I. Обсуждение окончательного решения (Endlösung) еврейского вопроса, состоявшееся 20.01.1942 в Берлине, на ул. Ам гроссен Ванзее, N56-58.
Участвовали:
гауляйтер д-р Мейер (Меуег) и рейхсамтсляйтер д-р Лейбрандт (Leibrandt) — министерство оккупированных восточных территории
госсекретарь д-р Штукарт (Stuckart) — министерство внутренних дел
госсекретарь д-р Нойман (Neumann) — ведомство по выполнению четырехлетнего плана
госсекретарь Фрайслер (Freisler) — министерство юстиции
госсекретарь д-р Бюлер (Bühler) — Генерал-губернаторство
замгоссекретаря д-р Лютер (Luther) — министерство иностранных дел
оберфюрер СС Клопфер (Klopter) — партийная канцелярия
завотделом Критцингер (Kritzinger) — рейхсканцелярия
группенфюрер СС Гоффман (Hoffmann) — главное управление по делам расы и поселений
группенфюрер СС Мюллер (Müller) — главное управление имперской безопасности
оберштурмбанфюрер СС Эйхман
оберфюрер СС д-р Шонгарт (Schongarth) — полиция безопасности и СД, командующий силами безопасности и СД в Генерал-губернаторстве
штурмбанфюрер СС д-р Ланге (Lange) — полиция опасности и СД, командующий силами безопасности и СД в Латвии, заместитель главы полиции безопасности и СД на восточных территориях.
II. Глава полиции безопасности и СД, обергруппенфюрер СС Гейдрих открыл совещание и объявил о том, что он назначен рейхсмаршалом ответственным за подготовку программы окончательного решения еврейского вопроса в Европе. Он указал, что совещание проводится для решения основных связанных с этим проблем. Рейхсмаршал желает, чтобы ему был передан план, касающийся организации материальной стороны по окончательному решению еврейского вопроса в Европе. Это требует общего предварительного обсуждения проблемы всеми центральными ведомствами, прямо связанными с этим вопросом, для составления предварительного плана предстоящих действий.
С ведомственной точки зрения окончательное решение еврейского вопроса сосредоточено вне зависимости от географических границ в руках рейхсфюрера СС и главы германской полиции (глава полиции безопасности и СД).
Вслед за тем глава полиции безопасности и СД сделал краткий обзор всех акций, совершенных ранее против врага.
Главнейшими элементами их были:
А) выдворение евреев из разных сфер жизни немецкой нации:
В) выдворение евреев с территории «жизненного пространства» (Lebensraum) немецкого народа.
В процессе осуществления этих акции появилась возможность временного решения — интенсивная, спланированная депортация евреев с территории Рейха
По приказу рейхсмаршала в январе 1939 г. была создана «Центральная имперская служба по делам еврейской эмиграции» (Reichszentrale für jüdische Auswanderung), курируемая главой полиции безопасности и СД.
В ее задачу входили:
а) тщательная подготовка массовой эмиграции евреев;
б) направление потока этой эмиграции;
в) ускорение процедуры эмиграции в конкретных случаях.
Целью этих задании было очищение от евреев жизненного пространства Германии на законных основаниях.
Недостатки, связанные с усилением эмиграции в таких формах, были ясны всем ведомствам, но за неимением других возможностей нам приходилось до поры до времени с ними мириться.
