Поиск по этому блогу

Вспоминая Омара Хайяма




9 апреля, 14:54
Анатолий Гержгорин, Нью-Йорк

Когда мы краснеем, наш желyдок краснеет тоже. Так, во всяком случае, утверждают ученые. И им, как говорится, видней. Политики, особенно те, кто подвизался на дипломатическом поприще, обычно не краснеют. А если краснеют их желудки, мы всё равно этого не видим. На прошлой неделе произошло два, на первый взгляд, никак не связанных друг с другом события. Престижный журнал "Foreign policy" сообщил со ссылкой на свои источники в Вашингтоне, что Баку и Иерусалим заключили стратегический союз, позволяющий использовать азербайджанские аэродромы для атаки иранской территории. А израильский посол в ООН Рон Прозор заявил, что его страна не намерена обсуждать вопрос о безъядерном Ближнем Востоке до тех пор, пока в регионе не удастся достичь по-настоящему всеобъемлющего мира. 
Какая между ними связь? Самая непосредственная. То, что Белый Дом всеми силами стремится предотвратить израильский превентивный удар, ни для кого не секрет. Об этом не раз говорили и президент Барак Обама, и министр обороны Леон Панетта, и директор ЦРУ Дэвид Петреус. Услужливые военные обозреватели и политологи быстро нашли "отмазку": грядут президентские выборы, и партия власти не хочет споткнуться о непредсказуемые израильские "сюрпризы". Поэтому и Обама, и его окружение вынуждены действовать жестко и решительно. Это тот самый случай, когда все средства хороши. Если не остановить этих сумасшедших израильтян, они непременно втянут Америку в войну, которая ей совершенно не нужна. И попутно нанесут сокрушительный удар по мировой экономике, которая и так на ладан дышит.
Этот аргумент хорош для неискушенных в большой политике. Обама не начнет войны с Ираном ни при каких обстоятельствах. Ни до, ни после выборов. И тем более - в случае, если Тегеран обзаведется ядерным оружием. По сведениям электронного издания "WorldNetDaily", Вашингтон уже давно ведет тайные переговоры с Исламской республикой, пытаясь заручиться гарантиями того, что она не пойдет на конфронтацию с американскими войсками, дислоцированными в зоне Персидского залива. Но какой резон Аман-динежаду давать какие бы то ни было гарантии тому, кого он считает главным врагом? Резон может быть только один: услуга за услугу. Не отсюда ли такой беспрецедентный "слив" секретной информации? И открытое публичное обсуждение возможных вариантов израильских действий. Такое впечатление, что Белый Дом пытается убедить не столько Конгресс, сколько самих израильтян, что игра не стоит свеч. Достаточно вспомнить, что как только МАГАТЭ заподозрило Тегеран в попытках начать обогащение урана до оружейного уровня, что окрывает путь к атомному оружию, Вашингтон поспешил уведомить: ни одна из 16 разведывательных служб не располагает данными о намерении Ирана использовать свою ядерную программу в военных целях. Об этом, не моргнув глазом, сказал, выступая в Сенате, директор Национальной разведки Джеймс Клеппер. Вызвав смех не только в Иерусалиме и Эр-Рияде, но и в ряде европейских столиц. Потом начались спекуляции о том, что израильская "авантюра" остановит иранскую ядерную программу в лучшем случае на полгода. Но за это придется расплатиться тысячами жизней - как в самом Израиле, так и за его пределами. К тому же, в результате ответных действий пострадают, как минимум, и двести американских моряков.

Короче, еще не апокалипсис, но уже увертюра к нему. Когда кто-то начинает мельтешить, как туалетный ёршик, сразу понимаешь, что это неспроста. Не зря говорят: вынеси на обсуждение свои проблемы - и их станет больше. "Foreign Policy" то ли выполнял чей-то заказ, то ли умышленно ввел всех в заблуждение. Даже наделенный недюжинным аналитическим умом Джон Болтон повёлся. В интервью телеканалу "Fox News" он обвинил администрацию Барака Обамы в преднамеренном разглашении информации об израильских военных планах. Но так ли это? Нанося удар с территории Азербайджана, можно и в самом деле выиграть полторы тысячи километров. Это снимет вопрос о дозаправке в воздухе. Только как добраться до Азербайджана? Через враждебную Турцию? Да и зачем неплохо зарабатывающему на углеводородах Баку вмешиваться в чужие разборки? Иран не прощает отступничества.

