Путеводитель по арабо-израильскому конфликту
Отрывки из содержащей много интересной и малоизвестной информации книги Митчелла БАРДА «Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту» (Myths & Facts. A Guide to the Arab-Israeli Conflict. Mitchell G. Bard).
Источник
МИФ
«Даже если Генеральная Ассамблея и ведет себя с предубеждением, то Совет Безопасности всегда проводит сбалансированную политику по отношению к Ближнему Востоку».
ФАКТ
Тщательный анализ действий Совета Безопасности в вопросах, относящихся к Ближнему Востоку, показывает, что поведение этого органа ООН по отношению к Израилю мало отличается от поведения Генеральной Ассамблеи.
Кандидатуры стран в члены Совета Безопасности предлагаются региональными блоками. Когда дело касается Ближнего Востока, то в числе кандидатов обычно оказываются члены Лиги арабских государств и ее союзники. Израиль, который вступил в ООН в 1949 г., ни разу не был избран в члены Совета Безопасности, в то время как 16 членов Лиги избирались не один раз. Сирия – страна, которую США внесли в список стран, поддерживающих терроризм, – была избрана в члены Совета Безопасности в 2002 г. на двухлетний срок, а в июне 2002 г. являлась президентом этого органа.Дебаты по вопросам, связанным с Израилем, проводятся очень часто. Совет Безопасности неоднократно осуждал поведение еврейского государства, но ни разу не принимал какую-либо резолюцию, в которой содержались бы критика в адрес ООП или осуждение арабских атак на Израиль. Чрезвычайные сессии Генеральной Ассамблеи проводятся очень редко. Ни одна подобная сессия не проводилась по таким вопросам, как китайская оккупация Тибета, индонезийская оккупация Восточного Тимора, сирийская оккупация Ливана, резня в Руанде, исчезновения людей в Заире или вызывающее ужас положение в Боснии. В течение двух десятилетий такие сессии собирались, в основном, для того, чтобы лишний раз осудить Израиль.
МИФ
«В ООН Соединенные Штаты всегда поддерживали Израиль, и когда дело касается наложения вето на резолюцию, в которой критикуется Израиль, на эту страну можно положиться».
ФАКТ
Многие люди считают, что Соединенные Штаты всегда поддерживали Израиль путем наложения своего вето на резолюции Совета Безопасности ООН. Однако из протоколов заседаний ООН следует, что на заседаниях Совета Безопасности США часто выступали против Израиля.Так, например, в 1990 г. Вашингтон голосовал за принятие Советом Безопасности резолюции, осуждающей Израиль за его действия по прекращению беспорядков на Храмовой горе. В то время как в резолюции говорится об «актах насилия, совершенных силами безопасности Израиля», там даже не упоминается об арабских актах насилия, которые предшествовали израильским действиям.
В декабре 1990 г. США присоединились к странам, осуждавшим Израиль за высылку четырех руководителей исламской террористической организации ХАМАС. Решение о депортации было принято в связи с тем, что ХАМАС совершал многочисленные преступления против арабов и евреев. Самым последним его преступлением было убийство трех израильских граждан на фабрике в г. Яффа, совершенное за несколько дней до принятия израильского решения. В резолюции ООН не было сказано ни слова о ХАМАСе и его преступлениях. Зато Иерусалим назывался «оккупированной» территорией, указывалось, что палестинцы нуждаются в «защите» от Израиля, а странам, подписавшим Женевскую конвенцию, адресовался призыв обеспечить выполнение Израилем требований этой резолюции. То был первый случай, когда Совет Безопасности принял решение о том, чтобы член ООН выполнял требования Женевской конвенции о защите жертв войны (!).
В январе 1992 г. США поддержали требования резолюции, носившей предвзятый характер, в которой Израиль осуждался за высылку 12 палестинцев – членов террористических групп, совершавших акты насилия как против арабов, так и против израильтян. В этой резолюции Иерусалим опять назывался «оккупированной» территорией, но ничего не говорилось о действиях, приведших к принятию решения о высылке, – убийстве четырех израильских граждан палестинскими радикалами в октябре 1991 г.
В 1996 г. США присоединились к осуждению Израиля в резолюции, инспирированной Саудовской Аравией. В этой резолюции содержалось осуждение Израиля за открытие туннеля «по соседству» с мечетью Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме. В действительности этот туннель, открывающий посетителям вид на всю Западную стену на Храмовой горе, нигде не проходит близко к мусульманской мечети. По сути дела, Израиль осуждался за то, что реагировал на насильственные действия палестинцев, протестовавших против открытия туннеля.
Соединенные Штаты ни разу не использовали свое право вето до 1972 г., когда рассматривался сирийско-ливанский протест против действий Израиля. В период с 1967 по 1972 г. США поддерживали резолюции, в которых содержалась критика в адрес Израиля, или воздерживались от принятия таких резолюций. В 1973–2000 гг. Совет Безопасности принял примерно 100 резолюций по вопросам положения на Ближнем Востоке, в которых Израиль подвергался критике. США накладывали вето лишь на 35 резолюций, то есть примерно в течение двух третей этого периода поддерживали критику действий Израиля путем голосования «за» или воздерживания от голосования при утверждении упомянутых резолюций.
В июле 2000 г. Соединенные Штаты изменили свою политику. Они объявили, что будут накладывать вето на любую резолюцию Совета Безопасности по вопросам положения на Ближнем Востоке, в которой не содержится осуждение палестинского террора, а такие организации, как ХАМАС, «Исламский джихад» и «Батальоны мучеников Аль-Акса» не упоминаются в качестве групп, ответственных за террористические атаки. США также заявили, что в резолюциях должно содержаться упоминание о том, что любой уход Израиля с той или иной территории зависит от ситуации в области безопасности и что обе стороны конфликта должны стремиться к заключению урегулирования путем переговоров. Однако арабы все еще могут найти пути обхода требований США путем передачи соответствующих вопросов на рассмотрение Генеральной Ассамблеи, где факультативные (не обязывающие) резолюции принимаются большинством голосов. В этом случае поддержка почти любой антиизраильской резолюции обеспечивается без особого труда.
“ООН имеет имидж организации, действия которой основываются на соблюдении универсальных принципов правосудия и равноправия. В действительности, когда дело доходит до принятия важных решений, становится ясно, что ООН – не более чем исполнительный комитет диктатур третьего мира.” Джейн Киркпатрик (Jeane Kirkpatrick), бывший посол США в ООН.
МИФ
«Израиль обладает теми же правами, что и все другиечлены Организации Объединенных Наций».ФАКТ
В течение 50 лет Израиль не был членом какого-либо органа ООН. Эта ситуация изменилась 30 мая 2000 г., когда Израиль получил приглашение стать временным членом региональной группы «Западноевропейские и другие страны» – WEOG (Western European and Others regional group). Хотя Израилю было предложено лишь временное членство в региональной группе WEOG, это был исторический шаг, который мог способствовать прекращению дискриминации Израиля в ООН и открыть ему путь к участию в работе Совета Безопасности.Израиль был единственным членом ООН, не имевшим возможности участвовать в работе какой-либо региональной группы ООН. С точки зрения своего географического положения, Израиль должен был бы стать членом Азиатской региональной группы, но арабские страны преградили Израилю путь к участию в этой группе. Не будучи членом какой-либо региональной группы, Израиль не мог участвовать в работе Совета Безопасности или других ключевых органов ООН.
WEOG является единственной региональной группой, организованной не столько по географическому признаку, сколько по признаку принадлежности к странам, разделяющим принципы западной демократии. В группе WEOG 27 членов; это представители всех западноевропейских стран и «других» стран – Австралии, Канады, Новой Зеландии и Соединенных Штатов.
Права Израиля как члена группы WEOG существенно ограничены.
Поскольку Израиль имеет статус временного члена, он вынужден каждые четыре года вновь подавать заявление о приеме в члены группы. В течение двух лет Израиль не мог предлагать кандидатуры на занятие вакантных мест в каком-либо органе ООН и в течение более долгого периода времени не может конкурировать с другими странами в целях занять места в главных органах ООН – таких, например, как Экономический и Социальный совет. В течение первых двух лет членства Израиля в группе WEOG представителям этой страны также не разрешалось выдвигать свою кандидатуру на занятие той или иной должности в Совете ООН.