С течением времени эмиграция из проблемы только немецкой сделалась проблемой всех государств, из которых выезжали и куда въезжали евреи. Денежные затруднения — например, повышение платы за визы и разрешения на въезд со стороны правителей зарубежных государств, — нехватка мест на пароходах, постоянное сокращение иммиграционных квот или полная отмена их в особенности осложняли положение. Несмотря на эти трудности, со дня прихода к власти и до 31 октября 1941 г. эмигрировало 537000 евреев, из них:
с 30 января 1933 г. из Старого Рейха 360 000
с 15 марта 1938 г. из Австрии 147 000
с 15 марта 1939 г. из протектората Богемия и Моравия 30 000
Эмиграция финансировалась самими евреями или еврейскими общественными организациями. Чтобы предотвратить обнищание евреев, установлен принцип: зажиточные евреи финансируют эмиграцию неимущих. Был установлен «налог на эмиграцию» в соответствии с имущественной шкалой для покрытия денежных издержек, связанных с эмиграцией неимущих евреев. Кроме сумм в марках, требовалась валюта для получения виз и разрешений на въезд. Для сохранения валютных фондов Германии местные еврейские организации ходатайствовали перед еврейскими финансовыми организациями за рубежом о мобилизации требуемой валюты. До 31 октября 1941 г евреи из-за рубежа внесли безвозмездно 9 миллионов 500 тысяч долларов для этой цели.
В настоящее время что Рейхсфюрер СС и глава немецкой полиции запретил дальнейшую еврейскую эмиграцию в связи с общей опасностью эмиграции во время войны и в связи с новыми возможностями, открывающимися сейчас на востоке.
III. Вместо эмиграции появилась возможность нового решения — выдворения евреев на восток, после предварительного согласия фюрера.
И хотя эти действия нужно рассматривать как частичные, уже сейчас реализуются практические намерения, имеющие огромную важность для будущего решения еврейского вопроса в Европе.
В процесс окончательного решения еврейского вопроса в Европе включаются около 11 миллионов евреев, относящихся к следующим государствам:
Страна
Количество евреев
Германия(старый рейх) 131 800
Австрия 43 700
Территории на востоке (польские территории, присоединенные к Рейху) 420 000
Генерал-губернаторство (Польша) 2 284 000
Белосток 400 000
Протекторат Богемия и Моравия 74 200
Эстония очищена от евреев (judenfrei)
Латвия 3 500
Литва 34 000
Бельгия 43 000
Дания 5 600
Франция (оккупир. территория) 165 000
Франция (неоккуп. территория) 700 000
Греция 69 600
Голландия 160 800
Норвегия 1 300
Болгария 48 000
Англия 330 000
Финляндия 2 300
Ирландия 4 000
Италия (включая Сардинию) 58 000
Албания 200
Португалия 40 000
Румыния (включая Бессарабию) 342 000
Швеция 8 000
Швейцария 18 000
Сербия 10 000
Словакия 88 000
Испания 6 000
Турция (европейская часть) 55 500
Венгрия 742 000
СССР 5 000 000
из них:
Украина 2 994 684
Белоруссия, исключая Белостокский округ 446 484
Итого: примерно 11 000 000
В это число евреев входят лишь евреи по религии: евреи согласно расовым критериям включены не полностью.
Окончательное решение еврейского вопроса в разных странах будет сталкиваться с разными препятствиями, вызванными общими соображениями, в особенности это относится к Венгрии и Румынии.
Например, румынский еврей еще и сегодня может за деньги добыть необходимые официальные документы об иностранном подданстве.
Известно всем и еврейское влияние во всех сферах жизни СССР. На его европейской территории проживает около 5 миллионов евреев, в азиатской части страны — 250 000.
Профессионально евреи европейской территории СССР делятся следующим образом:
сельское хозяйство -- 9.1%
городские рабочие — 14.8%
торговля — 20%
государственная служба — 23.4%
свободные профессии: медицина, журналистика, театр — 23.7%
При соответствующем руководстве в процессе окончательного решения можно депортировать евреев на мобилизационные работы на востоке. Трудоспособные евреи будут перебрасываться на эти территорий в составе больших рабочих отрядов, будут прокладывать дороги. Несомненно, большая их часть исчезнет естественным образом. Оставшиеся, более приспособленные к сопротивлению и выживанию, в конце концов, будут обработаны должным образом: как показывает опыт истории, если их освободить, эти отборные люди опять превратятся в ядро, из которого возникнет новое еврейство.
В процессе практического осуществления окончательного решения всю Европу прочешут от запада до востока. Начать следует с территории Рейха, включая протекторат Богемия и Моравия, вследствие местных проблем с жильем и другими общественно-политическими нуждами.
