Поиск по этому блогу

Подготовка к операции: 48 часов – и более ста жизней


Несмотря на то, что книга доктора Идо Нетаниягу "Последний бой Йони" (600 страниц)  целиком и полностью построена на стенограммах бесед с непосредственными участниками военной операции, офицер Спецназа Муки Бецер (при активной поддержке израильских СМИ) продолжал распространять собственную версию драматических событий, развернувшихся в аэропорту Энтеббе ночью 4 июля 1976 года (начало читайте здесь).  

В конце концов, неточности, которые постоянно допускал Бецер, привели в ярость сослуживцев Йони Нетаниягу: каждый из них рисковал в Уганде жизнью, каждый лично причастен к спасению более сотни отчаявшихся еврейских заложников и членов экипажа самолета компании Air France. Но… против Устава ЦАХАЛа не попрешь. В свое время бойцы обязались соблюдать секретность и поставили подпись под соответствующим документом.

- Когда молчать было уже невозможно, каждый из 33-х бойцов Спецназа скрупулезно записал свои воспоминания об операции, после чего они были собраны воедино и изданы, - говорит Идо Нетаниягу. – Так появилась книга "Операция "Йонатан" – от первого лица". Воспоминания сослуживцев моего старшего брата естественным образом совпадают с их же собственными рассказами, которые вошли в мою книгу "Последний бой Йони".

Братья Нетаниягу: Биби, Йони, Идо

Оглушенные болью потери, семьи многих павших бойцов ЦАХАЛа полностью посвящают себя поиску и сбору фактов, способных пролить дополнительный свет на последние часы жизни родных и обстоятельства их гибели. Семья подполковника Йони Нетаниягу – родители Циля и Бенцион (светлая им память), братья Биби и Идо, однако, столкнулись с совершенно иной проблемой, крайне нетипичной для страны, в которой нескончаемые войны, теракты и антитеррористические операции являются столь же неотъемлемой частью национального пейзажа, как жизнь и смерть, или смерть – ради спасения жизни. Об обстоятельствах гибели Йони усиленно распространяли лживую, извращенную  информацию. И чем стремительнее продвигался к вершине  политического Олимпа Биньямин Нетаниягу – тем большей ложью, домыслами и сомнениями обрастало представление о беспрецедентно дерзкой операции по спасению еврейских заложников в далекой Уганде, навязанное общественности СМИ.

Вызов был брошен – Идо Нетаниягу принял его хладнокровно, как и положено бойцу  Спецназа. Аналогичным образом – пускай и с опозданием почти на 40 лет – поступили сослуживцы Йони, солдаты и офицеры "Сайерет Маткаль".


- Надеюсь, сейчас, после выхода в свет книги "Операция "Йонатан" – из первых рук", моя жизнь изменится, - внезапно произносит Идо Нетаниягу, - и мне больше не придется отражать новые атаки тех, кто извращает факты.

- При подготовке корреспонденций об операции "Йонатан" профессиональные журналисты (грешна этим и я) обычно пользуются открытыми источниками, прежде всего – документами из армейского архива: ведь в ЦАХАЛе эту операцию изучают на офицерских курсах.

- Да, изучают, но – в той первоначальной трактовке, в которой ее документировали 40 лет назад на основании показаний одного-единственного офицера Спецназа, - подтверждает Идо Нетаниягу.

- Можно ли услышать от вас рассказ об операции?

- Факты таковы: операция была спланирована и подготовлена менее чем за 48 часов, - рассказывает Идо Нетаниягу. – В четверг, 2 июля, за два дня до вылета коммандос в Энтеббе, правительство решило уступить требованиям бандитов, захвативших заложников, и освободить из израильских тюрем несколько десятков террористов. Заседание правительства состоялось около полудня. Армейское командование, со своей стороны, не смирилось с решением политического руководства. Заместитель начальника Генштаба Иекутиэль Адам (погибший впоследствии, в 1982 году, на Первой ливанской войне) категорически настоял на том, чтобы найти способ провести операцию на территории иностранного государства и освободить заложников.

Если до четвергового заседания правительства можно было лишь выдвигать идеи относительно того, каким образом провести операцию в Уганде, то сейчас следовало срочно ее спланировать, чтобы представить правительству готовый сценарий и настоять на необходимости ее проведения.

Вот тут-то армия и столкнулась с проблемой: выяснилось, что разведка не располагает никакими сведениями о происходящем в Энтеббе.

Один из "Геркулесов" по возвращении из Энтеббе (фото Моше Мильнера, правительственное пресс-бюро)

Информация появилась лишь после проведенной террористами селекции, в ходе которой все заложники-неевреи были освобождены.  

- Селекцию они провели в среду вечером и завершили в четверг утром, - рассказывает Идо Нетаниягу. – В одном из залов аэропорта террористы собрали израильтян и евреев-иностранцев, в подавляющем большинстве – верующих. В другой зал отправили неевреев, в том числе членов экипажа самолета компании Air France. Вначале были освобождены женщины с детьми, а затем мужчины, и все они вскоре улетели в Париж. Капитан французского лайнера заявил, что останется с заложниками. Так же поступили члены экипажа.

Тем временем освобожденные заложники-неевреи прибыли в Париж и стали рассказывать о пережитом кошмаре.

- Из их рассказов выяснилось: угандийский диктатор Иди Амин и его армия сотрудничают с террористами, - говорит Идо Нетаниягу, - местные солдаты охраняют аэропорт.  Следовательно, бросать на выполнение операции небольшое воинское подразделение недопустимо. Более того: одной лишь ликвидацией террористов задача никоим образом не исчерпывается – нашим бойцам, скорее всего, предстоит вступить в вооруженное противостояние с солдатами угандийской армии.

В четверг утром в Париж (форма одежды гражданская) вылетел израильский офицер.

- К вечеру ему удалось собрать ценнейшие сведения, - рассказывает Идо Нетаниягу. – Он передал в Израиль, сколько террористов участвовало в захвате заложников, сколько примерно солдат Иди Амина охраняют аэропорт в Энтеббе, в каком помещении держат пленников (до сих пор оставалось неизвестным, находятся ли все в одном зале либо в двух). Он также передал, что угандийские солдаты охраняют аэропорт не только снаружи – немало бойцов находится в здании.

В четверг вечером командующий операцией бригадный генерал Дан Шомрон встретился с военнослужащими, которым предстоит в ней участвовать, и главную задачу – ликвидацию террористов и нейтрализацию угандийских солдат – возложил на бойцов Спецназа.

- По окончании встречи Йони и другие офицеры Спецназа вернулись к себе на базу и около 10 часов вечера приступили к планированию с тем, чтобы в пятницу вечером в присутствии начальника Генштаба провести учения-симуляцию и показать, как они будут действовать, - рассказывает Идо Нетаниягу. – На планирование оставалось всего 24 часа. Ключевой вопрос: как проникнуть в здание аэропорта, если снаружи его охраняют угандийские солдаты?

В середине 1970-х среди богачей в Уганде самым модным и востребованным автомобилем был "мерседес". Разъезжал на машине этой марки и диктатор Иди Амин. Значит, если бойцы поедут по территории аэропорта на "мерседесе", особых подозрений у охраны это не вызовет.

- Поздно ночью разведка передала новые данные, - рассказывает Идо Нетаниягу, - позволившие приступить к планированию той части операции, в ходе которой бойцы штурмуют здание терминала. Те из них, кому предстояло прикрыть штурмовую группу с тыла, подъедут на небольших бронемашинах, главное – впихнуть их в "Геркулес". В первом самолете летит группа коммандос, которым предстоит штурмовать здание. Во втором и третьем – те, кто будут их прикрывать…

В ночь с четверга на пятницу Йони не сомкнул глаз, - продолжает Идо Нетаниягу. – В среду вечером он с бойцами своего подразделения участвовал в учениях на Синае – поспать не удалось, а сейчас!..


Ночь с четверга на пятницу, 3 июля, Йони провел на базе – лишь под утро приехал домой и вырубился часа на полтора, чтобы восстановить силы перед "генеральной репетицией".

- В 10 часов утра Йони провел инструктаж, детально разъяснив каждому бойцу, какова его задача в ходе операции, - рассказывает Идо Нетаниягу. - Учения велись весь день – в лихорадочной спешке. Подразделению Йони еще не доводилось участвовать в подобных операциях. К тому же любая операция (говорить о большинстве из них я и сегодня не вправе) обычно планировалась загодя, ее детали отрабатывались месяцами, иногда – по полгода, а тут… К тому же в пятницу Йони должен был съездить в Генштаб, встретиться с начальником, а тут еще в дополнение ко всему брата  вызвал министр обороны Шимон Перес.