Поэтому не стоит искать черную кошку в темной комнате. Ключ к пониманию проблемы дает заявление Рона Прозора. Оно не родилось на пустом месте. На Израиль оказывается постоянно возрастающее давление отказаться от своего ядерного потенциала, который Иерусалим не подтверждает, но и не отрицает. А поскольку предложить в качестве компенсации нечего, в ход идет всё - от голой демагогии до выкручивания рук. ООН обвиняет Израиль в том, что только его упрямство заставляет Иран искать "противоядие". И если процесс не остановить, то скоро многие страны Ближнего Востока обзаведутся ядерной дубиной. И тогда Израилю уже нечего будет им противопоставить. Таким образом, еврейское государство само роет себе могилу.

Конечно, это, мягко говоря, ложь. Попытки тайно обзавестись ядерным оружием на Ближнем Востоке предпринимались не раз. С помощью, кстати, тех же великих держав. Израиль их решительно пресекал. Сначала в Ираке, потом в Сирии. Соединным Штатам похвалиться нечем. Им не удалось остановить ни Пакистан, ни Северную Корею, чьи ядерные технологии гуляют теперь по всему миру. Чтобы раз и навсегда решить иранскую проблему, Израилю вовсе не обязательно разыскивать скрытые под землей атомные объекты и, тем более, рисковать своими летчиками. Тегеран сам подставил себя, построив АЭС на берегу Персидского залива, да еще в сейсмически опасной зоне. В начале февраля недалеко от Бушера произошло землетрясение магнитудой пять баллов. Иран, включая столицу страны, трясет с завидным постоянством. 19 января в результате землетрясения в районе Нишапура пострадали около ста человек. Были разрушены здания и повреждены коммуникационные сети.

Природное стихийное бедствие может быть и рукотворным. Глубина Персидского залива у Бушера около 90 метров. Для подводного атомного взрыва в 1946 году Соединенные Штаты использовали морскую лагуну глубиной 60 метров. Ее тротиловый эквивалент составлял 20 тысяч тонн, то есть в тысячу раз меньше, чем у современных ядерных боеголовок. Тем не менее, волна от взрыва поднялась на высоту 28,6 метра. В Японии до сих не исключают вероятности того, что катастрофа на АЭС "Фукусима-1" - дело рук Северной Кореи. Взрыв ядерного устройства на океаническом или морском дне провоцирует землетрясения и приводит к цунами. И Израилю, если он почувствует, что отступать некуда, вполне по силам превратить Иран в сплошную "Фукусиму". Тем более, что найти израильский след будет практически невозможно. Всё спишут на несовершенство Бушерской АЭС, о чем открыто говорят ведущие специалисты.

Это не черный юмор. Хотя для одних - трагедия, а для других - очередная звёздочка Давида на подводную лодку. Мы живем в циничном мире. Да и цинизм, если вдуматься, - тот же идеализм, но только с горьким опытом. За что сидит Джонатан Поллард? Попробуем открутить время назад. 1983 год. Ирано-иракская война в полном разгаре. В Багдад прилетает советник президента Рональда Рейгана по вопросам разоружения Дональд Рамсфельд. О чем говорит он с Саддамом Хусейном? О поставках оружия? Не только. Он дает понять, что не стоит обращать внимание на декларативные заявления Соединенных Штатов против применения химического оружия. Они предназначены всего лишь для успокоения общественного мнения. А чтобы у Саддама не было никаких сомнений на этот счет, Рамсфельд подписывает договор о форсированных поставках химических веществ, технологий и оборудования. 20 лет спустя он, уже будучи министром обороны, больше других был заинтересован в уничтожении Саддама. А Хусейн до последнего дня не верил, что "друг Дональд" жаждет его крови.

Поллард, скромный, неприметный работник отдела морской разведки, сам того не понимая, покусился на святое - "тайну Рамсфельда". Он сообщил о планах Саддама применить химическое оружие против Израиля. Хусейн, правда, и сам трубил об этом на весь мир. Но в Израиле после уничтожения иракского ядерного реактора не сомневались, что "багдадскому мяснику" ничего другого не остается, как блефовать. Тем не менее, Иерусалим решил официально запросить Вашингтон о наличии у Ирака химического оружия. Госдепартамент ответил, что это не более, чем слухи. Поллард развеял все иллюзии, передав спутниковые снимки с иракскими установками по производству неконвенционного оружия, построенные с помощью и на деньги Америки. И тем самым подписал себе смертный приговор. Его потому и гноят в тюрьме, что он слишком много знает. Саддам за эту тайну заплатил жизнью.

