Ирина Баулина
Иерусалим за более чем трехтысячелетнюю историю многократно переходил из рук в руки. Сменялись империи, правители, династии, но этот город оставался вожделенным для представителей различных конфессий, которые наделяли его священным статусом. Какими только эпитетами ни награждали его: «город Б-га», «город справедливости», «прекрасный город», «город трех религий». Пожалуй, в последнем эпитете и скрыта трагедия города.
У трех религий давно сформировалось четкое представление об Иерусалиме как о сакральном центре. Для мусульман Иерусалим (Аль-Кудс) — один из трех святых городов, и в этом не последнюю роль играет легенда об аль-мирадж — небесном путешествии пророка Мухаммеда. Для христиан Иерусалим — исторический центр христианства, где произошли ключевые события рождения религии и хранятся ее святыни. И наконец, для иудеев Иерусалим — столица древнего царства, место, где располагались оба Храма, символ возвращения из изгнания. Стремление к обладанию Святым городом, к контролю над святынями — вот что заставляло воевать за город столетиями.
Недавно в газете «Маарив» была напечатана заметка, в которой крупный израильский писатель, лауреат государственной премии по литературе, иерусалимец в пятом поколении А. Б. Иегошуа предлагает разделить Иерусалим: «Восточная часть Иерусалима может стать столицей палестинского государства, право на существование которого признало нынешнее израильское правительство. Западная часть города останется столицей еврейского государства». Это, по его мнению, предоставит «этому городу статус, которого он достоин». Однако А. Б. Иегошуа пока в меньшинстве. Большинство же как израильтян, так и палестинцев не готовы делиться. Прошел почти век с того момента, как турки, правившие Святым городом с XVI века, зимой 1917 года оставили ключи англичанам, а статус города по-прежнему до конца не определен.
«В следующем году в Иерусалиме»
Долгие столетия для евреев Иерусалим оставался религиозным символом, стремление к нему было скорее метафизическим, чем политическим. Он оставался одним из четырех городов, где традиционно селились евреи, куда приезжали молиться и умирать, но не стремились обладать им. Ситуация изменилась с развитием сионизма (как идейного, так и политического). В Землю обетованную стали приезжать люди, которые хотели возродить «историческую родину», создать «национальный очаг», и Иерусалим все больше интересовал их как обязательный будущий центр этого очага.
Предоставляя в 1920 году Великобритании мандат на управление Палестиной, Лига наций возложила на нее и ответственность за обеспечение доступа к святым местам, а также потребовала в кратчайшие сроки создать специальную комиссию для изучения претензий различных религиозных сообществ и урегулирования спорных вопросов.
В годы британского мандата Иерусалим был административным центром подмандатной Палестины. Взаимоотношения арабов и евреев очень скоро стали головной болью для новых хозяев. Именно с Иерусалима начинаются все арабо-еврейские столкновения в 1920-х годах XX века, бо´льшая часть их происходила на религиозной почве, что виртуозно использовали лидеры мусульман (например, печально известный муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хусейн) в своих политических целях. Основные обвинения, которые выдвигались муфтием и его сторонниками по отношению к евреям, касались статуса Храмовой горы, на которую якобы посягали новые поселенцы. На Всемирном исламском совете, который муфтий Хадж Амин организовал в Иерусалиме в 1931 году, он даже демонстрировал фотографии евреев, штурмующих мечети на Храмовой горе. Фотографии, разумеется, оказались фальшивыми. Используя религиозные чувства братьев-арабов, аль-Хусейн не просто позиционировал себя как защитник мусульманских святынь, но и зарабатывал политические очки как национальный лидер.
Постепенно конфликт, начавшийся с религиозных притязаний, выходит на политическую и идеологическую арену. Иерусалим становится не просто религиозной святыней — как для мусульман, так и для евреев, — но символом их национального движения.