Беспрецедентный случай: министр изъявил желание побеседовать с глазу на глаз с молодым подполковником Спецназа!

- Позднее я понял: Перес хотел знать, можно ли в принципе провести операцию, - говорит Идо Нетаниягу. – Встреча продолжалась полчаса. Йони детально описал ситуацию. Не берусь судить, насколько повлияла эта встреча на Шимона Переса, хотя он утверждает, что она сыграла важную роль в принятом им решении санкционировать операцию.

В пятницу вечером на базу Спецназа снова приехал начальник Генштаба Мота Гур, чтобы присутствовать на учениях.

- Было ясно, что перед бойцами подразделения стоит архисложная задача: 33 человека на "мерседесе" и двух джипах Land Rover должны штурмовать здание терминала, в котором скрывается порядка 10 террористов, а охраняет бог весть сколько угандийских солдат, - говорит Идо Нетаниягу. – Тем временем возникла еще одна проблема: как посадить "Геркулесы" в кромешной тьме. Командир эскадрильи Иегошуа (Шики)  Шани, подполковник, ровесник Йони, сказал начальнику Генштаба: "Не беспокойтесь – посадим самолеты во тьме". Начальник продолжал сомневаться. Иегошуа объяснил: "Мы применим особую технику с радарами"...

До 1976 года израильским военным самолетам никогда еще не приходилось совершать посадку в кромешной тьме, но на учениях новую технику действительно отрабатывали.  

"Что ж, покажите, как это работает", - согласился Мота Гур.

Эскадрилья (а вместе с ней начальник Генштаба) тут же вылетела в Шарм-Аль-Шейх, чтобы на аэродроме в пустыне продемонстрировать, как сажают самолет в кромешной тьме.

- Иегошуа, впрочем, воспользовался небольшой хитростью, - говорит Идо Нетаниягу. – Накануне днем вместе с пилотами он слетал в Шарм-Аль-Шейх и тщательно "прорепетировал" посадку. Продемонстрировав начальнику Генштаба ту же посадку среди ночи в темноте, Шани подчеркнул: в Шарм-Аль-Шейхе аэропорт находится в непосредственной близости к морю, условия посадки вслепую здесь гораздо сложнее, чем в Энтеббе. Но даже в этих условиях пилоты успешно справились с поставленной перед ними задачей.

На другой день в разговоре один на один с Йони командир эскадрильи сказал: "Не беспокойся, если возникнут привходящие обстоятельства, мы свяжемся с диспетчерской в Энтеббе и выдадим свой "Геркулес" за иностранный гражданский самолет, который терпит крушение и просит разрешения на экстренную посадку".    

"Со мной летит пилот "Эль Аль" – он знает, как на хорошем английском вести переговоры с диспетчерами,  ему не откажут", - добавил Иегошуа.

В этом случае, однако, сажать "Геркулесы" придется в условиях полного освещения взлетно-посадочной полосы. Значит, и действия бойцов Спецназа будут иными.

Еще одна проблема, не дававшая покоя Генштабу и офицерам – участникам операции: сколько угандийских солдат занято охраной аэропорта? И как они дислоцированы?

- Все освобожденные заложники в один голос утверждали, что в аэропорту полно солдат, - рассказывает Идо Нетаниягу. – Пришлось в пятницу пилоту, служившему в Моссаде, взять в аренду маленький частный самолет и, выдав себя за предпринимателя, слетать в Энтеббе. "Бизнесмен" не просто посадил свою "стрекозу",  но и сфотографировал – как с большой высоты, так и с минимальной - аэропорт и всю прилегающую к нему территорию. Собранные им разведданные и снимки указывали на то, что снаружи аэропорт  не оцеплен солдатами. Все эти сведения, собранные воедино, позволили правительству, в конечном счете, санкционировать операцию по освобождению заложников.

ОКОНЧАНИЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ!

Фото из семейного архива Идо и Дафны Нетаниягу


from Израиль: лица и факты http://ift.tt/29tyF5V

Ads