Путеводитель по арабо-израильскому конфликту
Отрывки из содержащей много интересной и малоизвестной информации книги Митчелла БАРДА «Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту» (Myths and Facts. A Guide to the Arab-Israeli Conflict. Mitchell G. Bard).
«Палестина всегда была арабской страной».
ФАКТ
Считается, что термин «Палестина» происходит от названия народа Эгейской цивилизации «филистимляне». В 12 в.до н. э. они поселились на Средиземноморском побережье – на территории современных Израиля и сектора Газы. Во 2 в. н. э. римляне, после того, как подавили еврейское восстание, впервые использовали название «Палестина» для обозначения Иудеи – южной части территории, которую теперь называют «Западный берег» (реки Иордан). Римляне хотели свести к минимуму стремление евреев отождествлять себя с Землей Израиля. Арабское слово «Филастин» происходит от латинского названия «Палестина».
Иудеи пришли в Землю Израиля примерно в 1300 г. до н. э. Они жили в рамках племенной конфедерации до тех пор, пока их племена не объединились под управлением своего первого монарха, царя Саула. Второй царь, Давид, основал Иерусалим в качестве столицы Объединенного Израильского царства примерно в 1000 г. до н. э. Впоследствии сын Давида, Соломон, воздвиг в этом городе Храм и консолидировал военные, административные и религиозные функции царства. В период правления сына Соломона монархия распалась на два царства – Израильское на севере, просуществовавшее до 722 г. до н. э., когда его разрушили ассирийцы, и Иудейское на юге, которое в 586 г. до н. э. было покорено Вавилонией. После этих событий еврейский народ в течение ряда коротких периодов времени обладал суверенитетом, но после 135 г. н. э. большинство евреев были изгнаны со своей родины. Еврейский народ обладал политической самостоятельностью на Земле Израиля более 400 лет. Если сравнивать с периодом независимости США, это вдвое больше. По сути дела, если бы Израиль не подвергался непрерывным нападениям иностранных завоевателей, ему сегодня исполнилось бы три тысячи лет.
Палестина никогда не была исключительно арабской страной, хотя после мусульманских нашествий в 7 в. арабский постепенно становился языком большинства населения. На территории Палестины никогда не существовало независимого арабского или собственно Палестинского государства.
Когда известный арабо-американский историк, профессор Принстонского университета Филип Хитти (Philip Hitti) выступал в Англо-Американском комитете в 1946 г. против раздела территории Палестины, он заявил: «В истории нет такого понятия, как “Палестина”, абсолютно нет».
В период до принятия решения о разделе территории Палестины палестинские арабы не рассматривали себя в качестве народа, имеющего отличные от арабов национальные особенности. В феврале 1919 г., когда на Первом конгрессе мусульманско-христианских ассоциаций в Иерусалиме избирали представителей на Парижскую мирную конференцию, была принята следующая резолюция: «Мы рассматриваем Палестину как часть арабской Сирии, поскольку Палестина никогда, ни в какое время не была отделена от нее. Нас связывают с Сирией национальные, религиозные, лингвистические, природные, экономические и географические узы.»
В 1937 г. местный арабский лидер Ауни Бей Абдул-Хади (Auni Bei Abdul Hadi) заявил на заседании комиссии Пила (Peel Commission), которая в конечном счете предложила осуществить раздел Палестины: «Нет такой страны [как Палестина]! “Палестина” – это термин, изобретенный сионистами! В Библии ничего не говорится о Палестине. Наша страна в течение многих веков была частью Сирии».
В мае 1947 г. представитель Высшего арабского комитета в ООН предложил передать на рассмотрение Генеральной Ассамблеи документ, в котором говорилось, что «Палестина была частью провинции Сирии» и что «политически арабы Палестины не имели независимости в том смысле, чтобы они могли создать некий обособленный политический объект». Через несколько лет Ахмед Шукейри (Ahmed Shuqeiri), впоследствии председатель ООП, заявил на заседании Совета Безопасности: «Общеизвестно, что Палестина является не чем иным, как Южной Сирией».
Национализм палестинских арабов – это феномен, возникший после первой мировой войны. Он стал значительным политическим движением лишь после Шестидневной войны 1967 г., по окончании которой Израиль взял под свой контроль территории на Западном берегу реки Иордан.
МИФ
«Палестинцы являются потомками ханаанеев и находились в Палестине задолго до евреев».
ФАКТ
Палестинские притязания на то, что они имеют отношение к ханаанеям, являются новым феноменом и противоречит историческим фактам. Ханаанеи исчезли с лица земли три тысячелетия тому назад, и нет никаких данных о том, продолжали ли существовать их потомки или нет, и если да, то какой народ может их сегодня представлять.
Шериф Хуссейн (Sherif Hussein), попечитель исламских святынь в Аравии, сказал, что предки палестинцев жили в этой области тысячу лет.
Даже сами палестинцы признают, что их связь с этим регионом возникла значительно позже, чем у евреев. Например, в своих показаниях на заседаниях Англо-Американского комитета в 1946 г. они утверждали, что их связь с Палестиной длится более тысячи лет и что она началась в 7 в., в эпоху завоеваний Мухаммеда. Однако эти утверждения также вызывают сомнения. В течение последующих двух тысяч лет в этом регионе происходили широкомасштабные события: нашествия, в процессе которых погибла большая часть местного населения (например, в период походов крестоносцев); миграции населения (например, только во времена британского мандата более 100 тыс. арабов эмигрировали из соседних стран в Палестину, и сегодня их считают палестинцами); эпидемия чумы и другие события, вызванные деятельностью человека или природы.
В противоположность этому, ни один серьезный историк не подвергает сомнению такие факты, как связь евреев с Землей Израиля в течение трех тысяч лет или родство современного еврейского народа с древними иудеями.
МИФ
«Декларация Бальфура не дала евреям права считать Палестину своей родиной».
ФАКТ
В 1917 г. Великобритания опубликовала Декларацию Бальфура:
«Правительство Его Величества благосклонно относится к созданию в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия к тому, чтобы облегчить достижение этой цели; при этом ясно подразумевается, что не должно быть сделано ничего такого, что может повредить гражданским и религиозным правам существующих в Палестине нееврейских общин или правам и политическому статусу, которым обладают евреи в какой-либо другой стране».
Мандат Лиги Наций на Палестину включал в себя Декларацию Бальфура. Особенно важным было то, что в тексте мандата делалась ссылка на «исторические связи еврейского народа с Палестиной» и на моральную обоснованность «воссоздания его национального очага в этой стране». Термин «воссоздание» указывает на признание того факта, что Палестина была национальным очагом евреев. Более того, англичанам вменялось в обязанность «приложить все усилия к тому, чтобы содействовать» еврейской иммиграции, поощрять заселение евреями этой страны и «обеспечивать безопасность» еврейского национального очага. Слово «араб» ни разу не упоминается в решении о предоставлении Британии мандата на Палестину.
24 июля 1922 г. в Лиге Наций мандат на Палестину был официально одобрен правительствами 52 стран.
МИФ
«Еврейское заселение Палестины подвергло опасности “традиционное положение” арабов в этой стране».
ФАКТ
В течение многих веков Палестина представляла собой малонаселенную территорию с очень небольшой площадью возделанной земли и неосвоенными пространствами эродированных гор, песчаных пустынь и малярийных болот.
В 1880 г. американский консул в Иерусалиме докладывал, что эта территория (в то время – часть Османской империи) все больше приходит в упадок. «Население и благосостояние народа Палестины не увеличились за прошедшие сорок лет», – сообщал он.