Все течет, и ничего не меняется. В Агентстве национальной безопасности функционирует особый разведывательный центр. Евреев туда не допускают. Даже самых лояльных, титулованных, заслуженных и обласканных. Все документы, помеченные шифром "gold", ни при каких обстоятельствах не должны попасть в их руки. В обиходе его называют "еврейским центром". Именно здесь располагается главный штаб шпионажа против Израиля. О его кипучей деятельности мало чего известно. Но даже то, что известно, дает богатую пищу для размышлений. В 1956 году американские союзники в деталях сообщили египтянам план израильского наступления на Синайском полуострове. "Героям" Насера это, однако, не помогло. Во время Шестидневной войны напичканный новейшей электроникой разведывательный корабль "Либерти" передал карту уязвимых мест израильской обороны на британскую станцию слежения, расположенную на Кипре. Его атаковали сначала самолеты, а затем катера береговой охраны. Инцидент замяли, назвав "трагической ошибкой". А семьям погибших моряков Израиль выплатил компенсации в размере 13 миллионов долларов.

Версия о "трагической ошибке" бытует по сей день. Сказать правду - значит, обвинить Соединенные Штаты в предательстве. На это, естественно, никто никогда не пойдет. Даже если судьба страны будет висеть на волоске. Как в войне Судного дня, которая стала полной неожиданностью только для Израиля. В Вашингтоне знали о планирующемся внезапном нападении арабов, но молчали. Это тоже было частью международной американской политики. После подписания египетско-израильского договора о мире сотрудничество с арабскими странами поднялось на новый уровень. ЦРУ стало передавать наиболее важную разведывательную информацию об израильской политике, экономике и обороне не только Египту. В награду, так сказать, за Кемп-Дэвидские соглашения. А Израиль из "наградного списка" почему-то убрали. Об этом можно прочитать в книге Марка Ааронса и Джона Лофтуса "Тайная война против евреев".

Эта война началась не вчера. И пионерами были не американцы. Первые прослушивающие телефонные устройства появились в Британии. Их разрабатывали не для ловли немецких шпионов, а для выявления "сионистов", под которыми подразумевались все без исключения евреи. В Соединенных Штатах интенсивная телефонная прослушка началась в годы Второй мировой войны. По мере совершенствования техники совершенствовались и формы борьбы с "внутренними врагами". Обычно, говоря о периоде "охоты на ведьм", недобрым словом поминают директора ФБР Эдгара Гувера и министра обороны Джеймса Форрестола. Но "антисионистская кампания" не утихала никогда, а своего пика достигла во времена президентства Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего, когда следили даже за еврейскими детьми в летних лагерях, пытаясь уличить их в "подрывной деятельности". Если что-то и изменилось сегодня, то, скорее, в худшую сторону. Эсав объединился с Ишмаэлем, как и предсказывали пророки. Объединились, чтобы сообща бороться с "исчадием ада" по имени евреи. Что противопоставить этому? Молитву? Одной молитвы мало, хотя и она не помешает. Готовность принять свой последний и решительный бой? Самоотверженность - замечательное качество. Но как же тогда "Я даю вам... жизнь и смерть - и да выберете жизнь"? А может, вообще снова вернуться в "египетское" рабство? Только спасет ли это?

Чтобы получить килограмм меда, пчела должна облететь 2 миллиона цветков. У пчелы стоит поучиться и трудолюбию, и терпению, и упорству. Эти качества, как воздух, необходимы политику высшего калибра, который не упустит ни одной подаренной ему судьбой или стечением обстоятельств возможности. Таким политиком был Давид Бен-Гурион (на снимке). Он раньше других понял, что если нет нефтяного оружия, то оружием может стать... шантаж. Евреи никогда не получили бы государства, протяни Франклин Рузвельт еще хотя бы два года. Но он умер 12 апреля 1945 года. За неделю до смерти он отправил письмо саудовскому королю Ибн Сауду, подтвердив свое обязательство "не помогать евреям в ущерб арабским интересам".

Сменивший его Гарри Трумэн, вопреки ожиданиям могущественных арабских лоббистов госсекретаря Джорджа Маршалла и "силовиков" Эдгара Гувера, Аллена Даллеса, Джеймса Форрестола, Джеймса Энглтона, не пожелал быть связанным письменными обязательствами своего титулованного предшественника. С одной стороны, он сочувствовал пережившим страшную трагедию евреям, а с другой - понимал, что без еврейских голосов трудно рассчитывать на успешный исход неумолимо надвигающихся выборов. В этом его легко убедили американские друзья Бен-Гуриона. Но самое главное - он получил заверения, выбившие почву из-под ног "арабистов", утверждавших, что, провозгласив независимость, "сионисты превратятся в марионеток коммунистов": еврейское государство всегда будет верным союзником Соединенных Штатов.

Перетянуть на свою сторону Сталина, полностью выжегшего в стране "скверну сионизма", было гораздо трудней. Думается, Бен-Гурион и сам не верил в удачу, но интуитивно чувствовал, что надо действовать через коминтерновских евреев. Выбор пал на Чехословакию. Он мог только догадываться о готовящемся там перевороте, который произошел в феврале 1948 года. Но нисколько не сомневался, что к власти рано или поздно придут коммунисты. И, следовательно, евреи займут целый ряд важных руководящих постов. Так и случилось. Достаточно сказать, что министром инстранных дел был назначен Владимир Клементис. Лучшего расклада трудно было даже представить. Именно Клементис, на которого вышел эмиссар Бен-Гуриона Роберт Максвелл, уговорил генсека Рудольфа Сланского сообщить Сталину, что если евреи Палестины обретут государство, то оно будет просоветским. Если же Москва займет нейтральную позицию, то регион никогда не избавится от британского влияния. И Сталин клюнул.

Однако заручиться поддержкой лидеров пусть даже самых влиятельных стран было недостаточно. Требовалось во что бы то ни стало перетянуть на свою сторону профашистски настроенные диктаторские латиноамериканские режимы, обладавшие девятнадцатью голосами в противовес девяти, которыми располагали европейцы. А до голосования в Генассамблее ООН оставались считанные дни. И снова помог шантаж. Грубый, циничный, но зато весьма эффективный. Его "жертвой" стал Нельсон Рокфеллер, неплохо заработавший на поставках нефти нацистам. С подачи Форрестола он сумел устроиться координатором по внутриамериканским делам. И где ласковым словом, а где и просто силой достаточно быстро монополизировал латиноамериканский сырьевой рынок. Вытеснив англичан и пригрев немцев, готовивших на случай разгрома запасной "аэродром". Не бесплатно, конечно.

Лишившись при Трумэне столь теплого и хлебного места, Рокфеллер, тем не менее, по-прежнему имел колоссальное влияние в Латинской Америке. К нему-то и пришли за помощью посланцы Бен-Гуриона. И не с пустыми руками, а с пухлым досье, ознакомившись с которым, "нефтяной король" сразу стал любезным и сговорчивым. Торга, по сути, не было. В обмен на досье Рокфеллер твердо пообещал, что латиноамериканские страны будут голосовать в поддержку Израиля или, в крайнем случае, воздержатся. И чудо действительно произошло. Бразилия и Гаити со среды до субботы резко изменили свое мнение с решительного "нет" на безусловное "да". Решившие воздержаться Никарагуа, Боливия и Эквадор вдруг отдали свои голоса в пользу Израиля. А Аргентина, Колумбия и Сальвадор, открыто поддерживавшие арабские страны, воздержались. И лишь оставшаяся в одиночестве Куба голосовала "против".

Бен-Гурион победил, переиграв всех. Евреи, вопреки яростным попыткам помешать им, получили свое государство. И отстояли его в Войне за независимость. Снова выдающуюся роль в этом сыграл Владимир Клементис, организовавший поставку оружия истекавшим кровью соплеменникам. Сталин не мешал. Он ждал следующего шага Бен-Гуриона. И тот его сделал. Но в противоположную сторону. Когда Сталин понял, что его обманули, он впал в неистовство. Под прессом его репрессивной машины погибли Рудольф Сланский, Владимир Клементис и еще целый ряд занимавших высокие посты чешских евреев, которых обвинили в "антигосударственном заговоре" и "сионистской пропаганде". Началась чистка в Коминтерне. Опять же - от евреев. Думается, и демонстративный расстрел членов Евре́йского антифаши́стского комите́та, и "дело врачей", и планировавшаяся, но не состоявшаяся депортация евреев в места не столь отдаленные тоже были все той же страшной местью Бен-Гуриону. Он наверняка догадывался об этом. Но ничего не мог изменить. Циничное время требовало и циничных поступков. Впрочем, а разве были когда-то другие времена? Вспомним Омара Хайяма:

В этом мире неверном не будь дураком:
Полагаться не вздумай на тех, кто кругом.
Трезвым оком взгляни на ближайшего друга -
Друг, возможно, окажется злейшим врагом.


Источник

Ads