Также Израиль может принимать участие в деятельности WEOG только в нью-йоркском офисе ООН. В связи с этим еврейское государство не имеет возможности участвовать в дискуссиях и консультациях, проводимых WEOG в офисах ООН в Женеве, Найроби, Риме и Вене. В результате Израиль не принимает участия в обсуждениях многих важных проблем, в том числе таких, как права человека, расовая дискриминация и т. д.
В будущем Израиль надеется стать членом Азиатской региональной группы.
МИФ
«В Организации Объединенных Наций и ее филиалах часто критикуется политика Израиля, но евреи никогда не подвергаются нападкам и выступающие никогда не увлекаются антисемитской риторикой».ФАКТ
ООН осудила практически все мыслимые формы расизма. Были созданы программы борьбы с расизмом и его многочисленными разновидностями – включая ксенофобию, – но предложения о том, чтобы принять такие же меры против антисемитизма, систематически отклонялись. И лишь через 50 лет после создания ООН, 24 ноября 1998 г., слово «антисемитизм» было впервые упомянуто в резолюции ООН, а именно в конце резолюции Генеральной Ассамблеи № А/53/623, называвшейся «Ликвидация расизма и расовой дискриминации».С самого начала 1970 г. в ООН стали проявляться антисемитские настроения. Приведем несколько примеров, иллюстрирующих отвратительную атмосферу, воцарившуюся там: «Разве не евреи эксплуатируют американский народ и не они стараются унижать его достоинство?» – вопрос из выступления представителя Ливии в ООН Али Трейки (Ali Treiki).
«В Талмуде говорится, что, если еврей не будет каждый год выпивать кровь нееврея, он будет навеки проклят», – из выступления делегата Саудовской Аравии Маруфа аль-Давалиби (Marouf al-Davalibi) в 1984 г. на заседании Комиссии ООН по правам человека, посвященном обсуждению вопросов религиозной терпимости. Аналогичным образом в 1991 г. высказался сирийский посол, который утверждал, что евреи убивают христианских детей для того, чтобы использовать их кровь при изготовлении мацы.
11 марта 1997 г. палестинский представитель в Комиссии ООН по правам человека утверждал, что израильское правительство (!) сделало 300 палестинским детям инъекции вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Несмотря на возражения представителей Израиля, Соединенных Штатов и других стран, этот кровавый навет остается записанным в протоколах ООН.
МИФ
«Аннулирование резолюции, в которой содержится клевета на сионизм, доказывает, что теперь в ООН отсутствует враждебное отношение к Израилю».ФАКТ
Голосование по вопросу отмены резолюции ООН, в которой содержалось осуждение сионизма, не привело к устранению предубеждений против Израиля. В тот же месяц Генеральная Ассамблея приняла четыре резолюции по вопросу о ситуации на Ближнем Востоке, имевшие тенденциозный характер. В резолюции от 9 декабря 1991 г. 150-ю голосами против двух осуждалось израильское отношение к интифаде. 11 декабря была одобрена резолюция, призывающая к проведению спонсированной ООН мирной конференции с участием ООП; 104 голоса были поданы «за», 2 – «против». В другой резолюции осуждалось поведение Израиля по отношению к палестинцам на так называемых территориях (142 голоса – «за», 2 – «против»). 16 декабря – как раз в тот день, когда была отменена резолюция №3379, содержавшая клевету на сионизм, – в ООН состоялось голосование по нескольким антиизраильским резолюциям. В них содержались следующие требования к Израилю: аннулировать резолюцию кнессета, в которой Иерусалим провозглашается столицей Израиля; уйти с «оккупированных территорий», включая Иерусалим; объявить о роспуске израильской администрации на Голанских высотах («за» голосовало 152 депутата, «против» -1, Соединенные Штаты воздержались). Еще в одной резолюции выражалась поддержка движению за самоопределение палестинцев, а также поддержка права на возвращение палестинских беженцев.На голосование за отмену резолюции №3379 повлиял тот факт, что 13 из 19 арабских стран, включая те страны, которые вели переговоры с Израилем, – Сирия, Ливан и Иордания, а также Саудовская Аравия – голосовали за сохранение этой резолюции. Делегаты шести стран, включая Египет, который лоббировал против отмены этой резолюции, отсутствовали.