Депортированные евреи будут перемещены эшелон за эшелоном сначала в гетто, называющиеся временными гетто, а оттуда посланы дальше — на восток.
Важное предварительное условие для исполнения этого плана, — продолжал обергруппенфюрер СС Гейдрих, — это точное установление расчетного количества лиц.
Учитывается при этом, что не следует депортировать евреев старше 65 лет, а надо перевозить их в предназначенное для стариков место — Терезиенштадт (Theresienstadt).
Кроме того, из 280000 евреев Старого Рейха и Австрии находящихся там на 31.10,1941 г., в еврейские гетто для стариков будут посланы все старики старше 65 лет, а их там 30 %, и также евреи-инвалиды войны и кавалеры военных орденов (ЕК-1 — то есть Железного креста 1-й степени). Подобное решение предотвратит множество осложнений…
Начало отдельных и более обширных акции будет зависеть в значительной степени от хода войны.
В отношении проведения окончательного решения на оккупированных нами территориях Европы или на территориях, находящихся под нашим влиянием, предложено, чтобы специалисты из МИДа договорились с шефом соответствующего отдела в полиции безопасности и СД.
В Словакии и Хорватии это будет не слишком сложно, так как на самые основные вопросы по этому поводу там уже нашли правильные ответы. В Румынии правительством назначен уполномоченный по еврейским делам. Для улаживания проблемы в Венгрии представляет необходимым вынудить венгерское правительство назначить в ближайшее время советника по еврейским делам.
Что касается подготовки осуществления окончательного решения в Италии, обергруппенфюрер СС Гейдрих поддерживает установление контактов с тамошним главой полиции по данному вопросу.
В оккупированной и неоккупированной Франции поимка евреев и их дальнейшее перемещение пройдет без особых осложнений.
Заместитель государственного секретаря Лютер заявил, что в процессе фундаментального решения этой проблемы в некоторых, например в северных странах, возможно возникновение трудностей, и поэтому предлагается в начале отложить рацию в этих странах. Так как число евреев там все равно незначительно, подобная отсрочка решения не станет значительной преградой. МИД не предвидит значительных трудностей в Юго-Восточной и Западной Европе.
Группенфюрер СС Гофман считает, что в Венгрию для оценки обстановки, когда там начнет свои действия руководство полиции безопасности и СД, необходимо направить специалиста из Главного управления по делам расы. Постановлено: специалист из этого управления не будет действовать активно, а будет официально числиться временным помощником по делам государственной полиции.
IV. В процессе выполнения окончательного решения правовой основой до некоторой степени могут служить Нюрнбергские законы.
Однако в качестве предварительного условия для полнейшего решения этой проблемы необходимо найти и решение вопроса о смешанных браках и «полукровках» (Мischlinge).
Глава полиции безопасности и СД в соответствии с письмом главы рейхсканцелярии теоретически анализирует следующие проблемы:
1. «Полукровки» первой степени С точки зрения окончательного решения еврейского вопроса полукровки первой степени считаются евреями.
Исключениями являются:
а) полукровки первой степени, состоящие в браке с лицами германской крови и имеющие детей — полукровок второй степени — в этом браке. Полукровки второй степени объявляются немцами.
б) к этим полукровкам 1-й степени существует особое отношение со стороны высших инстанций партии и государства. Каждый подобный случай должен проверяться индивидуально, и решение должно быть максимально неблагоприятным для полукровки. Предварительным условием, учитываемым при получении ими особого разрешения, будут всегда заслуги самого полукровки — не заслуги его родителей или супруга германской крови.
Чтобы предотвратить появление на свет нового потомства и решить проблему полукровок полностью, полукровка первой степени, который не будет депортирован, подвергнется стерилизации. Стерилизация (Sterilisation) не будет проводиться насильно, но явится условием проживания на территории Рейха. Пройдя стерилизацию, полукровка освобождается от всех ограничений, существующих для него в настоящее время.
