Поиск по этому блогу

Березовский про баранов и Каддафи

Тестирую Windows Life Writer – и эта статья очень даже для этого годится Smile
[info]mozgovaya
February 24th, 20:32

Работая в Вашингтоне, забыть про Россию достаточно легко. На брифингах Белого Дома и Госдепартамента Россию поминают куда реже, к примеру, чем тот же Израиль - и в последние месяцы, как правило, в контексте санкций, который Россия не поддерживает против сирийского режима, или Ирана, и прочее в том же духе. Съездив летом в Россию - впервые за последние десять лет не по работе, желания следить за новостями оттуда не прибавилось.
Так получилось, что с детьми, родившимися в Израиле и с мужем, родившимся в Америке, пришлось взглянуть на Россию глазами иностранца - и попытаться объяснить, почему на тротуарах нет съездов для коляски; в электричке так грязно, что страшно поставить ноги, обутые в кроссовки; билет в музей для иностранца стоит в несколько раз дороже; забор садика не красили с тех пор, как я в него ходила тридцать лет назад; тротуары в городе, где живут бабушка с дедушкой на Урале, никто, кажется, не чинил примерно столько же лет, - а на новой красивой площадке детских игр кассирша швырнула нам обратно купюру, снятую в банкомате, со словами: "Что-то она у вас недостаточно прозрачная!" Когда ему залезли на станции метро в рюкзак и попытались вытащить кошелек, это мой муж еще понял - это случалось и в Италии. Но когда на пешеходном переходе в Москве водитель джипа, который увидел семью с детьми, почему-то надавил на газ, и муж, едва сумев отскочить с коляской с младшей дочерью из-под колес, возмутившись, собрался пойти жаловаться в милицию - мне пришлось долго объяснять, почему этого лучше не делать. Про российскую политику вообще ничего объяснять не хотелось. То есть мы-то с вами привыкли, и как бы ничего такого особенного. Но за державу все-таки было обидно. Поэтому и приходилось больше напирать на Эрмитаж, березки, вареники, балет, баню и хороших людей.
В общем, легко можно было бы пропустить эти выборы в России - тем более что ровно в тот день, когда россияне будут выбирать президента, Барак Обама как раз будет произносить речь на ежегодном съезде произраильского лобби, и там же будет приблизительно вся израильская верхушка, включая президента и премьер-министра. И все-таки - как можно пропустить действо, где Россия выбирает Путина еще, положим, лет на 6. Ну, или 12 - на сколько у дорогого лидера здоровья хватит. Сразу куча разговоров вспомнилась последних 12 лет. С официозами и оппозиционерами, и с учительницей Путина в Израиле, и с родителями погибших детей в Беслане.
А еще вспомнилось, как в августе 2000 года я впервые встретила Бориса Абрамовича Березовского. Он еще не перебрался в Лондон, но уже успел поссориться с Путиным. Разговор был в доме приемов "ЛогоВАЗа", - Борис Абрамович хлебал борщ, я нервно следила косым глазом за диктофоном - не вырубился ли. Посреди интервью, в переходе на Пушкинской площади раздался взрыв. Время было такое. Что самое забавное в ретроспективе - про Путина Борис Абрамович сказал в том давнем разговоре: "Я не сомневаюсь, что его конечной целью является построение демократического государства, но путь, который он избирает, с моей точки зрения, ошибочен", и что России нужна "правильная жесткость". Еще он сказал, что не собирается готовить пути отступления на Западе, потому что ему "приятно жить в России". В общем, за последние 12 лет много воды утекло в Темзе. И сегодня, в отличие от 2000, Борис Абрамович не очень любит говорить о своей роли в политической карьере Владимира Путина.
.
"По существу, Ельцин принял самостоятельное решение, как он всегда делал, когда решения были критическими, о том, что Путин будет следующим премьер-министром, и как возможное следствие - следующим президентом России. Если бы в 1999-м преемником был Примаков, по моему ощущению, было бы еще хуже. И если бы Путин оказался, придя к власти, реальным преемником Ельцина, и продолжал бы начатые Ельциным демократические реформы - конечно, без многочисленных ошибок, которые делал Ельцин - но продолжал бы движение в том же направлении - то конечно, Россия была бы сегодня частью цивилизованного мира. Но за 12 путинских лет, Россия двигалась ровно в противоположном направлении, в это авторитарное стойло - и со всеми вытекающими последствиями для людей, которые живут в России, и тех, кто вынужден был уехать из России. И тех, которые живут, сидя в тюрьме. Вот, собственно, путь России сегодня".
Да, говорит он, претензии по отношению к себе у него есть, "поскольку я участвовал в этом выборе". Но он тут же добавляет: "Претензии они, в общем, несколько абстрактные, потому что оказалось, что великий русский народ взасос полюбил Путина. Мне говорят, как же вы так ошиблись? Я, может, ошибался - но это не значит, что другие были дальновиднее. И когда я уже уехал из России в 2000-м году, и когда я говорил, что он преступник - все эти слова, которые стали банальными уж сегодня - в 2004 году его великий русский народ с энтузиазмом опять вознес на царствие. Так что можно, к сожалению, банально подытожить, что к сожалению, народ заслуживает той власти, которая у него есть".
Впрочем, минут через пять он высказывает ровно противоположное мнение - что за Путина по доброй воле на площадь не выйдет "ни один человек".

Эта власть оккупировала все критическое пространство - ну конечно, поубивал, поуничтожал, пересажал, рот заткнул - но это что, первый авторитарный режим в истории человечества? Конечно, нет. И всегда у авторитарного режима один и тот же конец - типа Пиночета. Диктатора вешают, или забивают в задницу кол. И то же самое произойдет и с Путиным, вне всяких сомнений. Уже совершенно очевидно, что он выбрал силовой путь удержания власти. Он уже общество изнасиловал, поправ конституцию - это и есть изнасилование воли народа. И поэтому народ имеет право на силовой ответ. Не раз такое происходило, произойдет и в России, в конечном счете. Одни говорят - скоро, другие - не скоро. Одни пугают революцией, а я вообще не понимаю, о какой революции идет речь, когда нет противостоящих групп, классов людей. Есть Путин и горстка его приспешников - и есть все остальные. Кто за Путина на площадь выйдет? Разве что их автобусами будут свозить из регионов, чтобы защищать Путина. Да ни один человек за него на площадь не выйдет".
- Да выходили вроде, машины даже украшали - "мы за стабильность", "одеваться стали много лучше", и так далее.
"Ну мы же знаем прекрасно цену этому, что люди это делают не по доброй воле, не по собственной инициативе. Их согнали, купили. Это настолько хорошо известный факт, что он даже интереса в обществе не вызывает для обсуждения. Безусловно, это люди, которые не являются активной частью общества - это такие бараны, которых сгоняют, - все это искусственно, надуманно, и ценности не представляет".
Может, он хотя бы зауважал Путина - все-таки, несмотря на все апокалиптические предсказания Березовского, он до сих пор у власти?
"Уважать все-таки я привык тех людей, которые идут вперед, а не назад, поэтому ни о каком уважении речи не идет".
О возможности силового переворота в России Березовский говорит из Лондона уже годами. Правда, нынешние демонстрации протеста явно добавили ему оптимизма. "Я очень рад, что не только я это говорю - силовой захват - сегодня уже это распространенная точка зрения, об этом говорит даже Зюганов. Режим падет в результате силового решения".
И положение оппозиции, по его мнению, тяжелое, но далеко не плачевное.
"Да, есть проблемы в том, что нет единой,  четко сформулированной идеологии ни у кого, кроме коммунистов. Если послушать полемику Зюганова - он в этом плане очень выигрывает, именно потому, что у него четко выстроенная идеология. Другое дело, что я этой идеологии не приемлю и отрицаю, но она придает стройность его аргументам. У прочих есть программа - но программа - это пустой звук, если за ней нет идеологии. Идеология первична, программа вторична. Можно сколько угодно говорить о часах и долларах, но все это бессмысленно без четко сформулированной идеологии. И в этом, конечно, проблема. Но этот вопрос будет решен, и в ближайшее время. Главная особенность момента - чтобы сбросить Путина и этих жуликов, воров. И все предпосылки для этого сложились. И после 4-го марта, события примут необратимый характер. Поскольку уже сейчас очевидно, что власть опять выбрала худший из вариантов - победу в первом туре - и как следствие, будет ответная реакция. Я в этом не сомневаюсь. И поэтому сейчас важно говорить о том, что делать с теми людьми, которые довели Россию до этого состояния, и о тех людях, которые способствовали этому.  Оптимистический сценарий для России возможен только при смене режима. Другого варианта просто нет. Если в России будет продолжаться вертикаль власти,  Россия просто исчезнет с карты земли как единое государство".
Что касается соперников Путина на президентских выборах - тут у Березовского критерий простой.
"Все кандидаты - кремлевские проекты, потому что без них не было бы этих выборов. К счастью, нам удалось поставить совершенно чистый эксперимент и ответить на этот вопрос, который многих волнует - это кремлевский проект или не кремлевский проект.  Путин - нелигитимен, он не имеет права идти на третий срок. Четкое понимание духа Конституции не допускает трех сроков, поэтому все эти изыски - подряд, не подряд, трактуются так, что можно три срока, но не подряд - в то время, как о третьем сроке речи вообще не может идти. И поэтому те, кто участвуют в этом антиконституционном преступном действии - они преступники, вместе с Путиным в одной компании. Он - преступник, это очевидный факт, и они - участники преступления, потому что они легитимизируют своим участием это преступление. Я написал кандидатам в президенты открытое письмо - и они единодушно от него отмахнулись,  поэтому очевидно, что они являются кремлевским проектом, потому что без их участия в этом проекте выборов не может быть. К сожалению, Прохоров тоже - соучастник этого преступления, и никаких двух мнений по этому поводу быть не может".
-  Ему, по вашему мнению, зачем это понадобилось?
"Я его знаю с очень хорошей стороны. Всегда был о нем очень хорошего мнения. Много приходилось вопросов решать в 90-е годы, и Миша всегда был очень разумным, я бы сказал, очень корректным. Зачем ему это нужно, я не знаю. Делает ли он это по собственной воле - тоже не знаю. Настолько все извращено все сейчас в России, настолько людей запугали. Странно - у Миши вроде больше оснований, чем у других, быть независимым - я не понимаю, почему он так себя ведет. Зачем он себя уничтожает".
- Не так давно вы намекнули, что планируете вернуться в Россию. Как говорится, "а что случилось?"
"Цитируя себя - главное условие для того, чтобы я приехал в Россию - это чтобы меня перестал приглашать Генеральный прокурор. Второе - конечно, должна произойти смена режима, потому что это не только тот режим, который не пускает меня в Россию - но и не выпускает Ходорковского из тюрьмы. Ну, Ходорковский выбрал свой путь, я - свой. Я восхищаюсь его мужеством, смелостью - и одновременно нисколько не жалею, что выбрал тот путь борьбы, который прошел за последние 12 лет. Я считаю, что Путин, как политическая фигура, до инаугурации не доживет.  Может, они и посчитают ему голоса, как хотят. Но сегодня, я считаю, в России сложилась ситуация, очень близкая к тому, что происходило на Украине в 2004 году - не зря это в России начали называть "оранжевой чумой" и так далее. Народ не пустит больше Путина во власть".
- В Украине не то чтобы это кончилось особо благополучно для "оранжевых" - Тимошенко в тюрьме, у власти опять Янукович.
"Я категорически с этим не согласен - Янукович образца 2004 года и 2009 года - два совершенно разных человека. И не потому, что Янукович изменился - а потому, что общество изменилось. И все, что происходит сегодня в Украине, свидетельствует об огромной независимости Украины, и того, что поставить ее запросто в стойло, куда ее пытался поставить в 2004 году Путин вместе с Януковичем - это уже проехали. Украина сегодня - другая страна".
-  Чего вы добились за последние 12 лет в Лондоне?
"Главное, конечно, на чем я сосредоточился с тех пор, как уехал за границу, это помочь Западу получить ответ на вопрос: "Ху из мистер Путин". Постольку поскольку в 2000 году, когда я уезжал из России и давал первые публичные лекции в Лондоне, мнение зала было практически единодушно: "Ты - вор, ты - олигарх, а Путин - классный, потрясающий демократ, который выгоняет из страны таких, как ты". Но после отравления Литвиненко в 2006 году, стремительно стало меняться настроение, и люди стали понимать, что за взрывами жилых домов стоит Путин, за Бесланом стоит Путин, за убийством Политковской стоит Путин - ну и за отравлением Литвиненко стоит Путин".
- Вы лично его боитесь?
"Что значит, боюсь? Если бы боялся, я бы вам, наверное, интервью сейчас не давал. Опасаться - опасался. Литвиненко - конретная история. Три раза на меня покушались в Лондоне. Есть факты, которые свидетельствуют об этом".
Вопрос о сближении Израиля с Россией и отмены визового режима между странами (невзирая на разногласия по поводу продажи оружия Сирии и принятия делегаций Хизбаллы и Хамаса в Москве), вызывают у Березовского несколько раздраженную реакцию.
"Я никакого сближения не вижу, а вижу холодный политический расчет, и не мне решать за израильских политиков, как должен себя позиционировать Израиль в сложнейшей ситуации противостояния по существу ядерному Ирану. Я, безусловно, понимаю, что израильские политики руководствуются исключительно интересами Израиля, и тактическими, и стратегическими. И поэтому уж точно некорректно было бы мне давать свою оценку того, как Израиль должен устраивать свои отношения даже с такой преступной Россией,  как есть на сегодняшний день". 
Впрочем, он затрудняется найти объяснение и политики России на Ближнем Востоке - в частности, поддержки режима сирийского президента Башара эль-Асада. "Мне кажется, Россия просто сошла с ума.  Я считаю, что Путин просто заблудился,  вообще не понимает реальности, вообще не понимает, что происходит в мире - и страшно испугался, когда ему показали по телевизору смерть Каддафи. У меня такое впечатление, что ему снится, как ему забивают в задницу кол".
P.S. Лондонские судебные разборки с Абрамовичем Березовский пока комментировать отказывается. "В апреле, мае, а может, осенью, будет решение суда".

Ads