После окончания второй мировой войны настало время, когда ООН должна была принять решение о дальнейшей судьбе Палестины в целом и Иерусалима в частности. Как известно, обсуждалось два варианта. Первый (так называемый «план меньшинства») предусматривал создание двунационального государства с еврейской и арабской провинциями. Авторы этого плана предлагали разделить Иерусалим на два отдельных муниципалитета. Сторонники второго плана («плана большинства») исходили из убеждения, что арабы и евреи не могут жить совместно, поэтому необходимо создание двух независимых государств: еврейского и арабского. Согласно «плану большинства», Иерусалим выделялся в международную зону, которая должна была перейти под управление ООН. Именно этот план и был поддержан 29 ноября 1947 года Генеральной ассамблеей ООН и закреплен в резолюции № 181. Однако резолюция так и не была выполнена. Началась первая арабо-израильская война, которая смешала все карты.
Раздел Иерусалима
В ночь с 14 на 15 мая 1948 года войска Арабского легиона по мосту Алленби пересекли реку Иордан и двинулись к Иерусалиму. Перед трансиорданским королем Абдаллой стояла конкретная цель: захват Иерусалима. Это могло бы стать для него компенсацией за утраченные его отцом Хусейном Мекку и Медину и поднять его реноме как хранителя исламских святынь. Цели своей он добился. В результате войны 1948–1949 годов Иерусалим был разделен на две части — Западную, которая осталась под властью Израиля, и Восточную (включая Старый город и Храмовую гору), которая отошла к Трансиордании и была ею аннексирована.
В апреле 1950 года было ратифицировано решение короля Абдаллы об аннексии Западного берега реки Иордан (включая Восточный Иерусалим) и о переименовании Трансиордании в Иорданию. И хотя в руках израильтян осталась гора Скопус (Ар а-Цофим), анклав в восточной части Иерусалима, это не могло компенсировать потерю Старого города. Почти все синагоги, ешивы и общественно-благотворительные учреждения в еврейском квартале Старого города были разрушены, еврейское кладбище на склонах Масличной горы — осквернено. Почти на 20 лет евреи лишились возможности молиться у Стены Плача — вплоть до Шестидневной войны.
Объединение Иерусалима
Шестидневная война 1967 года была чрезвычайно значимой для Израиля: молодое государство не только отстояло позиции перед лицом превосходящих сил врага — израильской армии удалось занять территории, втрое превышавшие размеры страны, но главным итогом, конечно, стало воссоединение Иерусалима.
7 июня 1967 года израильские солдаты вступили в Старый город со стороны Масличной горы, пройдя через Львиные ворота, и вскоре взошли на Храмовую гору. Арабы уже не защищали город, войска были накануне выведены, и в нем остались лишь добровольцы. Для израильской армии это было не завоеванием, но освобождением. Как сказал командующий Центральным округом генерал Узи Наркис: «Иерусалим захватывался 37 раз за свою историю десятками завоевателей. 7 июня 1967 года мы впервые освободили город, надеясь, что это уже навсегда»[1].
Несмотря на то что израильский флаг развивался над мечетью Куббат ас-Сахра (или Купат а-Села, или Купол скалы) недолго — генерал Моше Даян приказал убрать его, чтобы не провоцировать насилие, — праздник воссоединения Иерусалима можно сравнить с днем обретения Израилем независимости. Прибыв на торжественную церемонию у Стены Плача, Моше Даян торжественно произнес: «Мы объединили Иерусалим, разделенную столицу Израиля. Мы вернулись к самым святым для нас местам, чтобы не уходить вовеки»[2].
К вечеру 7 июня в руках израильтян оказались Иерусалим, Хеврон и вся Святая земля. Для евреев всего мира это было исполнением вековых мечтаний. После войны бригадный генерал Эзер Вейцман заметил: «Вы должны понять, почему Израиль создан здесь, а не в Уганде или Канаде. Мы никогда не могли бы сражаться так, как мы сражались, за еврейское государство, созданное в какой-нибудь другой части света. Иерусалим, Западный берег Иордана и фактически вся Палестина имеют очень глубокое значение для нас. Это — основа сионизма»[3].
Спустя три недели (27 июня 1967 года) израильский кнессет принял Закон об охране святых мест. Этот закон позволил правительству Израиля распространить на Восточный Иерусалим израильскую юрисдикцию и административное управление, то есть аннексировать «освобожденный город». Границы города были расширены, в результате чего площадь Иерусалима увеличилась почти в три раза: с 38 до 108 квадратных километров.
Международное сообщество так и не признало Иерусалим столицей Государства Израиль, оставив свои представительства, дипломатические и торговые миссии в Тель-Авиве. Сразу после окончания Войны за независимость, стремясь укрепить статус города как политического и административного центра страны, в Иерусалиме начинают строить комплекс правительственных зданий, новое здание кнессета, здания общественного значения: Дворец наций, мемориал «Яд ва-Шем», Израильскую академию наук, корпуса Еврейского университета в Гиват-Раме и др. По этой же причине после Шестидневной войны в Восточный Иерусалим были перенесены некоторые административные органы: Министерства строительства и юстиции, Верховный и Иерусалимский комиссариаты полиции, Областной суд и др.
Дабы окончательно закрыть вопрос о принадлежности города, 30 июня 1980 года был принят Основной закон о статусе Иерусалима, согласно которому он был определен как «единая и неделимая столица Израиля».
Закрыть вопрос в одностороннем порядке все же не удалось. Организация Объединенных Наций осудила Израиль за принятие Основного закона и провозгласила его недействительным. Руководители национального движения «Организация освобождения Палестины» (ООП), поддерживаемые арабскими государствами, всеми силами стремились отыграть ситуацию в свою пользу. В ноябре 1988 года на Девятой сессии Палестинского национального совета лидер ООП Ясир Арафат провозгласил «Государство Палестину» со столицей в Иерусалиме. И хотя этот демарш был, скорее, рекламным ходом и реальных последствий не имел, палестинцы еще раз заявили о том, что не согласятся с утратой своего Аль-Кудса.
В ходе палестино-израильских переговоров 1990-х годов, так называемого «процесса Осло», было принято решение отложить обсуждение будущего Иерусалима, однако тайные переговоры в этом направлении велись начиная с 1994 года. Одновременно с этим палестинская администрация активно развивала свою инфраструктуру — в виде культурных, образовательных, профсоюзных и других учреждений — на территории Восточного Иерусалима. В результате к концу 1995 года в восточной части города располагались одиннадцать учреждений палестинской администрации, включая Министерство по делам религий, Совет по радиовещанию, Экономический совет по развитию и реконструкции и др.
Израильское правительство, в свою очередь, проводило политику расширения города. В 1994 году правительство Ицхака Рабина начало масштабное строительство в иерусалимском районе Ар-Хома и на склонах Масличной горы. По плану Рабина, который он представил кнессету в 1995 году, город должен был включить в себя такие поселения, как Маале-Адумим, Гуш-Эцион, Эфрат, Бейтар-Элит и Гиват-Зеэв. Ожидалось, что такая «естественная экспансия» укрепит позиции Израиля в предстоящих переговорах о статусе Иерусалима.
В силу наличия в израильском обществе определенного консенсуса в отношении будущего Иерусалима, политики, как справа, так и слева, оспаривали не столько вопрос сохранения города, сколько то, в какой мере будут расширены его границы и насколько будет закреплен его статус израильской «единой неделимой столицы». В свою очередь арабская сторона сплачивала ряды в борьбе за «возврат Аль-Кудса».
Переговоры в Кемп-Дэвиде
Согласно Декларации о принципах, подписанной в 1993 году Израилем и палестинцами в лице Организации освобождения Палестины, соглашение об окончательном статусе (включая статус Иерусалима, проблему беженцев, проблему безопасности, вопрос о «территориях») должно было быть достигнуто к маю 1999 года. Однако, учитывая срыв графика переговоров о предварительном статусе и неготовность израильского общества к изменению положения Иерусалима, переговоры по наиболее острым проблемам были перенесены на июль 2000 года. Саммит в Кемп-Дэвиде стал первой официальной встречей, где израильтяне и палестинцы обсуждали вопрос об изменении статуса Иерусалима.
Премьер-министр Эхуд Барак, представлявший Израиль на этой встрече, изначально заявил, что не готов обсуждать изменение статуса Иерусалима. Перед своей поездкой 9 июля 2000 года, выступая перед кнессетом, он определил «красные границы» правительства: неприемлемыми объявлялись отход к границам 1967 года, перспектива иностранного присутствия на Западном берегу реки Иордан и «признание с израильской стороны юридической и моральной ответственности за создание проблемы беженцев». Премьер-министр подчеркнул, что статус «единого Иерусалима под израильским суверенитетом» не будет изменен, а поселенцам, живущим на территориях Иудеи, Самарии и сектора Газа, гарантировалось, что поселения не будут тронуты.
