер: она много лет занимается верховой ездой. А что побудило вас лепить коней?

- Так ведь и я с 1943 года занималась верховой ездой, - призналась Авива Нааман. – Было это давно – до Войны за независимость. Старожилы Тель-Авива наверняка помнят школу верховой езды «Гордон» (по современным меркам она находилась в начале улицы Иегуды Халеви, занимала весь район Синематеки, простиралась до Хашмонаим, а противоположный конец поля доходил до нынешней улицы Каплан). Гордон, владелец школы, был дядей моей подруги. У меня сохранились снимки 1945 года: я запечатлена на лошади. Тогда многие девушки из семей тель-авивских старожилов увлекались верховой ездой. Учеба была прервана с началом Войны за независимость, а потом нам уже было не до езды верхом.

- Бывали ли вы на ферме «Фонтан молодости»?

- Еще бы! - оживляется Авива, и ее прекрасные глаза излучают тот же магический свет, что и 30 лет назад, когда Нааман слыла первой красоткой «города без перерыва». – Я была потрясена: трудно поверить, что вся эта неземная красота – озеро, экзотические деревянные постройки и остров в центре лазурного водоема - создана относительно недавно. Чего только стоит вырубленная в скале синагога! 



Ничего подобного я в жизни не видела, хотя объездила весь мир. Атмосфера в оазисе столь же волшебна, как и ландшафт. 

Гости "Фонтана молодости" чувствуют себя счастливыми

Тхия Клингер не только красавица, великолепная наездница и блистательный юрист, но и тонкий ценитель искусства, - продолжает Авива Нааман. - У нее отменный вкус. Кстати, на выставке будут представлены работы Аллы Гринберг. Репатриантка из Минска, в Израиле она с 1991 года. Одаренный скульптор. Если хотите, возьмите у нее интервью.

- Непременно. Поедете ли вы в Негев на открытие выставки?

- Конечно – в этом весь смысл: в последние годы я леплю в основном для себя (вот и недавно восемь месяцев потратила на ханукию)… Выставляюсь крайне редко, но иногда  хочется услышать мнение знатоков о своих работах. И вообще каждая встреча со зрителями – это огромный заряд энергии и положительных эмоций.

- Значит, встретимся вечером 30 августа на ферме «Фонтан Молодости»?

- Договорились! 


from Израиль: лица и факты http://israelfacesplaces.blogspot.com/2012/08/blog-post_23.html

Ads