В докладе Палестинской королевской комиссии приводятся такие сведения о состоянии Прибрежной равнины в 1913 г.: «Дорога, проходящая от Газы к северу, представляет собой летнюю проселочную дорогу, пригодную лишь для движения повозок и верблюдов… не видно ни апельсиновых рощ, ни фруктовых садов, ни виноградников – до приближения к еврейскому селению Явне…
Западная часть территории, ближе к морю, представляет собой почти пустыню… В этом районе имеется несколько деревень, и в них очень мало жителей… поскольку из-за широкого распространения малярии многие жители покинули свои деревни».
Льюис Френч (Lewis French), британский руководитель Департамента развития подмандатной территории, так описывает состояние Палестины в то время:
«Мы увидели, что эта территория населена феллахами (местные крестьяне. – Прим. перев.), живущими в глиняных лачугах… Они мучительно страдают от широко распространенной болезни – малярии… Обширные площади… не культивируются… Феллахи, если они сами не являются похитителями скота, всегда готовы укрывать этих похитителей и других преступников. Индивидуальные наделы… ежегодно переходят из рук в руки. Охрана общественного порядка недостаточна, и феллахи страдают от мародерства и вымогательства со стороны своих соседей – бедуинов».
Удивительно, но многие люди, не сочувствовавшие сионистским идеалам, верили в то, что евреи улучшат положение палестинских арабов. Так, например, Дауд Баракат (Dawood Barackat), редактор египетской газеты «Аль-Ахрам», писал: «Совершенно необходимо, чтобы между сионистами и арабами установились дружеские отношения, потому что словесная война может принести только вред. Сионисты нужны этой стране: деньги, которые они привезут с собой, их знания, интеллект и присущее им трудолюбие будут, без сомнения, способствовать возрождению страны».
Даже один из ведущих арабских националистов верил в то, что возвращение евреев на их родину поможет воскресить благосостояние страны. Вот что говорил уже упоминавшийся Шериф Хуссейн, попечитель исламских святынь в Аравии: «Ресурсы страны все еще представляют собой нетронутую целину, и они будут разрабатываться еврейскими эмигрантами. До сих пор одной из самых поразительных вещей являлось то, что палестинец покидал свою страну и странствовал по всему свету. Родная земля не могла удержать его на месте, хотя его предки жили на ней в течение тысячи лет. В то же самое время мы видим, что евреи из различных стран – России, Германии, Австрии, Испании, Америки – устремились в Палестину. Причина причин этого не ускользнула от внимания тех, кто обладает даром глубокого проникновения в суть вещей. Они поняли, что, при всех их различиях, для своих подлинных сыновей (abna’ihilasliyin) эта страна является священным местом и любимой родиной. Возвращение этих изгнанников (jaliya) на свою родину станет хорошей материальной и духовной школой для их собратьев, работающих вместе с ними на полях, фабриках, в торговле и ремесле, и вообще для всех, занятых тем или иным видом труда.
Как и предвидел Хуссейн, возрождение Палестины и рост ее населения начались только после того, как многие евреи стали возвращаться в эту страну.
Марк Твен, побывавший в Палестине в 1867 г., так описал сложившееся там положение: “…пустынная, безлюдная страна; ее достаточно плодородная почва целиком отдана сорнякам – молчаливый, угрюмый простор… Всюду царит запустение; нельзя даже представить себе, что здесь возможна великолепная, деятельная жизнь… На всем нашем пути мы не встретили ни одного человека… Почти нигде не было видно деревьев или кустарников. Казалось, что и оливковые деревья, и кактусы, преданные друзья даже такой бесполезной земли, почти покинули эту страну.”
МИФ
«Сионизм – это расизм».
ФАКТ
В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, содержащую клеветническое обвинение в адрес сионизма: это общественное движение приравнивалось к расизму. В своем возмущенном отклике на эту резолюцию представитель Израиля в ООН Хаим Герцог указал на своеобразное совпадение двух дат – голосование по этой резолюции произошло ровно через 37 лет после Хрустальной ночи (Kristallnacht; в ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. немецкие фашисты устроили резню евреев, разрушали синагоги, грабили еврейские дома и т. д.).
Сионизм – это национально-освободительное движение еврейского народа, провозгласившее право евреев, как и любого другого народа, иметь свою родину.
История еврейского народа продемонстрировала необходимость обеспечения безопасности евреев, а для этого они должны иметь собственный национальный очаг. В соответствии с основными положениями сионизма, еврейство определяется общим происхождением, общей религией, культурой и историей. Мы видим, что сионистская мечта реализовалась – свыше 5 млн евреев, приехавших более, чем из 100 стран, являются гражданами Израиля.
Израильский Закон о возвращении гарантирует автоматическоеполучение гражданства евреями. Но неевреи также имеют право стать гражданами Израиля после прохождения процедур натурализации, подобных процедурам, принятым в других странах. Население Израиля состоит не только из евреев, в него также входит около 1 млн мусульман, арабов-христиан, друзов, бахайцев, черкесов и других этнических групп. Наличие в Израиле тысяч чернокожих евреев из Эфиопии, Йемена и Индии является наилучшим опровержением клеветы на сионизм. В ходе исторических воздушных операций, получивших названия «Моше» (1984 г.), «Иешуа (1985 г.) и «Шломо» (1991 г.), Израиль спас почти 42 тыс. членов древней эфиопской еврейской общины.
Сионизм никого не дискриминирует. Открытый и демократический образ действий руководства Израиля, скрупулезная защита религиозных и политических прав христиан и мусульман опровергают обвинения в том, что евреи занимают какое-то эксклюзивное положение. Более того – еврей или не еврей, израильтянин, американец или гражданин Саудовской Аравии, черный, желтый или фиолетовый человек – любой из них может быть сионистом.
После того, как сведения об операции «Моше» стали достоянием гласности, Уильям Сафир (обозреватель газеты Нью-Йорк таймс) писал: «Впервые в истории тысячи чернокожих людей были доставлены в страну не в цепях, а подобающим образом, не в качестве рабов, а в качестве равноправных граждан».
Арабские же государства строго ограничивают возможность предоставления гражданства рамками местного происхождения. Во многих арабских странах, в особенности в Алжире, Саудовской Аравии и Кувейте, почти невозможно получить гражданство. В нескольких арабских государствах существуют законы, облегчающие натурализацию зарубежных арабов, но не палестинцев. В Иордании в 1954 г. был принят собственный Закон о возвращении, согласно которому всем прежним жителям Палестины, кроме евреев, предоставляется гражданство.
Осуждение права евреев на самоопределение само по себе является проявлением расизма. В 1968 г. с нападками на сионизм к Мартину Лютеру Кингу обратился студент Гарвардского университета. Мартин Лютер Кинг ответил ему: «Когда люди критикуют сионизм, они имеют в виду евреев. То, о чем вы говорите, – это антисемитизм».
Резолюция ООН, принятая в 1975 г., была частью советско-арабской антиизраильской кампании времен «холодной войны». Почти все неарабские государства, поддержавшие эту резолюцию, принесли извинения и изменили свою позицию по этому вопросу. Когда в 1991 г. Генеральная Ассамблея проголосовала за отмену резолюции, против были лишь некоторые арабские и мусульманские государства, а также Куба, Северная Корея и Вьетнам.
МИФ
«Все арабы были против Декларации Бальфура, видя в ней предательство своих прав».
ФАКТ
Эмир Фейсал (Faisal), сын шерифа Хуссейна, руководителя арабского восстания против турков, в 1919 г. подписал соглашение с Хаимом Вейцманом и другими сионистскими лидерами, присутствовавшими на Парижской мирной конференции. В этом соглашении содержалось признание «расового родства и древних связей, существующих между арабским и еврейским народами». В заключении указывалось, что «самыми верными методами для осуществления национальных чаяний и стремлений этих народов является как можно более близкое сотрудничество в вопросе развития арабских государств и Палестины». Более того, в соглашении отмечалось, что следует рассчитывать на выполнение Декларации Бальфура, а также содержался призыв всеми необходимыми мерами «поддерживать и стимулировать крупномасштабную иммиграцию евреев в Палестину, способствовать еврейским иммигрантам как можно быстрее обосноваться на земле, поощрять плотное заселение и интенсивную культивацию почвы».
Фейсал связал признание Декларации Бальфура с выполнением англичанами их обещаний, сделанных во время войны, предоставить независимость арабам. Эти обещания не были выполнены.
Противники не признают соглашение между Вейцманом и Фейсалом, ссылаясь на то, что оно не было реализовано. Однако тот факт, что лидеры арабского националистического и сионистского движений сумели найти общий язык, является существенным, потому что доказывает: еврейские и арабские устремления не всегда были взаимоисключающими.
МИФ
«Сионисты не приложили никаких усилий для достижения компромисса с арабами».
ФАКТ
В 1913 г. сионистское руководство пришло к выводу, что было бы желательно достичь соглашения с арабами. Сэми Хохберг (Sami Hochberg), владелец газеты Le-Jeune-Turc, неформально представлял сионистов на встрече с Партией децентрализации (Decentralization Party), находившейся в Каире, и антиоттоманским Бейрутским реформистским обществом (Beirut Reform Society). На этой встрече Хохбергу удалось достигнуть устного соглашения («entente verbale») с арабами. Благодаря этому была принята резолюция, гарантировавшая евреям равные права в случае создания децентрализованного правительства. Хохберг также обеспечил себе приглашение на Первый арабский конгресс, который состоялся в июне 1913 г. в Париже.
Конгресс этот оказался удивительно восприимчивым к стремлениям сионистов. Хохберг был очень ободрен благоприятным откликом Конгресса на заключенное им «entente verbale». Абдуль-Хамид Яхрави (Abdul-Hamid Yahrawi), президент Конгресса, так охарактеризовал отношение делегатов к этому соглашению: “Все мы, мусульмане и христиане, испытываем самые лучшие чувства по отношению к евреям. Когда в наших резолюциях упоминалось о правах и обязанностях сирийцев, это относилось также и к евреям. Последнее объясняется тем, что мы являемся братьями по расе, и мы рассматриваем их как сирийцев, которые однажды были вынуждены оставить свою страну, но чьи сердца всегда бились в такт с нашими сердцами (выделено автором. – Прим. ред.). Мы уверены, что наши еврейские братья во всем мире будут знать, как помочь нам таким образом, чтобы соблюсти наши общие интересы и чтобы наша общая страна развивалась как материально, так и морально”.
Из-за начала военных действий в 1914 г. «еntente verbale», которое было достигнуто в результате переговоров Хохберга с арабами, утратило свою эффективность. Откровенное неприятие арабами Декларации Бальфура убедило лидеров сионизма в необходимости приложить более эффективные усилия, чтобы достичь договоренности с арабами.
Хаим Вейцман решил, что в такой момент очень важно объяснить арабам намерения сионистов. С этой целью он направился в Палестину во главе Сионистской комиссии. Вначале, в марте 1918 г., Вейцман поехал в Каир, где встретился с Саидом Шукейри, д-ром Фаризом Нимром и Сулейманом Бей Нассифом (сирийскими арабскими националистами, выбранными англичанами в качестве своих представителей). Вейцман подчеркнул желание евреев жить в мире и согласии с арабами в британской Палестине.
Дипломатические усилия Вейцмана оказались успешными. Нассиф сказал, что «в Палестине есть место еще для одного миллиона жителей, и это не отразится на положении уже живущих там». Д-р Нимр опубликовал в своей каирской газете информацию, разъяснявшую ошибочность арабских представлений о целях сионистов.
В 1921 г. Уинстон Черчилль пытался организовать встречу между палестинцами и сионистами. Такая встреча состоялась 29 ноября 1921 г. Однако никакого прогресса в ее ходе достигнуто не было, потому что арабы настаивали на отмене Декларации Бальфура.
Тогда же, в 1921 г., Вейцман возглавил группу сионистов, которые встретились с сирийским националистом Риадом аль-Сульхом (Riad al-Sulh). Сионисты согласились поддержать стремления арабских националистов, а Сульх сказал, что он готов признать еврейский национальный очаг. Эти переговоры возобновились в следующем году, и появилась надежда на достижение соглашения между сторонами. Однако в мае 1923 г. попытки Сульха убедить арабских лидеров в том, что сионизм – это свершившийся факт, были отклонены.
В течение следующих 25 лет сионистские лидеры в Палестине и в других странах вновь и вновь пытались проводить с арабами переговоры по данному вопросу. Так же и израильские руководители, начиная с 1948 г., старались заключить мирные договоры с арабскими странами, но только Египет и Иордания подписали такие договоры.
МИФ
«Сионисты были колониальным орудием западного империализма».
ФАКТ
«Колониализм – это способ жить путем эксплуатации других, – писал Йехошофат Харкаби (Yehoshofat Harkabi). – Но что может быть более далеким от колониализма, чем идеализм евреев – городских жителей, которые борются за то, чтобы стать фермерами и рабочими и жить на заработки, добытые собственным трудом?»
Более того, английский историк Пол Джонсон (Paul Johnson) отмечал, что сионистов вряд ли можно называть «орудием империализма», поскольку соответствующие державы обычно были в оппозиции к их целям. «Всюду на Западе министерства иностранных дел, министерства обороны и большой бизнес были настроены против сионистов».
Эмир Фейсал рассматривал сионистское движение в качестве партнера арабского националистического движения в борьбе против империализма. Об этом он писал в своем письме от 3 марта 1919 г. к профессору Гарвардского университета, впоследствии судье Верховного суда, Феликсу Франкфуртеру. Это письмо было написано на следующий день после того, как Хаим Вейцман изложил сионистскую позицию на Парижской конференции. Фейсал писал: “Арабы, в особенности высокообразованные, относятся к сионистскому движению с глубочайшей симпатией… Мы желаем евреям встретить дома теплый прием… Мы вместе работаем над созданием улучшенного и видоизмененного Ближнего Востока, и цели наших движений дополняют друг друга. Еврейское движение является националистическим, а не империалистическим (выделено автором – Прим. ред.). И в Сирии достаточно земли для нас обоих. Более того, я считаю, что ни то, ни другое движение в отдельности не может добиться настоящего успеха».
Мартин Бубер, немецко-еврейский экзистенциальный философ, теоретик сионизма
“Наши поселенцы не ведут себя подобно колонистам с Запада, которые заставляют местных жителей, аборигенов, выполнять ту работу, которую они должны были бы выполнять сами. Наши поселенцы сами подпирают плуг плечом и удобряют землю своим потом и кровью. Но мы заботимся о плодородии земли не только для себя. Еврейские фермеры начали учить своих братьев, арабских фермеров, более интенсивно культивировать местную землю; мы хотим учить их и дальше: мы хотим культивировать эту землю вместе с ними – как говорят на иврите, «служить» ей. Чем более плодородной будет местная почва, тем больше будет на ней места для нас и для них. У нас нет желания выселять их, мы хотим жить вместе с ними. Мы не хотим господствовать над ними: мы хотим «служить» земле вместе с ними…”
МИФ
«В переписке между Хуссейном и Макмагоном англичане обещали арабам, что в Палестине они получат независимость».
ФАКТ
В то время центральной фигурой арабского националистического движения был Хуссейн ибн Али (Hussein ibn ‘Ali). В 1908 г. Турецкий комитет Совета и Прогресса назначил его на пост шерифа Мекки. В этом качестве Хуссейн отвечал за сохранность исламских святынь в Хиджазе и поэтому был одним из мусульманских духовных лидеров.
В июле 1915 г. Хуссейн послал письмо сэру Генри Макмагону (Henry MacMahon), Верховному комиссару по делам Египта, в котором он сообщал об условиях арабского участия в войне против Турции.
В последующих письмах Хуссейна и Макмагона шла речь об уступках арабам, на которые Великобритания была готова пойти. Примечательно, что в переписке между Хуссейном и Макмагоном Палестина не упоминалась. Англичане утверждали, что это было сделано умышленно, с целью оправдать их отказ предоставить арабам независимость после окончания военных действий. Макмагон объяснил это так: “Я считаю своей обязанностью заявить следующее, и я это делаю четко и решительно: я не собирался давать шерифу Хуссейну обещания о включении Палестины в ту область, в которой арабам предполагалось дать независимость. В то время я также имел все основания считать, что шериф Хуссейн хорошо понимает, почему Палестина не была включена в мои обещания”.
Несмотря на это, арабы тогда, как и теперь, считали, что в этих письмах содержалось обещание предоставить им независимость.
Война 1948 года
МИФ
«План Бернадотта был эффективной альтернативой разделу Палестины».
ФAКТ
Летом 1948 г. Организация Объединенных Наций направила графа Фольке Бернадотта в Палестину с задачей выступить посредником при заключении перемирия между враждующими лагерями и попытаться провести переговоры об урегулировании конфликта. В разработанном Бернадоттом плане еврейскому государству предлагалось передать Негев и Иерусалим Трансиордании, а взамен получить Западную Галилею. Образовавшиеся в этом случае границы были бы аналогичны тем, которые намечались в период до голосования по вопросу раздела Палестины. Это предложение было отвергнуто обеими сторонами: план Бернадотта был предложен после того, как арабы начали войну с целью предотвратить раздел Палестины, и после провозглашения еврейского государства.
Таким образом, предложение о предоставлении арабам независимости не было встречено ими с энтузиазмом. Бернадотт писал в своем дневнике: “В настоящее время палестинские арабы не имеют собственной воли или желаний. Не возник у них и какой-либо специфически палестинский национализм. Поэтому потребность в создании отдельного арабского государства в Палестине является относительно слабой. Кажется, что в данных обстоятельствах палестинские арабы в своем большинстве были бы вполне согласны с тем, чтобы их включили в состав Трансиордании».
Неудача, которую потерпел план Бернадотта, стала совершенно очевидной, когда евреи успешно отразили ряд атак арабских армий и взяли под свой контроль территории, находящиеся вне предусмотренных планом раздела границ.
МИФ
«Соединенные Штаты Америки были единственным государством, критиковавшим арабскую атаку на Израиль».
ФAКТ
Соединенные Штаты, Советский Союз и большинство других государств признали Израиль вскоре после того, как еврейское государство 14 мая 1948 г. провозгласило свою независимость, и немедленно обвинили арабов в совершении агрессии. Соединенные Штаты выдвинули предложение о принятии резолюции, в которой арабы признаются виновными в нарушении мира.
На заседании Совета Безопасности 29 мая 1948 г. советский делегат Андрей Громыко заявил: “Арабские государства, которые осуществили агрессию в Палестине, не в первый раз игнорируют решения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. Делегация СССР считает необходимым, чтобы Совет Безопасности более ясно и более твердо изложил свою точку зрения на подобное поведение арабских государств по отношению к решениям Совета Безопасности”.
15 июля 1948 г. Совет Безопасности пригрозил привлечь арабские государства, согласно Уставу ООН, к ответственности за осуществление агрессии. К этому времени войска Армии обороны Израиля добились успеха на поле боя и остановили арабскую агрессию. Начальная стадия вооруженной борьбы завершилась.
МИФ
«Западная поддержка Израиля позволила евреям завоевать Палестину».
ФAКТ
Евреи победили в Войне за независимость при минимальной помощи со стороны западных стран. Более того, они одержали победу, несмотря на попытки подорвать их военную мощь. Хотя Соединенные Штаты решительно поддержали резолюцию о разделе, Государственный департамент не хотел снабжать евреев средствами для обороны страны. «В противном случае, – доказывал заместитель Государственного секретаря Роберт Лoветт (Robert Lovett), – арабы смогут использовать вооружение, изготовленное
в США, против евреев или евреи сумеют использовать его против арабов». Следуя такой логике, Соединенные Штаты 5 декабря 1947 г. наложили эмбарго на поставки вооружения в район Ближнего Востока.
Многие сотрудники Государственного департамента считали, что это эмбарго – еще один способ помешать намеченному разделу Палестины. Однако президент США Трумэн продолжал поддерживать эмбарго, полагая, что оно поможет избежать кровопролития. Это было достаточно наивно, потому что Британия не согласилась с просьбой Роберта Ловетта прекратить поставки оружия арабам и отменить более поздние соглашения о снабжении Ирака и Трансиордании дополнительным вооружением.
Арабы не испытывали трудностей с приобретением необходимого вооружения. Более того, англичане не только поставляли им вооружение, но и проводили обучение иорданского Арабского легиона, который возглавлял английский офицер. В конце 1948 г. и в начале 1949 г. самолеты английского Королевского воздушного флота вместе с египетскими эскадрильями пересекали израильско-египетскую границу. 7 января 1949 г. израильские самолеты сбили четыре самолета англичан.
В то же время евреи были вынуждены приобретать оружие тайно, главным образом в Чехословакии. Когда в мае 1948 г. Израиль провозгласил независимость, его армия не имела ни одного артиллерийского орудия или танка. Воздушные силы Израиля состояли из девяти устаревших самолетов. Хотя в составе Хаганы было 60 тыс. обученных бойцов, только 18 900 из них были полностью мобилизованы, вооружены и готовы к военным действиям.
Накануне войны 1948 г. руководитель операций Игаль Ядин (Yigal Yadin) сказал Давиду Бен_Гуриону: «Самое лучшее, о чем мы можем доложить вам, – это то, что наши шансы равны 50 на 50». Война, начатая арабами с целью уничтожить Израиль, была полностью проиграна. В результате у арабов осталась территория меньше той, которую они имели бы, если бы согласились с резолюцией о разделе Палестины.
Границы перемирия в 1949 г.
Однако цена, которую Израиль заплатил за свою победу, была огромной. «Многие самые плодородные поля оказались непригодными из-за оставшихся на них обломков военной техники и мин. Серьезный ущерб был нанесен цитрусовым рощам, которые в течение десятилетий являлись основой экономики ишува (еврейское население до создания Государства Израиль)». Сумма военных расходов достигла примерно 500 млн долларов США. Самым же тяжелым последствием этой войны были человеческие потери: погибло 6373 израильтянина, почти 1% еврейского населения, составлявшего 650 тыс. человек. Если бы западные страны обеспечили осуществление резолюции о разделе Палестины или дали евреям возможность защищаться, много жизней было бы спасено.
В 1949 г. арабские страны подписали договоры о прекращении военных действий с Израилем: Египет – 24 февраля, Ливан – 23 марта, Иордания – 3 апреля, Сирия – 20 июля. Единственной страной, которая не подписала такой договор с Израилем, был Ирак. Вместо этого Ирак вывел войска из своего сектора и передал его иорданскому Арабскому легиону. Ни одно арабское государство не согласилось вести переговоры о мирном договоре с Израилем.
Отрывки из содержащей много интересной и малоизвестной информации книги Митчелла БАРДА «Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту» (Myths and Facts. A Guide to the Arab-Israeli Conflict. Mitchell G. Bard).
МИФ
Считается, что термин «Палестина» происходит от названия народа Эгейской цивилизации «филистимляне». В 12 в.до н. э. они поселились на Средиземноморском побережье – на территории современных Израиля и сектора Газы. Во 2 в. н. э. римляне, после того, как подавили еврейское восстание, впервые использовали название «Палестина» для обозначения Иудеи – южной части территории, которую теперь называют «Западный берег» (реки Иордан). Римляне хотели свести к минимуму стремление евреев отождествлять себя с Землей Израиля. Арабское слово «Филастин» происходит от латинского названия «Палестина».
Царь Давид, выдающийся государственный деятель и вдохновенный псалмопевец
Иудеи пришли в Землю Израиля примерно в 1300 г. до н. э. Они жили в рамках племенной конфедерации до тех пор, пока их племена не объединились под управлением своего первого монарха, царя Саула. Второй царь, Давид, основал Иерусалим в качестве столицы Объединенного Израильского царства примерно в 1000 г. до н. э. Впоследствии сын Давида, Соломон, воздвиг в этом городе Храм и консолидировал военные, административные и религиозные функции царства. В период правления сына Соломона монархия распалась на два царства – Израильское на севере, просуществовавшее до 722 г. до н. э., когда его разрушили ассирийцы, и Иудейское на юге, которое в 586 г. до н. э. было покорено Вавилонией. После этих событий еврейский народ в течение ряда коротких периодов времени обладал суверенитетом, но после 135 г. н. э. большинство евреев были изгнаны со своей родины. Еврейский народ обладал политической самостоятельностью на Земле Израиля более 400 лет. Если сравнивать с периодом независимости США, это вдвое больше. По сути дела, если бы Израиль не подвергался непрерывным нападениям иностранных завоевателей, ему сегодня исполнилось бы три тысячи лет.
Палестина никогда не была исключительно арабской страной, хотя после мусульманских нашествий в 7 в. арабский постепенно становился языком большинства населения. На территории Палестины никогда не существовало независимого арабского или собственно Палестинского государства.
Когда известный арабо-американский историк, профессор Принстонского университета Филип Хитти (Philip Hitti) выступал в Англо-Американском комитете в 1946 г. против раздела территории Палестины, он заявил: «В истории нет такого понятия, как “Палестина”, абсолютно нет».
В период до принятия решения о разделе территории Палестины палестинские арабы не рассматривали себя в качестве народа, имеющего отличные от арабов национальные особенности. В феврале 1919 г., когда на Первом конгрессе мусульманско-христианских ассоциаций в Иерусалиме избирали представителей на Парижскую мирную конференцию, была принята следующая резолюция: «Мы рассматриваем Палестину как часть арабской Сирии, поскольку Палестина никогда, ни в какое время не была отделена от нее. Нас связывают с Сирией национальные, религиозные, лингвистические, природные, экономические и географические узы.»
В 1937 г. местный арабский лидер Ауни Бей Абдул-Хади (Auni Bei Abdul Hadi) заявил на заседании комиссии Пила (Peel Commission), которая в конечном счете предложила осуществить раздел Палестины: «Нет такой страны [как Палестина]! “Палестина” – это термин, изобретенный сионистами! В Библии ничего не говорится о Палестине. Наша страна в течение многих веков была частью Сирии».
В мае 1947 г. представитель Высшего арабского комитета в ООН предложил передать на рассмотрение Генеральной Ассамблеи документ, в котором говорилось, что «Палестина была частью провинции Сирии» и что «политически арабы Палестины не имели независимости в том смысле, чтобы они могли создать некий обособленный политический объект». Через несколько лет Ахмед Шукейри (Ahmed Shuqeiri), впоследствии председатель ООП, заявил на заседании Совета Безопасности: «Общеизвестно, что Палестина является не чем иным, как Южной Сирией».
Национализм палестинских арабов – это феномен, возникший после первой мировой войны. Он стал значительным политическим движением лишь после Шестидневной войны 1967 г., по окончании которой Израиль взял под свой контроль территории на Западном берегу реки Иордан.
МИФ
«Палестинцы являются потомками ханаанеев и находились в Палестине задолго до евреев».
ФАКТ
Палестинские притязания на то, что они имеют отношение к ханаанеям, являются новым феноменом и противоречит историческим фактам. Ханаанеи исчезли с лица земли три тысячелетия тому назад, и нет никаких данных о том, продолжали ли существовать их потомки или нет, и если да, то какой народ может их сегодня представлять.
Шериф Хуссейн (Sherif Hussein), попечитель исламских святынь в Аравии, сказал, что предки палестинцев жили в этой области тысячу лет.
Даже сами палестинцы признают, что их связь с этим регионом возникла значительно позже, чем у евреев. Например, в своих показаниях на заседаниях Англо-Американского комитета в 1946 г. они утверждали, что их связь с Палестиной длится более тысячи лет и что она началась в 7 в., в эпоху завоеваний Мухаммеда. Однако эти утверждения также вызывают сомнения. В течение последующих двух тысяч лет в этом регионе происходили широкомасштабные события: нашествия, в процессе которых погибла большая часть местного населения (например, в период походов крестоносцев); миграции населения (например, только во времена британского мандата более 100 тыс. арабов эмигрировали из соседних стран в Палестину, и сегодня их считают палестинцами); эпидемия чумы и другие события, вызванные деятельностью человека или природы.
В противоположность этому, ни один серьезный историк не подвергает сомнению такие факты, как связь евреев с Землей Израиля в течение трех тысяч лет или родство современного еврейского народа с древними иудеями.
МИФ
«Декларация Бальфура не дала евреям права считать Палестину своей родиной».
ФАКТ
В 1917 г. Великобритания опубликовала Декларацию Бальфура:
«Правительство Его Величества благосклонно относится к созданию в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия к тому, чтобы облегчить достижение этой цели; при этом ясно подразумевается, что не должно быть сделано ничего такого, что может повредить гражданским и религиозным правам существующих в Палестине нееврейских общин или правам и политическому статусу, которым обладают евреи в какой-либо другой стране».
Мандат Лиги Наций на Палестину включал в себя Декларацию Бальфура. Особенно важным было то, что в тексте мандата делалась ссылка на «исторические связи еврейского народа с Палестиной» и на моральную обоснованность «воссоздания его национального очага в этой стране». Термин «воссоздание» указывает на признание того факта, что Палестина была национальным очагом евреев. Более того, англичанам вменялось в обязанность «приложить все усилия к тому, чтобы содействовать» еврейской иммиграции, поощрять заселение евреями этой страны и «обеспечивать безопасность» еврейского национального очага. Слово «араб» ни разу не упоминается в решении о предоставлении Британии мандата на Палестину.
24 июля 1922 г. в Лиге Наций мандат на Палестину был официально одобрен правительствами 52 стран.
МИФ
«Еврейское заселение Палестины подвергло опасности “традиционное положение” арабов в этой стране».
ФАКТ
В течение многих веков Палестина представляла собой малонаселенную территорию с очень небольшой площадью возделанной земли и неосвоенными пространствами эродированных гор, песчаных пустынь и малярийных болот.
В 1880 г. американский консул в Иерусалиме докладывал, что эта территория (в то время – часть Османской империи) все больше приходит в упадок. «Население и благосостояние народа Палестины не увеличились за прошедшие сорок лет», – сообщал он.
В докладе Палестинской королевской комиссии приводятся такие сведения о состоянии Прибрежной равнины в 1913 г.: «Дорога, проходящая от Газы к северу, представляет собой летнюю проселочную дорогу, пригодную лишь для движения повозок и верблюдов… не видно ни апельсиновых рощ, ни фруктовых садов, ни виноградников – до приближения к еврейскому селению Явне…
Западная часть территории, ближе к морю, представляет собой почти пустыню… В этом районе имеется несколько деревень, и в них очень мало жителей… поскольку из-за широкого распространения малярии многие жители покинули свои деревни».
Льюис Френч (Lewis French), британский руководитель Департамента развития подмандатной территории, так описывает состояние Палестины в то время:
«Мы увидели, что эта территория населена феллахами (местные крестьяне. – Прим. перев.), живущими в глиняных лачугах… Они мучительно страдают от широко распространенной болезни – малярии… Обширные площади… не культивируются… Феллахи, если они сами не являются похитителями скота, всегда готовы укрывать этих похитителей и других преступников. Индивидуальные наделы… ежегодно переходят из рук в руки. Охрана общественного порядка недостаточна, и феллахи страдают от мародерства и вымогательства со стороны своих соседей – бедуинов».
Удивительно, но многие люди, не сочувствовавшие сионистским идеалам, верили в то, что евреи улучшат положение палестинских арабов. Так, например, Дауд Баракат (Dawood Barackat), редактор египетской газеты «Аль-Ахрам», писал: «Совершенно необходимо, чтобы между сионистами и арабами установились дружеские отношения, потому что словесная война может принести только вред. Сионисты нужны этой стране: деньги, которые они привезут с собой, их знания, интеллект и присущее им трудолюбие будут, без сомнения, способствовать возрождению страны».
Даже один из ведущих арабских националистов верил в то, что возвращение евреев на их родину поможет воскресить благосостояние страны. Вот что говорил уже упоминавшийся Шериф Хуссейн, попечитель исламских святынь в Аравии: «Ресурсы страны все еще представляют собой нетронутую целину, и они будут разрабатываться еврейскими эмигрантами. До сих пор одной из самых поразительных вещей являлось то, что палестинец покидал свою страну и странствовал по всему свету. Родная земля не могла удержать его на месте, хотя его предки жили на ней в течение тысячи лет. В то же самое время мы видим, что евреи из различных стран – России, Германии, Австрии, Испании, Америки – устремились в Палестину. Причина причин этого не ускользнула от внимания тех, кто обладает даром глубокого проникновения в суть вещей. Они поняли, что, при всех их различиях, для своих подлинных сыновей (abna’ihilasliyin) эта страна является священным местом и любимой родиной. Возвращение этих изгнанников (jaliya) на свою родину станет хорошей материальной и духовной школой для их собратьев, работающих вместе с ними на полях, фабриках, в торговле и ремесле, и вообще для всех, занятых тем или иным видом труда.
Как и предвидел Хуссейн, возрождение Палестины и рост ее населения начались только после того, как многие евреи стали возвращаться в эту страну.
Марк Твен, побывавший в Палестине в 1867 г., так описал сложившееся там положение: “…пустынная, безлюдная страна; ее достаточно плодородная почва целиком отдана сорнякам – молчаливый, угрюмый простор… Всюду царит запустение; нельзя даже представить себе, что здесь возможна великолепная, деятельная жизнь… На всем нашем пути мы не встретили ни одного человека… Почти нигде не было видно деревьев или кустарников. Казалось, что и оливковые деревья, и кактусы, преданные друзья даже такой бесполезной земли, почти покинули эту страну.”
МИФ
«Сионизм – это расизм».
ФАКТ
В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, содержащую клеветническое обвинение в адрес сионизма: это общественное движение приравнивалось к расизму. В своем возмущенном отклике на эту резолюцию представитель Израиля в ООН Хаим Герцог указал на своеобразное совпадение двух дат – голосование по этой резолюции произошло ровно через 37 лет после Хрустальной ночи (Kristallnacht; в ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. немецкие фашисты устроили резню евреев, разрушали синагоги, грабили еврейские дома и т. д.).
Сионизм – это национально-освободительное движение еврейского народа, провозгласившее право евреев, как и любого другого народа, иметь свою родину.
История еврейского народа продемонстрировала необходимость обеспечения безопасности евреев, а для этого они должны иметь собственный национальный очаг. В соответствии с основными положениями сионизма, еврейство определяется общим происхождением, общей религией, культурой и историей. Мы видим, что сионистская мечта реализовалась – свыше 5 млн евреев, приехавших более, чем из 100 стран, являются гражданами Израиля.
Израильский Закон о возвращении гарантирует автоматическоеполучение гражданства евреями. Но неевреи также имеют право стать гражданами Израиля после прохождения процедур натурализации, подобных процедурам, принятым в других странах. Население Израиля состоит не только из евреев, в него также входит около 1 млн мусульман, арабов-христиан, друзов, бахайцев, черкесов и других этнических групп. Наличие в Израиле тысяч чернокожих евреев из Эфиопии, Йемена и Индии является наилучшим опровержением клеветы на сионизм. В ходе исторических воздушных операций, получивших названия «Моше» (1984 г.), «Иешуа (1985 г.) и «Шломо» (1991 г.), Израиль спас почти 42 тыс. членов древней эфиопской еврейской общины.
Сионизм никого не дискриминирует. Открытый и демократический образ действий руководства Израиля, скрупулезная защита религиозных и политических прав христиан и мусульман опровергают обвинения в том, что евреи занимают какое-то эксклюзивное положение. Более того – еврей или не еврей, израильтянин, американец или гражданин Саудовской Аравии, черный, желтый или фиолетовый человек – любой из них может быть сионистом.
После того, как сведения об операции «Моше» стали достоянием гласности, Уильям Сафир (обозреватель газеты Нью-Йорк таймс) писал: «Впервые в истории тысячи чернокожих людей были доставлены в страну не в цепях, а подобающим образом, не в качестве рабов, а в качестве равноправных граждан».
Арабские же государства строго ограничивают возможность предоставления гражданства рамками местного происхождения. Во многих арабских странах, в особенности в Алжире, Саудовской Аравии и Кувейте, почти невозможно получить гражданство. В нескольких арабских государствах существуют законы, облегчающие натурализацию зарубежных арабов, но не палестинцев. В Иордании в 1954 г. был принят собственный Закон о возвращении, согласно которому всем прежним жителям Палестины, кроме евреев, предоставляется гражданство.
Осуждение права евреев на самоопределение само по себе является проявлением расизма. В 1968 г. с нападками на сионизм к Мартину Лютеру Кингу обратился студент Гарвардского университета. Мартин Лютер Кинг ответил ему: «Когда люди критикуют сионизм, они имеют в виду евреев. То, о чем вы говорите, – это антисемитизм».
Резолюция ООН, принятая в 1975 г., была частью советско-арабской антиизраильской кампании времен «холодной войны». Почти все неарабские государства, поддержавшие эту резолюцию, принесли извинения и изменили свою позицию по этому вопросу. Когда в 1991 г. Генеральная Ассамблея проголосовала за отмену резолюции, против были лишь некоторые арабские и мусульманские государства, а также Куба, Северная Корея и Вьетнам.
МИФ
«Все арабы были против Декларации Бальфура, видя в ней предательство своих прав».
ФАКТ
Эмир Фейсал (Faisal), сын шерифа Хуссейна, руководителя арабского восстания против турков, в 1919 г. подписал соглашение с Хаимом Вейцманом и другими сионистскими лидерами, присутствовавшими на Парижской мирной конференции. В этом соглашении содержалось признание «расового родства и древних связей, существующих между арабским и еврейским народами». В заключении указывалось, что «самыми верными методами для осуществления национальных чаяний и стремлений этих народов является как можно более близкое сотрудничество в вопросе развития арабских государств и Палестины». Более того, в соглашении отмечалось, что следует рассчитывать на выполнение Декларации Бальфура, а также содержался призыв всеми необходимыми мерами «поддерживать и стимулировать крупномасштабную иммиграцию евреев в Палестину, способствовать еврейским иммигрантам как можно быстрее обосноваться на земле, поощрять плотное заселение и интенсивную культивацию почвы».
Фейсал связал признание Декларации Бальфура с выполнением англичанами их обещаний, сделанных во время войны, предоставить независимость арабам. Эти обещания не были выполнены.
Противники не признают соглашение между Вейцманом и Фейсалом, ссылаясь на то, что оно не было реализовано. Однако тот факт, что лидеры арабского националистического и сионистского движений сумели найти общий язык, является существенным, потому что доказывает: еврейские и арабские устремления не всегда были взаимоисключающими.
МИФ
«Сионисты не приложили никаких усилий для достижения компромисса с арабами».
ФАКТ
В 1913 г. сионистское руководство пришло к выводу, что было бы желательно достичь соглашения с арабами. Сэми Хохберг (Sami Hochberg), владелец газеты Le-Jeune-Turc, неформально представлял сионистов на встрече с Партией децентрализации (Decentralization Party), находившейся в Каире, и антиоттоманским Бейрутским реформистским обществом (Beirut Reform Society). На этой встрече Хохбергу удалось достигнуть устного соглашения («entente verbale») с арабами. Благодаря этому была принята резолюция, гарантировавшая евреям равные права в случае создания децентрализованного правительства. Хохберг также обеспечил себе приглашение на Первый арабский конгресс, который состоялся в июне 1913 г. в Париже.
Конгресс этот оказался удивительно восприимчивым к стремлениям сионистов. Хохберг был очень ободрен благоприятным откликом Конгресса на заключенное им «entente verbale». Абдуль-Хамид Яхрави (Abdul-Hamid Yahrawi), президент Конгресса, так охарактеризовал отношение делегатов к этому соглашению: “Все мы, мусульмане и христиане, испытываем самые лучшие чувства по отношению к евреям. Когда в наших резолюциях упоминалось о правах и обязанностях сирийцев, это относилось также и к евреям. Последнее объясняется тем, что мы являемся братьями по расе, и мы рассматриваем их как сирийцев, которые однажды были вынуждены оставить свою страну, но чьи сердца всегда бились в такт с нашими сердцами (выделено автором. – Прим. ред.). Мы уверены, что наши еврейские братья во всем мире будут знать, как помочь нам таким образом, чтобы соблюсти наши общие интересы и чтобы наша общая страна развивалась как материально, так и морально”.
Из-за начала военных действий в 1914 г. «еntente verbale», которое было достигнуто в результате переговоров Хохберга с арабами, утратило свою эффективность. Откровенное неприятие арабами Декларации Бальфура убедило лидеров сионизма в необходимости приложить более эффективные усилия, чтобы достичь договоренности с арабами.
Хаим Вейцман решил, что в такой момент очень важно объяснить арабам намерения сионистов. С этой целью он направился в Палестину во главе Сионистской комиссии. Вначале, в марте 1918 г., Вейцман поехал в Каир, где встретился с Саидом Шукейри, д-ром Фаризом Нимром и Сулейманом Бей Нассифом (сирийскими арабскими националистами, выбранными англичанами в качестве своих представителей). Вейцман подчеркнул желание евреев жить в мире и согласии с арабами в британской Палестине.
Дипломатические усилия Вейцмана оказались успешными. Нассиф сказал, что «в Палестине есть место еще для одного миллиона жителей, и это не отразится на положении уже живущих там». Д-р Нимр опубликовал в своей каирской газете информацию, разъяснявшую ошибочность арабских представлений о целях сионистов.
У. Черчиль
В 1921 г. Уинстон Черчилль пытался организовать встречу между палестинцами и сионистами. Такая встреча состоялась 29 ноября 1921 г. Однако никакого прогресса в ее ходе достигнуто не было, потому что арабы настаивали на отмене Декларации Бальфура.
Тогда же, в 1921 г., Вейцман возглавил группу сионистов, которые встретились с сирийским националистом Риадом аль-Сульхом (Riad al-Sulh). Сионисты согласились поддержать стремления арабских националистов, а Сульх сказал, что он готов признать еврейский национальный очаг. Эти переговоры возобновились в следующем году, и появилась надежда на достижение соглашения между сторонами. Однако в мае 1923 г. попытки Сульха убедить арабских лидеров в том, что сионизм – это свершившийся факт, были отклонены.
В течение следующих 25 лет сионистские лидеры в Палестине и в других странах вновь и вновь пытались проводить с арабами переговоры по данному вопросу. Так же и израильские руководители, начиная с 1948 г., старались заключить мирные договоры с арабскими странами, но только Египет и Иордания подписали такие договоры.
МИФ
«Сионисты были колониальным орудием западного империализма».
ФАКТ
«Колониализм – это способ жить путем эксплуатации других, – писал Йехошофат Харкаби (Yehoshofat Harkabi). – Но что может быть более далеким от колониализма, чем идеализм евреев – городских жителей, которые борются за то, чтобы стать фермерами и рабочими и жить на заработки, добытые собственным трудом?»
Более того, английский историк Пол Джонсон (Paul Johnson) отмечал, что сионистов вряд ли можно называть «орудием империализма», поскольку соответствующие державы обычно были в оппозиции к их целям. «Всюду на Западе министерства иностранных дел, министерства обороны и большой бизнес были настроены против сионистов».
Эмир Фейсал рассматривал сионистское движение в качестве партнера арабского националистического движения в борьбе против империализма. Об этом он писал в своем письме от 3 марта 1919 г. к профессору Гарвардского университета, впоследствии судье Верховного суда, Феликсу Франкфуртеру. Это письмо было написано на следующий день после того, как Хаим Вейцман изложил сионистскую позицию на Парижской конференции. Фейсал писал: “Арабы, в особенности высокообразованные, относятся к сионистскому движению с глубочайшей симпатией… Мы желаем евреям встретить дома теплый прием… Мы вместе работаем над созданием улучшенного и видоизмененного Ближнего Востока, и цели наших движений дополняют друг друга. Еврейское движение является националистическим, а не империалистическим (выделено автором – Прим. ред.). И в Сирии достаточно земли для нас обоих. Более того, я считаю, что ни то, ни другое движение в отдельности не может добиться настоящего успеха».
Мартин Бубер, немецко-еврейский экзистенциальный философ, теоретик сионизма
“Наши поселенцы не ведут себя подобно колонистам с Запада, которые заставляют местных жителей, аборигенов, выполнять ту работу, которую они должны были бы выполнять сами. Наши поселенцы сами подпирают плуг плечом и удобряют землю своим потом и кровью. Но мы заботимся о плодородии земли не только для себя. Еврейские фермеры начали учить своих братьев, арабских фермеров, более интенсивно культивировать местную землю; мы хотим учить их и дальше: мы хотим культивировать эту землю вместе с ними – как говорят на иврите, «служить» ей. Чем более плодородной будет местная почва, тем больше будет на ней места для нас и для них. У нас нет желания выселять их, мы хотим жить вместе с ними. Мы не хотим господствовать над ними: мы хотим «служить» земле вместе с ними…”
Мартин Бубер, немецко-еврейский экзистенциальный философ, теоретик сионизма
МИФ
«В переписке между Хуссейном и Макмагоном англичане обещали арабам, что в Палестине они получат независимость».
ФАКТ
В то время центральной фигурой арабского националистического движения был Хуссейн ибн Али (Hussein ibn ‘Ali). В 1908 г. Турецкий комитет Совета и Прогресса назначил его на пост шерифа Мекки. В этом качестве Хуссейн отвечал за сохранность исламских святынь в Хиджазе и поэтому был одним из мусульманских духовных лидеров.
В июле 1915 г. Хуссейн послал письмо сэру Генри Макмагону (Henry MacMahon), Верховному комиссару по делам Египта, в котором он сообщал об условиях арабского участия в войне против Турции.
В последующих письмах Хуссейна и Макмагона шла речь об уступках арабам, на которые Великобритания была готова пойти. Примечательно, что в переписке между Хуссейном и Макмагоном Палестина не упоминалась. Англичане утверждали, что это было сделано умышленно, с целью оправдать их отказ предоставить арабам независимость после окончания военных действий. Макмагон объяснил это так: “Я считаю своей обязанностью заявить следующее, и я это делаю четко и решительно: я не собирался давать шерифу Хуссейну обещания о включении Палестины в ту область, в которой арабам предполагалось дать независимость. В то время я также имел все основания считать, что шериф Хуссейн хорошо понимает, почему Палестина не была включена в мои обещания”.
Несмотря на это, арабы тогда, как и теперь, считали, что в этих письмах содержалось обещание предоставить им независимость.
Война 1948 года
МИФ
«План Бернадотта был эффективной альтернативой разделу Палестины».
ФAКТ
Летом 1948 г. Организация Объединенных Наций направила графа Фольке Бернадотта в Палестину с задачей выступить посредником при заключении перемирия между враждующими лагерями и попытаться провести переговоры об урегулировании конфликта. В разработанном Бернадоттом плане еврейскому государству предлагалось передать Негев и Иерусалим Трансиордании, а взамен получить Западную Галилею. Образовавшиеся в этом случае границы были бы аналогичны тем, которые намечались в период до голосования по вопросу раздела Палестины. Это предложение было отвергнуто обеими сторонами: план Бернадотта был предложен после того, как арабы начали войну с целью предотвратить раздел Палестины, и после провозглашения еврейского государства.
Таким образом, предложение о предоставлении арабам независимости не было встречено ими с энтузиазмом. Бернадотт писал в своем дневнике: “В настоящее время палестинские арабы не имеют собственной воли или желаний. Не возник у них и какой-либо специфически палестинский национализм. Поэтому потребность в создании отдельного арабского государства в Палестине является относительно слабой. Кажется, что в данных обстоятельствах палестинские арабы в своем большинстве были бы вполне согласны с тем, чтобы их включили в состав Трансиордании».
Неудача, которую потерпел план Бернадотта, стала совершенно очевидной, когда евреи успешно отразили ряд атак арабских армий и взяли под свой контроль территории, находящиеся вне предусмотренных планом раздела границ.
МИФ
«Соединенные Штаты Америки были единственным государством, критиковавшим арабскую атаку на Израиль».
ФAКТ
Соединенные Штаты, Советский Союз и большинство других государств признали Израиль вскоре после того, как еврейское государство 14 мая 1948 г. провозгласило свою независимость, и немедленно обвинили арабов в совершении агрессии. Соединенные Штаты выдвинули предложение о принятии резолюции, в которой арабы признаются виновными в нарушении мира.
На заседании Совета Безопасности 29 мая 1948 г. советский делегат Андрей Громыко заявил: “Арабские государства, которые осуществили агрессию в Палестине, не в первый раз игнорируют решения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. Делегация СССР считает необходимым, чтобы Совет Безопасности более ясно и более твердо изложил свою точку зрения на подобное поведение арабских государств по отношению к решениям Совета Безопасности”.
15 июля 1948 г. Совет Безопасности пригрозил привлечь арабские государства, согласно Уставу ООН, к ответственности за осуществление агрессии. К этому времени войска Армии обороны Израиля добились успеха на поле боя и остановили арабскую агрессию. Начальная стадия вооруженной борьбы завершилась.
МИФ
«Западная поддержка Израиля позволила евреям завоевать Палестину».
ФAКТ
Евреи победили в Войне за независимость при минимальной помощи со стороны западных стран. Более того, они одержали победу, несмотря на попытки подорвать их военную мощь. Хотя Соединенные Штаты решительно поддержали резолюцию о разделе, Государственный департамент не хотел снабжать евреев средствами для обороны страны. «В противном случае, – доказывал заместитель Государственного секретаря Роберт Лoветт (Robert Lovett), – арабы смогут использовать вооружение, изготовленное
в США, против евреев или евреи сумеют использовать его против арабов». Следуя такой логике, Соединенные Штаты 5 декабря 1947 г. наложили эмбарго на поставки вооружения в район Ближнего Востока.
Многие сотрудники Государственного департамента считали, что это эмбарго – еще один способ помешать намеченному разделу Палестины. Однако президент США Трумэн продолжал поддерживать эмбарго, полагая, что оно поможет избежать кровопролития. Это было достаточно наивно, потому что Британия не согласилась с просьбой Роберта Ловетта прекратить поставки оружия арабам и отменить более поздние соглашения о снабжении Ирака и Трансиордании дополнительным вооружением.
Арабы не испытывали трудностей с приобретением необходимого вооружения. Более того, англичане не только поставляли им вооружение, но и проводили обучение иорданского Арабского легиона, который возглавлял английский офицер. В конце 1948 г. и в начале 1949 г. самолеты английского Королевского воздушного флота вместе с египетскими эскадрильями пересекали израильско-египетскую границу. 7 января 1949 г. израильские самолеты сбили четыре самолета англичан.
В то же время евреи были вынуждены приобретать оружие тайно, главным образом в Чехословакии. Когда в мае 1948 г. Израиль провозгласил независимость, его армия не имела ни одного артиллерийского орудия или танка. Воздушные силы Израиля состояли из девяти устаревших самолетов. Хотя в составе Хаганы было 60 тыс. обученных бойцов, только 18 900 из них были полностью мобилизованы, вооружены и готовы к военным действиям.
Накануне войны 1948 г. руководитель операций Игаль Ядин (Yigal Yadin) сказал Давиду Бен_Гуриону: «Самое лучшее, о чем мы можем доложить вам, – это то, что наши шансы равны 50 на 50». Война, начатая арабами с целью уничтожить Израиль, была полностью проиграна. В результате у арабов осталась территория меньше той, которую они имели бы, если бы согласились с резолюцией о разделе Палестины.
Границы перемирия в 1949 г.
Однако цена, которую Израиль заплатил за свою победу, была огромной. «Многие самые плодородные поля оказались непригодными из-за оставшихся на них обломков военной техники и мин. Серьезный ущерб был нанесен цитрусовым рощам, которые в течение десятилетий являлись основой экономики ишува (еврейское население до создания Государства Израиль)». Сумма военных расходов достигла примерно 500 млн долларов США. Самым же тяжелым последствием этой войны были человеческие потери: погибло 6373 израильтянина, почти 1% еврейского населения, составлявшего 650 тыс. человек. Если бы западные страны обеспечили осуществление резолюции о разделе Палестины или дали евреям возможность защищаться, много жизней было бы спасено.
В 1949 г. арабские страны подписали договоры о прекращении военных действий с Израилем: Египет – 24 февраля, Ливан – 23 марта, Иордания – 3 апреля, Сирия – 20 июля. Единственной страной, которая не подписала такой договор с Израилем, был Ирак. Вместо этого Ирак вывел войска из своего сектора и передал его иорданскому Арабскому легиону. Ни одно арабское государство не согласилось вести переговоры о мирном договоре с Израилем.