2. Полукровки второй степени
Полукровки второй степени будут в принципе считаться равноправными лицами германской крови, за исключением следующих случаев, при которых они будут считаться евреями:
а) Происхождение полукровки второй степени от брака незаконнорожденных лиц (обе стороны — смешанные)
б) Неполноценный внешний вид с расовой точки зрения полукровки 2-й степени, сигнализирующий внешне о его еврействе.
В этих случаях не будет делаться исключений, даже если полукровка второй степени состоит в браке с лицом германской крови.
3. Брак полных евреев с лицом германской крови.
В каждом отдельном случае необходимо решать, будет ли депортирован такой еврей или переведен в гетто для престарелых, принимая в расчет влияние такой акции на его родственников германской крови в смешанном браке.
4.Браки между полукровками первой степени и лицами германской крови:
а)полукровки, не имеющие детей в этом браке, будут депортированы или отправлены в гетто для стариков (подобно случаю, описанному в пункте 3 — то есть в случае брака между полным евреем и лицом германской крови).
б) Дети, родившиеся в этом браке (полукровки 2-ой степени), будут депортированы или отправлены в гетто вместе с полукровками 1-й степени как приравненные к евреям. Если их дети будут признаны приравненными к германским детям (то есть в особых случаях), этапироваться не будут ни дети, ни полукровки 1-й степени.
5. Брак между полукровкой 1-й степени и полукровкой 1-й степени или полным евреем. В этом браке все, включая детей, считаются евреями и депортируются или отправляются в гетто.
6. Брак между полукровкой 1-й степени и полукровкой 2-й степени.
Оба родителя депортируются или отправляются в гетто для престарелых вне зависимости от того, есть ли у них дети, так как у этих детей с расовой точки зрения влияние еврейской крови зачастую сильнее, чем у полукровок 2-й степени.
Группенфюрер СС Гофман поддерживает мнение, что нужно широко использовать стерилизацию, так как полукровка, если у него будет выбор — идти на этап или пройти стерилизацию — предочтет последнее. Госсекретарь д-р Штукарт утверждает, на практике предложенные методы работы при решении вопроса смешанных браков и полукровок приведут к — непрерывной перегрузке чиновников. Принимая в расчет биологические факторы, госсекретарь Штукарт предлагает производить насильственную стерилизацию.
Чтобы упростить проблемы смешанных браков, необходимо взвесить дополнительные юридические возможности для законной отмены этих браков.
В отношении влияния депортации евреев на хозяйственную o жизнь государственный секретарь Нойман пояснил, что депортация евреев, работающих на важнейших заводах невозможна пока им не найдена замена. Обергруппенфюрер СС Гейдрих отметил, что лица, проводящие в жизнь депортации в настоящее время, получили его распоряжение этих евреев не этапировать.
Государственный секретарь д-р Бюлер заявил, что Генерал-губернаторство вполне одобрит, если решение окончательной проблемы начнется именно в генерал-губернаторстве. Поскольку проблемы транспортировки здесь не играют важной роли и соображения о мобилизации работников также не задержат выполнения акции. Нужно немедленно удалить евреев с территории Генерал-губернаторства, так как именно здесь еврей представляет существенную опасность как носитель эпидемий и, с другой стороны, как причина постоянных беспорядков в финансовой структуре вследствие торговли на черном рынке. Большинство из 2,5 миллионов тамошних евреев — нетрудоспособны. Госсекретарь продолжил, что окончательное решение еврейского вопроса в Генерал-губернаторстве находится всецело в руках главы полиции безопасности и СД, деятельность которых поддерживается властями Генерал-губернаторства. У него есть только одна просьба — решить еврейский вопрос на этои территории как можно скорее.
В заключение говорилось о различных способах решения. Гауляйтер д-р Майер и государственный секретарь Бюлер сошлись во мнении, что они лично в процессе окончательного решения проведут некоторые подготовительные работы по предотвращению беспокойства населения. Совещание было заключено просьбой шефа полиции безопасности и СД обеспечить ему необходимую поддержку при исполнении акций (окончательного) решения. Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий