Сегодня по Холону прокатилась адлояда – крупнейшее в стране уличное шествие по случаю Пурима. В этом году парад-карнавал был посвящен детским игрушкам.
Накануне вечером центральную городскую магистраль утыкали мощнейшими динамиками.
В полдень мимо трибуны по улице Соколов пронеслись гимнасты, танцоры, жонглеры, протопали на ходулях старшеклассники.
Зрителей отгородили от участников костюмированного шествия тяжеленными железными барьерами. Чтоб не мешали.
Школьники, малыши и кое-кто из дисциплинированных взрослых замаскировались в героев популярных мультфильмов и детских передач.
В последние годы на адлоядах наблюдается все меньше девочек в костюме царицы Эстер и мальчиков, переодевшихся в солдат ЦАХАЛа или полицейских: патриотизм в наших палестинах нынче не в моде. Разве что родители-репатрианты продолжают наряжать подрастающее поколение в духе сионистских нравственных ценностей.
История свидетельствует: первое шествие по случаю Пурима состоялась в Тель-Авиве в 1912 году. Инициировал ее Авраам Альдема, один из основателей компании «Траск», взвалившей на себя ответственную миссию – развлекать еврейских поселенцев.
Пуримские шествия того периода отличались розыгрышами и шалостями. Их участники нередко облачались в провокационные костюмы.
Первая тель-авивская адлояда запомнилась старожилам как яркое из ряда вон выходящее зрелище.
Ее устроители соорудили гигантских кукол. Играл духовой оркестр.
В 1929 году шествие-карнавал было посвящено возрождению языка иврит. Его устроители соорудили «Вавилонскую башню», которую провезли по городу на телеге. Энтузиасты раздавали участникам празднества листовки с лозунгом: «Возрождение иврита – возрождение нации».
К 30-м годам шествия стали тематическими. Например, карнавал 1934 года был посвящено 12 коленам Израилевым, следующий – достижениям еврейского ишува Палестины, положению в мире и т.д.
В довоенный период на карнавал в Тель-Авив съезжался не только весь ишув – евреи приезжали из-за границы. Мэрия бдительно следила за тем, чтобы шествия проходили достойно, не задевая религиозных и национальных чувств местных жителей. В дни Пурима была запрещено использовать хлопушки.
В 1933 году по городу провезли куклу-карикатуру на Гитлера, восседающего на коне. На шею диктатору пришпандорили надпись: «Смерть евреям». Консульство Германии в Иерусалиме было возмущено. Мэру Тель-Авива одесситу Меиру Янкелевичу Дизенгофу направили резкое письмо с требованием немедленно извиниться. Дизенгоф категорически отказался: Пурим – всенародный праздник, ответил он, и каждый его участник имеет право на свободу самовыражения.
Позднее группа участников пуримского шествия перевоплотилась в активистов Ку-Клукс-Клана, чтобы таким способом выразить протест против расизма в Америке.
Долгое время отцы-основатели еврейского ишува Палестины ломали голову над тем, как назвать ставший традиционным карнавал.
В 1932 году был объявлен конкурс на лучшее название. Из 300 предложений, поданных в жюри, лучшим был признан неологизм «адлояда»: עד לא ידע. В Пурим полагается напиться до той кондиции, когда уже не сознаешь, что с тобой происходит. То есть – до беспамятства!
Правда, сегодня в Холоне нетрезвых горожан я не видела, хотя народ отрывался по полной программе: все вокруг орали, пытаясь перекричать грохочущие динамики; все распивали «колу», что-то жевали и пережевывали. А один из школьников и вовсе нарядился в костюм жевательной резинки.
Не обошлось и без политики: по улицам города проехал грузовик с шахматными фигурами, изображающими главу правительства и его возможных партнеров-оппонентов по коалиции-оппозиции (правительство, напомню, пока не сформировано).
Политика была представлена в двух цветах: черное и белое.
Никаких полутонов!..
from Израиль: лица и факты http://israelfacesplaces.blogspot.com/2013/02/blog-post_24.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий