Поиск по этому блогу

Иерусалим: день всепланетной любви и... тревоги


Какой израильтянин втайне не мечтает, чтобы нашу Страну полюбил весь мир! Ну, если не весь, то хотя бы лучшая его часть. И если не навсегда, то хотя бы ненадолго. Например - на один день в году.

Этот долгожданный день настал. Сегодня, 14 октября, 60 тысяч израильтян и около  7000 туристов из 35 стран мира приняли участие в традиционном Марше Иерусалима. Проводится он в столице в праздник Суккот уже лет двадцать, если не больше. Самую яркую часть – шествие по улицам города тысяч евангелистов организует Международное христианское посольство.


Первой же группой, привлекшей мое внимание на лужайке парка Сакера, стали гости из Норвегии.

- Евросоюз потребовал, чтобы Израиль прекратил строить жилье для граждан, проживающих в Иудее и Самарии… - обращаюсь к одному из членов норвежской группы. – Какова ваша реакция?

- Мы убеждены, что строить необходимо! – восклицает он. – Вон какую прекрасную страну вы создали. Израиль пользуется во всем мире репутацией нации хай-тека и передовых сельскохозяйственных технологий.

"Ам Исраэль хай!" – скандируют тем временем гости Иерусалима.


В нынешнем году внимание жителей столицы (их на улицах по всему маршруту красочного шествия собрались десятки тысяч) привлекла делегация из Китая. 


Алые флаги гармонично сочетаются с израильскими бело-голубыми. Миниатюрные улыбчивые китаянки плывут по столице с шестиконечными  звездами. Мужская часть делегации бьет в барабаны. В таком шуме и грохоте никакое интервью на диктофон не запишешь, да и не надо.


"We love Israel! Мы любим Израиль!" – выкрикивают британцы, канадцы, бразильцы, американцы, перуанцы, русские, венгры.


"Хевену шалом алейхем!" – вторят им ошалевшие от усталости, но гордые и счастливые сотрудники израильских больниц, авиакомпании "Эль-Аль", концерна "Рафаэль", коммерческих банков, библиотек. Сегодня в Иерусалиме день вселенской любви. Искренней, неподдельной, всепоглощающей. Вечной, как этот удивительный разноликий непредсказуемый город – всемирная "столица" иудаизма и христианства.


ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…

Затесавшись в колонну гостей, сворачиваю в сторону Старого города. Суккот в Еврейском квартале – как глоток кислорода. Хватит на целый год.


Здесь сегодня – сугубо еврейский день: верующие, светские, жители столицы и периферии собираются в осенние праздники в Старом городе.

Спустившись в прохладное подземелье римского квартала Кардо, сталкиваюсь с одним из старожилов столицы - киевлянином Марком Бар-Оном.


- В Старом городе я работаю с 1983 года, когда квартал Кардо был открыт после многолетней реконструкции, - говорит он. – А в Иерусалиме живу с осени 1973-го:  репатриировался в конце Войны Судного дня. Впоследствии воевал в составе артиллерийского подразделения на Первой ливанской, много лет участвовал в резервистских сборах.


- Суккот, который запомнился вам больше всего?..

- Каждый год этот праздник оставляет неизгладимые впечатления и яркие воспоминания. В этом году народу гораздо больше, чем обычно, - как израильтян, так и туристов.


- Чем является для вас Старый город и Иерусалим в целом?

- Когда я приехал в Израиль и меня спросили, где бы я хотел поселиться, ответил, не задумываясь: "Только в Иерусалиме!" Спустя месяц мы с приятелем спустились к Стене плача. Я был потрясен: оказывается, Западная стена Храма никакая не выдумка, она существует реально. Хотя мои родители строжайше придерживались еврейской традиции, их рассказы об Иерусалиме почему-то казались мне легендой, уходящей корнями в тысячелетия, - и вдруг!.. Площадь перед Стеной плача была намного меньше, чем сейчас. Поразил меня и тот факт, что мы столкнулись с одним из тогдашних министров. Я ничего подобного представить себе не мог: разве министры вот так запросто общаются с простыми людьми?! Никаких телохранителей вокруг министра не было – не то, что сейчас…


Марк вспоминает, как в бытность кинопродюсером в Советском Союзе он отправился на съемки из Киева в Каменец-Подольский.

- На одной из улиц города нашего водителя задержала милиция, - рассказывает он. – Выяснилось, что проезд по той улице запрещен, потому что там живет первый секретарь обкома партии. Я, конечно, выкупил нашего шофера за десятку, но тот случай врезался мне в память. А здесь министры преспокойно разгуливают по Старому городу – и вокруг никаких полицейских. На меня это произвело неотразимое, по тем временам, впечатление.


- Марк, много лет в Старом городе было спокойно и безопасно, но в последнее время ситуация в Иерусалиме меняется, причем не в лучшую сторону… Что происходит?

- Как "ветеран" Старого города, я, к сожалению, не могу быть объективным: меня знакомые арабы по-прежнему уважительно приветствуют. Многих из них я знал детьми, а сейчас при встрече у Яффских ворот меня неожиданно окликают высокие мужчины и спрашивают: "Ты меня помнишь?" Ответить на ваш вопрос сложно… Думаю, нас не любят. К превеликому моему сожалению, мы сами в этом виноваты.


Марк Бар-Он приводит такой пример:

- Когда этим летом началась война, я продолжал периодически наведываться в Мусульманский квартал, чтобы перекусить в обеденный перерыв. В один из дней, проходя по рынку в районе Шхемских ворот, я спросил одного из торговцев, сколько стоит мужская рубашка. Подростки, которые обычно дежурят у лавки, поспешили ответить, но тут вышел их отец, относительно молодой мужчина, и заявил: "А мы евреям свои товары не продаем". Я не растерялся: "Что ж, молодец, иврит ты выучил, но лично я у тебя покупать ничего не буду. Всех арабов, которые работают в Еврейском квартале, мы уволим и добьемся, чтобы вам не оказывали медицинскую помощь в наших больницах". Араб оторопел…

Мой собеседник констатирует:

- Таковы настроения и в Старом городе, и в Иерусалиме в целом. В районе Шуафата чуть не каждый день трамвай забрасывают камнями. Как можно такое терпеть?! Пусть городские власти бросят клич – старожилы Иерусалима сами выловят хулиганов-подростков и сдадут в отдел полиции по работе с несовершеннолетними, лишь бы нам позволили. Неужели не понятно, что арабы специально посылают малолеток участвовать в беспорядках – по отношению к ним закон бессилен. Мало того, что они забрасывают камнями трамвай, в дни войны по-варварски снесли целые остановки. Что ж, если родители не смогли привить детям законопослушание – пускай восстанавливают навесы и стекла за свой счет. Одна-другая семья раскошелится – на этом беспорядки закончатся.


Бар-Он вспоминает:

- В Первую интифаду, когда еще речи не было ни о каком "палестинском государстве", арабы забросили свой флаг, привязанный к камню, на линию высоковольтной передачи. Наши солдаты зашли в ближайший дом и сказали: "Пожалуйста, снимите". Один раз сняли, два… А в третий раз забрасывать флаги на линию электропередач не стали. Точно таким же способом ЦАХАЛ положил конец вредительству на дорогах: арабы специально вытаскивали из кладки мостовой камни и сооружали из них горы, чтобы мы не могли проехать. Солдаты заходили в ближайшие к дороге дома и заставляли расчистить завалы. В результате местные жители сами стали следить за тем, чтобы дорога была в порядке.


ФАТАЛЬНАЯ ОШИБКА "ОСЛО"

- Марк, по-моему, мы с вами лет двадцать периодически беседуем на одну и ту же тему: иерусалимские арабы. Раньше практически никто из них не мечтал получить палестинское гражданство и серьезно опасался оказаться под режимом Арафата. А что сейчас?

- И сейчас мало кто хотел бы оказаться под режимом Абу-Мазена или ХАМАСа. Я убежден, что если в ближайшие месяцы в палестинской автономии устроят выборы, иерусалимские арабы в подавляющем большинстве не явятся на голосование.


- Однако в 2006 году они не просто пошли на выборы, но проголосовали за ХАМАС: в Восточном Иерусалиме его кандидаты одержали победу над представителями ФАТХа…

- Помню. Впрочем, одно дело – пойти и проголосовать, оставаясь постоянными жителями Израиля и получая от государства все льготы и пособия наравне с евреями.  Совершенно иное – оказаться подданным тоталитарного режима типа того, который установил ХАМАС в Газе в 2007 году. Ощущаете разницу?


Бар-Он убежден: 21 год назад Израиль совершил непоправимую ошибку, подписав "ословские соглашения" и позволив банде террористов во главе с Арафатом обосноваться в Иудее, Самарии и секторе Газа.


- Единственное, на что были способны профессиональные террористы из этой банды, - это стрелять, взрывать и регулярно получать за теракты щедрую плату, - говорит он. – Я убежден: если бы вместо "процесса Осло" правительство Израиля вступило в переговоры с главами местных арабских кланов, мы наверняка давным-давно пришли бы с ними к компромиссу, причем они удовлетворились бы автономией и не стали претендовать на собственное государство.

- Но поезд ушел…


- Увы…  Роковой, фатальной ошибкой стало производное Осло – за двадцать с лишним лет в Израиле сформировалось целое поколение молодежи, которой с детского сада "промывали мозги", убеждая, что вот-вот воцарится мир, в связи с чем следует терпимо и уважительно относиться к "людям, которые от нас отличаются". Арабы тем временем успели воспитать поколение, которое отчаянно ненавидит Израиль и  мечтает уничтожить наше государство, - объясняет Марк Бар-Он. – В мусульманском квартале у меня есть старый знакомый, живший еще при режиме Иордании. Не так давно он был вынужден долго извиняться передо мной за то, что не может пригласить меня на свадьбу своего сына, потому что не ручается за мою безопасность. Тем временем еврейская молодежь не представляет, как можно обидеть или тронуть араба: ведь мы живем в правовом демократическом государстве. Такого, не дай бог, тронешь – он тут же заявит на тебя в полицию или подаст при поддержке еврейских "правозащитников" апелляцию в БАГАЦ.


- На эту болезненную тему можно рассуждать бесконечно. Хочу задать вам еще один актуальный вопрос: возобновился ли туризм после окончания войны в Газе?

- Когда началась война, многие иностранцы, в основном американцы, отказались от турпоездки в Иерусалим, - говорит Марк Бар-Он. – Единственная страна, откуда путешественники продолжали приезжать, - СНГ. Масса россиян и украинцев! Вот кого  ничем не испугаешь. Визовый режим отменен – кто же откажется реализовать свою мечту, которую, возможно, лелеял всю жизнь: увидеть Иерусалим.


Мне несказанно обидно, - продолжает Марк Бар-Он, - что масса туристов из России и Украины останавливается в отелях на территории Палестинской автономии, в основном в Вифлееме. Возможно, гостиницы там дешевле. В Старом городе экскурсоводы почему-то упорно водят группы только на восточный базар и к Стене плача, минуя Еврейский квартал и Кардо, хотя именно здесь сосредоточены самые убедительные свидетельства неразрывной связи  Израиля с историей еврейского народа. На мой взгляд, туризм – это тот же патриотизм. Каждое государство гордится своей историей и пытается передать эту гордость иностранцам. Вместо того, чтобы посланники Израиля читали за границей лекции о нашей стране, лучше бы туристам показывали настоящий, подлинный Израиль. Достаточно один раз пройти по туннелю Хасмонеев, чтобы воочию удостовериться, каким был ход истории. Еще одной обязательной экскурсией должно стать посещение Музея истории Катастрофы "Яд ва-Шем". Причем вести эти экскурсии должны русскоязычные гиды, а не арабские, как это происходит сейчас во многих случаях. Знакомство с Израилем нисколько не помешает туристам, прибывшим в Израиль, - оно обогатит их духовно!


На обратном пути становлюсь свидетельницей типично израильской (иностранцы вряд ли поймут) сцены. По проезжей части (Марш Иерусалима продолжается – движение перекрыто) вышагивают семьи воинов-резервистов: жены, дети, младенцы в колясках. Ни в каком шествии они не участвуют – просто спешат попасть в Старый город до наступления сумерек.

Улица встречает солдат шквалом аплодисментов… 


from Израиль: лица и факты http://ift.tt/1qoSHN0

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ads