Однако в ходе переговорного процесса Эхуд Барак более чем продвинулся по пути уступок. Он выразил готовность передать под палестинский контроль 91% территории Западного берега, а также компенсировать еще 1% территорий передачей палестинцам незаселенной местности возле границ сектора Газа, находящейся в пределах «зеленой черты». Кроме того, Израиль в лице Барака согласился — впервые с 1967 года — обсуждать раздел Иерусалима, пойдя на беспрецедентные уступки в этом направлении. После того как палестинцы отвергли идею передачи им суверенитета над населенными арабами районами Восточного Иерусалима при введении режима международного контроля над Старым городом, Барак согласился и на раздел Старого города, а также на палестинскую «доверительную опеку» над Храмовой горой. Но палестинцы отвергли и эти предложения.
23 декабря 2000 года президент США Билл Клинтон вновь собрал израильских и палестинских представителей. На этот раз от Израиля требовалось отступление с 97% территорий Западного берега при условии раздела Иерусалима и полном суверенитете палестинцев над Храмовой горой. Стена Плача сохранялась за Израилем, вопрос о Кедронской долине, включающей Город Давида и могилы пророков у входа на Масличную гору, остался нерешенным. Через три дня правительство Израиля, из которого вышли все партнеры по коалиции, большинством голосов утвердило эти предложения. Однако палестинцы вновь ответили отрицательно.
После начала интифады Аль-Акса в сентябре 2000 года переговоры практически сошли на нет. Миротворческие инициативы, такие, как «Дорожная карта», опубликованная Госдепартаментом США в апреле 2003 года, откладывали решение проблемы Иерусалима, не предлагая никаких реальных шагов. За последние годы усилено давление на Израиль со стороны международного сообщества и США, в частности с тем, чтобы прекратить строительство в новых иерусалимских кварталах, таких, как Ар-Хома, однако конструктивно проблема не сдвинулась с мертвой точки.
Как разделить неделимое?
В поисках решения проблемы Иерусалима предпринимались и весьма неординарные шаги. Например, вопрос о суверенитете над Храмовой горой, Харам аль-Шариф, пытались решить путем «вертикального разделения». Хасмонейский тоннель, как известно, проходит в том числе под Храмовой горой, часть его используется как туристический объект. Осенью 1996 года было принято решение открыть второй выход, ведущий на Виа Долороза (улицу на территории арабского квартала Старого города). Открытие сквозного прохода могло бы иметь для Израиля стратегическое значение, кроме того, этот шаг еще раз подчеркивал, что, хотя Храмовая гора находится в практически полном распоряжении палестинской стороны (ВАКФа, Совета по попечительству над исламскими святынями), подземная ее часть остается под полным контролем стороны израильской. Однако открытие тоннеля спровоцировало беспорядки. Палестинцы посчитали этот шаг посягательством на целостность их святыни. Результатом беспорядков стали жертвы как среди израильских военнослужащих, так и среди протестующих. Выход был замурован. В то же время не меньшее беспокойство среди израильских ученых вызывает перманентное строительство на Храмовой горе (в том числе и строительство подземной мечети). Ученые опасаются, что арабы таким образом могут уничтожить важные археологические артефакты.
Решение проблемы Иерусалима упирается в твердое нежелание сторон пойти по пути компромисса в столь принципиальном для них вопросе. Иерусалим давно уже не просто Святой город, религиозный символ, но и вопрос большой политики. Хотя в последнее время в Израиле звучат предложения передать палестинцам деревни, находящиеся в черте «большого Иерусалима» восточнее Старого города. Целесообразность этого шага аргументировалась тем, что государство сможет таким образом избавиться от неблагополучных в социальном плане кварталов. Однако эта позиция остается малопопулярной. Судя по опросам общественного мнения, среди израильтян лидирует точка зрения, что разделить «единую и неделимую столицу Израиля» невозможно. Палестинцы же настаивают на признании своего государства со столицей Аль-Кудс — подразумевая полный контроль над Старым городом и Храмовой горой.