Арабы «еще раз оспорили само “право по рождению”, право на существование Израильского государства, – отмечала газета Нью-Йорк таймc. – Тот факт, что до сих пор большинство арабских государств остаются приверженцами постыдной и ошибочной доктрины, набрасывает тень на запоздалый, но все же триумф здравого смысла и совести» (имеется в виду отмена резолюции № 3379).
МИФ
«В течение длительного времени ООН играла конструктивную роль на Ближнем Востоке. ООН имеет репутацию организации, обеспечивающей справедливое и сбалансированное обсуждение различных споров; это позволяет рассматривать ее в качестве идеального форума для урегулирования арабо-израильского конфликта».ФАКТ
Начиная с середины 70 гг. ХХ в. арабо-советский блок и страны третьего мира образовали пропалестинское лобби в Организации Объединенных Наций. Это было особенно заметно при обсуждении различных вопросов на Генеральной Ассамблее, где эти страны – в большинстве из них были диктаторские или автократические режимы – почти всегда голосовали вместе для того, чтобы обеспечить принятие резолюций, направленных против Израиля и в поддержку ООП.Так, например, в 1974 г. Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, в которой содержалось приглашение Ясиру Арафату выступить с речью. Арафат принял это приглашение. Он появился на трибуне с кобурой на бедре. Арафат говорил о том, что в одной руке нужно иметь револьвер, а в другой – оливковую ветвь (свой револьвер он оставил снаружи перед тем, как войти в зал Ассамблеи). Годом позже, по настоянию арабских государств и стран советского блока, Генеральная Ассамблея приняла резолюцию № 3379, в которой содержалась клевета на сионизм и он объявлялся формой расизма.
Хаим Герцог
Посол Соединенных Штатов в ООН Даниэль Мойнихен (Daniel Moynihan) назвал эту резолюцию «непристойным актом». Израильский посол в ООН Хаим Герцог (Chaim Herzog) в своем выступлении перед коллегами назвал резолюцию № 3379 документом, «основанном на ненависти, лжи и высокомерии». Гитлер, сказал он, чувствовал бы себя как дома, слушая дебаты в ООН по этому вопросу.
16 декабря 1991 г. в Генеральной Ассамблее состоялось голосование по вопросу об аннулировании резолюции № 3379. «За» проголосовали 111 делегатов, 25 – «против», 13 воздержались; 17 делегаций отсутствовали или не приняли участия в голосовании. Ни одна арабская делегация не голосовала за отмену этой резолюции. ООП осудила проведенное голосование и роль Соединенных Штатов в этом вопросе. В своем выступлении Хаим Герцог сказал, что, когда дело касается Израиля, Организация Объединенных Наций становится похожей на страну чудес из сказки «Алиса в стране чудес». «В здании ООН…[Алисе] достаточно было бы иметь звезду Давида на головном уборе, чтобы на каждом углу слышать властный голос: “Ее голову – долой!”». Хаим Герцог отметил, что, пытаясь оправдать очередной террористический акт – взрыв бомбы в Иерусалиме, представитель ООП сослался на принятую в 1974 г. резолюцию Объединенных Наций, в которой содержалось осуждение Израиля.
Голосование «делегатскими блоками» в ООН привело к тому, что в 1975 г. стало возможным создать пропалестинский «Комитет по вопросу неотъемлемых прав палестинского народа». В действительности этот Комитет стал частью пропагандистского аппарата ООП; он выпускал почтовые марки, организовывал митинги, подготавливал кинофильмы и проекты резолюций в поддержку «прав палестинцев».
В 1976 г. указанный комитет рекомендовал «полностью реализовать неотъемлемые права палестинского народа, включая право палестинцев вернуться в израильскую часть Палестины». Он также принял рекомендацию о том, чтобы 29 ноября (1947 г.) – день, когда в ООН состоялось голосование по вопросу о разделе Палестины, – был провозглашен «Международным днем солидарности с палестинским народом». С тех пор в этот день произносятся антиизраильские речи, показываются соответствующие кинофильмы и организуются пропагандистские выставки. Несмотря на возражения Соединенных Штатов, был создан специальный отдел по палестинскому вопросу, ставший частью Секретариата ООН.
Израиль в большей степени, чем какое-либо другое государство в системе ООН, является объектом внимания многочисленных «следственных» комитетов, специальных представителей и докладчиков. Специальный представитель Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) за 27 лет своего пребывания в этой должности посетил Израиль 51 раз.
За последние 17 лет Генеральный директор Международной организации труда (ИЛО) каждый год посылает в Израиль «Специальную миссию». Комиссия по правам человека регулярно принимает неоправданно резкие резолюции, касающиеся ситуации с правами человека в Израиле. Из всех порицаний, публиковавшихся этой комиссией, 26% предназначались Израилю, в то время как такие страны-«правонарушители», «злоумышленники», как Сирия и Ливия, – никогда не подвергались критике.
Соединенные Штаты энергично реагировали на стремления придать Организации Объединенных Наций политический характер. В 1977 г. США на два года вышли из Международной организации труда в знак протеста против антиизраильской позиции ИЛО. В 1984 г. США покинули ЮНЕСКО – частично из-за необъективного отношения этой организации к еврейскому государству (в сентябре 2002 г. США приняли решение вернуться в ЮНЕСКО). Начиная с1982–1989 гг. арабские государства пытались не допустить предоставления Израилю места в Генеральной Ассамблее или выдвинуть специальные условия для участия этой страны в работе Ассамблеи. Лишь решительное лоббирование, предпринятое США, предотвратило принятие требований этих государств. В 2001 г. Соединенные Штаты присоединились к Израилю в бойкоте Всемирной конференции против расизма, когда стало ясно, что эта конференция стала не чем иным, как сборищем врагов Израиля.
На совещании в Мадриде в 1991 г. было положено начало «мирному процессу», начались поиски возможностей урегулирования арабо-израильского конфликта. В основу этих поисков был положен принцип прямых переговоров между сторонами конфликта. Однако ООН постоянно препятствует ведению переговоров на базе этого принципа. Соглашения в Осло основывались на использовании идеи двусторонних переговоров, направленных на устранение разногласий между израильтянами и палестинцами. Несмотря на это, Генеральная Ассамблея регулярно принимает резолюции, в которых делается попытка навязать неприемлемые решения по таким важнейшим проблемам, как Иерусалим, Голанские высоты и поселения. По иронии судьбы, в резолюциях Совета Безопасности № 242 и № 338 содержались предложения о проведении двусторонних переговоров, но эти предложения систематически отвергаются резолюциями Генеральной Ассамблеи. Таким образом, можно констатировать, что роль, которую сегодня играет ООН, не способствует разрешению арабо-израильского конфликта.
МИФ
«В ООН палестинцам не предоставляли возможностивыражать свое мнение».ФАКТ
Помимо той поддержки, которую палестинцы имели со стороны арабских и исламских стран и большей части других стран – членов ООН, начиная с 1975 г. палестинцам предоставлялись также особые права в этой организации. В 1975 г. Генеральная Ассамблея предоставила ООП статус постоянного представительства и тем самым открыла палестинцам дорогу на Манхэттен.В 1998 г. статус ООП был повышен – Генеральная Ассамблея стала именовать ООП термином «Палестина». Десятью годами позже в Генеральной Ассамблее состоялось заседание, в процессе которого палестинцам решили предоставить уникальный статус члена Ассамблеи без права голоса (всего в Ассамблее 185 постоянных членов). «За» проголосовало подавляющее большинство членов Ассамблеи – 124, «против» – 4, воздержались – 10. «Против» голосовали Израиль, Соединенные Штаты, Микронезия и Маршалловы острова.
Теперь на Генеральной Ассамблее палестинские представители могут поднять вопрос о «мирном процессе», участвовать вместе с другими членами Ассамблеи в подготовке резолюций, касающихся мира на Ближнем Востоке, а также пользоваться правом ответа на те или иные вопросы. Они все еще не имеют права голоса и не могут выдвигать кандидатуры на выборах членов комитетов ООН, например, Совета Безопасности. Вначале представители арабских стран пытались обеспечить палестинцам более широкие права, включая право участия в заседаниях наравне с представителями независимых государств, а также право выдвигать проекты резолюций. Они пошли на компромисс с делегатами европейских стран после того, как последние заявили арабам, что поддержат резолюцию о повышении статуса палестинцев только в том случае, если самые спорные политические пункты будут исключены из текста этой резолюции. И все же полученный палестинцами статус дает им ряд существенных процедурных привилегий, которыми не обладают представители стран со статусом наблюдателей – таких, как Швейцария или Ватикан.